ЮМОР

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Юмор
англ. humour) – особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие, внешне комическую трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляется смешным.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Юмор
в совр. смысле слова никоим образом не чужд классич. древности. В поэзии он имел место прежде всего в комедиях, пародиях, ямбах, сатирах и эпиграммах, но также имел мн. проявлений и в риторике.

Источник: Словарь античности. 1989

ЮМОР
(фр. humour — влага) — особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие, серьезное и ироническое отношение к тому, что кажется смешным. В отличие от других проявлений комического — сарказма, сатиры, жестких форм иронии, юмор рассчитан скорее на улыбку, на усмешку.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ЮМОР
особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие, внешне комическую трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляется смешным. В Ю. под маской смешного в отличие от иронии таится серьезное отношение к предмету смеха и даже оправдание «чудака». Становление Ю. – в эпоху Возрождения.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ЮМОР
англ. humour – юмор, нрав, настроение), особый вид комического, такое отношение к предмету изображения, когда внешне комическая трактовка сочетается с внутренней серьезностью. Например, юмористический рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника» содержит не только насмешку над Червяковым, над его опасениями и попытками извиниться, но и подводит читателя к мысли о трагизме судьбы этого человека, о его жалкости и ничтожности, в которых виноваты и окружающее его общество, и он сам. Юмор открывает истинную природу вещей, сущность явлений оказывается противоположна внешнему выражению: безумное оборачивается мудрым, ничтожное становится возвышенным.
Своеобразие юмора выявляется в сопоставлении его с другими видами комического. В отличие от иронии, юмор скрывает не смешное под маской серьезного, а серьезное под маской смешного. Цель иронии – высмеять, она обидна, задевает того, на кого направлена; юмор более сложен. Так, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» есть и юмор, и ирония. Образец иронии – насмешка над устоями светского общества:
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть сумел;
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
Кто славы, счастья и чинов
Спокойно в очередь добился,
О ком твердили целый век:
N.N. прекрасный человек.
Более мягкий и дружественный, юмор проявляется там, где автор говорит о любимых им героях: Онегине, Ленском, Татьяне:
В свою деревню в ту же пору
Помещик новый прискакал
И столь же строгому разбору
В соседстве повод подавал.
По имени Владимир Ленский,
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
Остроумие как вид комического основано на игре слов, неожиданном сближении понятий. Образец остроумия – известный анекдот о А. С. Пушкине, которому на одном из вечеров какой-то юноша, решив, что Пушкин пьян, заметил: «Что, Александр Сергеевич, у вас, кажется, мальчики в глазах?» – «И самые глупые», – ответил Пушкин. Юмор, в отличие от остроумия, не предполагает наличия двух сущностей, он изначально обращается к одному объекту, но видит в нем две противоположные и нерасторжимо связанные стороны: так, одновременно и смешон и трогателен Максим Максимыч в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова.
Сатира описывает пороки и недостатки, стараясь их исправить, а юмор видит в недостатках продолжение достоинств, а в достоинствах – продолжение недостатков. Например, обличение Н. В. Гоголем российской действительности в пьесе «Ревизор» и поэме «Мертвые души» – сатирическое, т. к. автор безжалостно высмеивает глупость и продажность чиновников, их страх перед вышестоящим начальством, косность помещиков и т. д. Но в его повести «Старосветские помещики» описание привычек, пристрастий, распорядка дня Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны дано с мягким юмором, представляет смешную и в то же время идиллическую картину. Юмор не жесток, он терпим к чужим порокам и слабостям, в отличие от сатиры.
Юмор сложен для исследования, т. к. он часто соединяется с другими видами комического. Кроме того, в обиходном употреблении термин «юмор» означает «смешное» вообще. Образцами чистого юмора в литературе считаются, например, романы М. де Сервантеса «Дон Кихот» и Я. Гашека «Похождения бравого солдата Швейка»: их главные герои вызывают смех, постоянно попадают в нелепые ситуации, но вызывают уважение своим отношением к жизни, внутренним миром.
Возникновение юмора связывают с обрядово-игровым, праздничным смехом – на празднике всем весело, всем смешно, и никто не обижается, если над ним посмеются. Довольно долго юмор стоял в оппозиции к обществу и официальной культуре. Общество признавало сатиру на врага и каламбурное остроумие, но не юмор. Юмор зарождался в выходках Диогена: например, когда Александр Македонский сказал ему: «Я могу сделать для тебя все, чего ты ни пожелаешь», Диоген ответил: «Отойди и не закрывай мне солнце». Стихия юмора растет и ширится вместе с подъемом личностного начала, т. к. юмор всегда индивидуален, он предполагает субъективное мнение того, кто смеется, его собственную оценку событий. Стихия юмора выделяется в литературе достаточно поздно.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
906.86 кб

Юмор и сатира на советской эстраде 1920-х гг

Рябова Галина Николаевна
В статье рассматривается своеобразие юмора и сатиры на советской эстраде в 1920-е гг. Эстрада один из самых массовых видов искусства, в котором юмор и сатира занимают значительное место.
Читать PDF
0.00 байт

Инфернальная карнавализация: «Черный юмор» партизан и чекистов 1920–1930-х гг

Тепляков Алексей Георгиевич
Статья посвящена трансформациям карнавального действия в послереволюционные годы, когда традиционное народное веселье приобрело архаичные черты, представляя собой зрелище жестокой мести верхам со стороны низов, связывая кровавой п
Читать PDF
0.00 байт

Русский юмор и сатира в Китае

Хисамутдинов Амир Александрович
Статья описывает юмористические и сатирические издания, выпускаемые в Китае русскими эмигрантами; анализируются программы журналов и их художественная ценность (первая половина XX в.).
Читать PDF
249.22 кб

М. Ю. Матвеев юмор и библиотека: Смех и слезы

И.Г.
Матвеев М.Ю. Юмор и библиотека: Смех и слезы // XX век. Две России одна культура. СПб., 2006. С. 276-291.
Читать PDF
0.00 байт

Сатира и юмор в фольклоре адыгов

Чуякова Н. М.
Читать PDF
0.00 байт

Финансовый юмор

Читать PDF
368.08 кб

Сатира, юмор и ирония в творчестве Пушкина

Раскольников Ф. А.
Читать PDF
301.59 кб

Кейт Фокс. Правила английского юмора, или юмор - всему голова

Жук Э. Н.
Читать PDF
99.23 кб

Улыбка разума (двуплановый юмор в художественном мире Сергея Довлатова)

Ким Хен Чон Ким Хен Чон
Статья посвящена специфическому юмору в творчестве С. Довлатова. Двуплановый юмор играет важную роль для понимания художественного мира автора.
Читать PDF
392.21 кб

Юмор как основная тональность интермедий Н. Эрдмана к пьесе У. Шекспира «Два веронца»

Баринова Ксения Владимировна
Рассматриваются интермедии Н. Эрдмана к пьесе У. Шекспира «Два веронца» в сравнении с оригинальными сценами.
Читать PDF
402.32 кб

Сатира и юмор в башкирской литературе 20-30-х гг. ХХ века

Сафиуллин А. Н.
Тема сатиры и юмора в башкирской литературе малоизученная область в литературоведении. Некоторые материалы на эту обширную тему отображались в литературоведческих изданиях, а также в сборниках по башкирской литературе.
Читать PDF
0.00 байт

ЗАГЛАВИЕ ПОЭМЫ Н.П. ОГАРёВА «ЮМОР» КАК ВЫРАЖЕНИЕ Её ЛЕЙТМОТИВА

Баталова Тамара Павловна
Автор этой статьи раскрывает смысл заглавия поэмы Н.П. Огарёва «Юмор» через сопоставление образов Петра I, дворца и тюрьмы.
Читать PDF
0.00 байт

«Фантастический юмор» в романе Ф. О' Брайена «о водоплавающих»

Бороненко Алексей Владимирович
Рассматривается такой специфический модус ирландского юмора как фантастический юмор, который нашел свое отражение в романе ирландского писателя Ф. О'Брайена «О водоплавающих».
Читать PDF
0.00 байт

«Недуг, которого причину давно бы отыскать пора»: английский сплин, юмор и чудачество как выражение

Бент Алевтина Георгиевна
В статье рассматриваются такие типично английские понятия, как сплин, юмор, нонсенс, спорт и чудачество. Они взаимно дополняют друг друга и становятся выражением английской ментальности.
Читать PDF
0.00 байт

Сатира и юмор в малых жанрах адыгейской литературы

Жачемук З. Р.
Особенности басенного жанра и сатиры, обозначившиеся в адыгейской литературе уже в 1920-1930-х годах, получили глубокое и разнообразное развитие после Великой Отечественной войны.

Похожие термины:

  • ДИКИЙ ЮМОР

    Тип юмора, сформировавшийся в культуре США 19 века, истоки которого обнаруживаются в фольклоре фронтисменов (обитателей «пограничья» — фронтира, оделяющего зону освоенной территории от неизвестн