Juraj Dalmatinac), в Италии — Джорджо да Себенико (Giorgio da Sebenico) Ок. 1400, Задар — 1473, Шибеник. Хорватский скульптор и архитектор Раннего Возрождения. Работал в городах Далматинского побережья Хорватии и в Италии (Венеция и Анкона). Учился предположительно в Венеции у архитекторов братьев Дж. и Б. Бон. Первое документальное свидетельство о творчестве мастера относится к 1441, когда с ним был заключен договор о продолжении строительства собора в далматинском городе Шибеник (по-итальянски — Себенико). Не ограничиваясь архитектурной задачей, Юрай Далматинец украсил постройку богатым и оригинальным скульптурным декором. Особенно впечатляет своеобразный скульптурный фриз, проходящий по наружным стенам 3 апсид (1441—1443). Здесь изображены 74 головы мужчин, женщин, детей и даже 3 львов. Лица, различные по возрасту, типу, характеру, чертам, настолько выразительны и индивидуальны, что их портретность кажется непререкаемой. Одухотворенность, идущая еще от предшествующих готических традиций. сочетается в них с пластической объемностью, ощущением полнокровной жизни реального образа, богатством светотеневой моделировки. Этот редкий по своей иконографии цикл, вероятно, создан под влиянием античной скульптуры, памятники которой рассеяны по всему побережью Далмации. Стремясь подчеркнуть самобытность каждой личности, мастер располагает их не в непосредственном соседстве, а помещает в раму прямоугольных кассет, углубленных в стену. Головы же, наоборот, выдвинуты всем объемом вперед. Благодаря этому приему игра света и тени выявляет специфичность черт каждого лица. Здесь и пылкие юноши, и умудренные старцы, зрелые мужи и юные девы. Поражает разнообразие взглядов, которого мастер достигает каждый раз особым разрезом глаз, направленностью зрачка, поворотом головы. Столь же разнообразны головные уборы и прически. Работая с камнем, скульптор добивается удивительной пластичности, ощущения вылепленности объемов. Время, наложившее отпечаток на сохранность памятника, не помешало его выразительности. Завершив этот грандиозный скульптурный "венок" и продолжая работу по возведению собора, мастер засвидетельствовал в камне свое авторство. На одном из столбов северо-восточной апсиды он изобразил двух путти, держащих свиток с надписью, посвященной строительству храма и датой — 1443. Ниже, на основании этой рельефной композиции, высечена еще одна надпись, удостоверяющая авторство мастера. В 1452 Юрай Далматинец завершил крещальню собора, также обильно украшенную скульптурой. В центре небольшого сводчатого сооружения располагается купель, поддерживаемая фигурками пухленьких младенцев. Купольный свод разделен на 4 сектора, в каждом из которых представлена в невысоком рельефе фигура ангела. Изображенные в различных поворотах прекрасные юноши-ангелы словно идут по кругу, свободно размещаясь в отведенном пространстве. В центре купола — голова Вседержителя, напоминающего своим обликом Юпитера. Когда из-за недостатка средств строительство собора было временно прекращено, Юрай Далматинец был приглашен в соседний Сплит, где занимался в основном скульптурными работами. Наиболее значительны из них 2 надгробия — сплитского епископа Арнира (1444—1448, церковь Св. Евфемия при бенедиктинском монастыре, ныне — Сплит, дворец Лукшичей) и св. Сташа (1448). Последнее расположено в бывшем мавзолее римского императора Диоклетиана, ставшем сплитским собором в христианское время. Каждое из надгробий представляет собой саркофаг, на крышке которого помещено изображение покойного. Передняя стенка саркофагов украшена рельефными сценами. Характерной особенностью изображенных фигур в рельефах является непропорциональность тел, слишком коротких в сравнении с крупными головами. В нач. 1450-х Юрай Далматинец был приглашен в итальянский город Анкону. Здесь по его рисункам был исполнен скульптурный декор Лоджии деи Мерканти (1451—1452) и несколько статуй для портала церкви Св. Франциска (1452). Исследователи полагают, что одну из статуй Лоджии — аллегорию Милосердия, высеченную из далматинского камня, исполнил сам мастер. Это обнаженная женская фигура, окруженная крылатыми путти, ищущими у нее защиты. Полнокровная пластика тел, свободный поворот, верность пропорций отличают как саму статую, так и фигурки младенцев, разнообразных по своим позам и движениям. В дальнейшем Юрай Далматинец работал в основном как архитектор в различных городах Далмации, главным образом в Дубровнике. Здесь он исполнил одну из последних своих скульптур — статую св. Влаха (Власия) — защитника и покровителя Дубровницкой республики. На лице величественного старца мудрое спокойствие, он прижимает к груди модель хранимого им города. Этот впечатляющий образ стал символом Дубровника. Последние годы жизни (1464—1473) мастер посвятил продолжению строительства собора в Шибенике, до завершения которого он так и не дожил. Разносторонняя деятельность Юрая Далматинца сыграла важную роль в развитии архитектуры и скульптуры Далмации.
Лит.: Fiskovic C. Juraj Dalmatrinac. Zagreb, 1963.
Л. Алешина