Юрьев день

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Юрьев день
в первые введен Судебником 1497 г. Начиная с этого времени крестьянский переход ограничивался двумя неделями в году: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня(26 ноября).

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

ЮРЬЕВ ДЕНЬ
26 ноября старого стиля (один из двух церковных праздников в честь святого Георгия), в России XV-XVI вв. время перехода крестьян от одного феодала к другому. Судебник 1497 г. установил срок перехода за неделю до Ю.Д. и неделю после. Отменен указом о заповедных летах в 1580-1590-х гг.

Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005

ЮРЬЕВ ДЕНЬ
срок, в течение которого частновладельческим крестьянам разрешалось покидать своего господина – за неделю до и неделю после Ю.д. (26 ноября) ото Судебнику 1497 г.; был связан с окончанием сельскохозяйственных работ. В случае ухода крестьянин платил хозяину «пожилое». Восстановлен в 1601–1602 гг. см. Выход крестьянский).

Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011

ЮРЬЕВ ДЕНЬ
осенний), 26 ноября по старому стилю, церковный праздник, посвященный святому Георгию (Егорию, Юрию) Победоносцу. По традиции в Ю.д. осуществлялся переход крестьян от феодала к феодалу (см. Выход крестьянский), т. к. к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчет по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным податям. Право перехода крестьян временно отменено с введением заповедных лет, запрещено законодательно в 90-х гг. 16 в. (запрет подтвержден Соборным уложением 1649).

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Юрьев день
весенний (23 апреля) и осенний (26 ноября). Церковный праздник в честь Святого Георгия (Юрия), совпадавший с началом и окончанием сельскохозяйственных работ. В Юрьев день весенний был установлен срок взноса оброка. До конца 16 в. за неделю до осеннего Юрьева дня и в течение недели после него разрешался переход крестьян от одного феодала к другому. Впоследствии несколько раз «права выхода» крестьян на некоторое время ограничивалось (напр., 1581 г.). Окончательно право Юрьева дня было отменен Соборным уложением царя Алексея Михайловича в 1649 г. Тем самым было осуществлено полное закрепощение крестьян.

Источник: Краткий исторический словарь

Юрьев день
26 ноября) - дата, с которой на Руси связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу, так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчет по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным налогам. В общегосударственном масштабе крестьянский выход был ограничен в Судебнике 1497 г. двухнедельным периодом - по неделе до и после Юрьева дня. Судебник 1550 г. подтвердил это положение. Право перехода крестьян было временно отменено с введением "заповедных лет", а затем запрещено законодательством 90-х гг. XVI в. Соборное Уложение 1649 г. подтвердило этот запрет.

Источник: Краткий исторический словарь. 2004

ЮРЬЕВ ДЕНЬ
весенний и осенний – название церковных праздников, посвященных христианскому святому – Георгию (Егорию, Юрию) Победоносцу, Празднуется 23 апреля старого стиля (кончина) и 26 ноября старого стиля (чудо св. Георгия о змее и девице – известный житийный, иконописный, фольклорный и литературный сюжет). Ю. Д. – основные вехи народного календаря. Широко известен в истории в связи с отменой в конце XVI в. права крепостных переходить от одного помещика к другому в осенний праздник св. Юрия. Отсюда поговорка о неожиданной неприятности: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» В шутливом значении Ю. Д. употребляется как выражение, обозначающее короткий период освобождения от обязательств, например на отдыхе и др.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Юрьев день
весенний (23 апреля) и осенний (26 ноября) по старому стилю, церковный праздник, посвящённый святому Георгию (Егорию, Юрию) Победоносцу и совпадавший с началом и окончанием сельскохозяйственных работ. По традиции в Юрьев день весенний был установлен срок взноса оброка. До конца XVI в. за неделю до осеннего Юрьева дня и в течение недели после него разрешался переход крестьян от одного феодала к другому, т. к. к 26 ноября завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчёт по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным податям. Впослед ствии несколько раз «право выхода» крестьян на некоторое время ограничивалось (например, в 1581 г.). Это право было временно отменено с введением заповедных лет, запрещено законодательно в 90-х гг. XVI в. (запрет подтверждён Соборным уложением 1649 г.). Тем самым было осуществлено полное закрепощение крестьян.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

ЮРЬЕВ ДЕНЬ
осенний) - церк. праздник в честь св. Георгия 26 нояб. ст. ст., совпадавший с окончанием годового цикла с.-х. работ. Получил известность в связи с ограничением и отменой права крест. переходов в ходе закрепощения крестьян в 15-нач. 17 вв. С завершением объединения рус. земель ст. 57 Судебника 1497 ограничила в общегос. масштабе крест. переход неделей до и после Ю. д. с выполнением ряда финанс. обязательств и юридич. условий. Нормы о Ю. д. подтверждены ст. 88 Судебника 1550. Отмена права перехода тяглых крестьян (затем бобылей и тяглых горожан) произошла в результате введения заповедных лет и др. юридич. мер в кон. 16 в. В сов. науке существуют разные точки зрения по указ. вопросам. Одни (Б. Д. Греков и др.) считают, что указ 1580 о заповедных годах был введен на всей терр. гос-ва в 1581, другие (С. Б. Веселовский и первоначально В. И. Корецкий) полагают, что указ постепенно распространялся по стране, третьи (В. И. Корецкий) датируют его 1581, но исключают из сферы его действия юж. р-ны, четвертые относят введение заповедных лет к первым годам правления Федора Ивановича в кон. 1584-85 (Р. Г. Скрынников). Корецкий связывает окончательную отмену Ю. д. с несохранившимся указом 1592/1593, др. ученые - с указом 1597 о сроке сыска беглых крестьян, исходившим из признания запрета переходов. Запрет перехода в Ю. д. сохранился и в 17 в. (см. Соборное уложение 1649), хотя указы 1601-02 временно восстановили переход для нек-рых категорий крестьян.

Лит.: Черепнин Л. В., Образование Русского централизованного гос-ва в XIV-XV вв., М., 1960; Новосельцев А. П., Пашуто В. Т., Черепнин Л. В., Пути развития феодализма, М., 1972; Корецкий В. И., Закрепощение крестьян и классовая борьба в России во второй пол. XVI в., М., 1970; Скрынников Р. Г., Заповедные и урочные годы царя Федора Ивановича, "ИСССР", 1973, No 1.

В. Д. Назаров. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ЮРЬЕВ ДЕНЬ
праздник в честь "освящения церкви св. великомученика Георгия в Киеве, пред враты Св. Софии".
Праздник этот известен в русском народе под названием осеннего, в отличие от весеннего, Юрьева дня и ведет свое начало с XII в. Он установлен вел. кн. Ярославом, который первый заповедал по всей Руси "творити праздник св. Георгия месяца ноября 26-го числа". В древнерусской жизни Юрьев день был очень важным срочным днем в хозяйственном быту, так как в этот день русские крестьяне пользовались правом перехода от одного помещика к другому. В Судебнике говорится об этих переходах, что они должны совершаться за неделю до Юрьева дня и неделю по Юрьеве дне осеннем. В одной грамоте тоже читаем: "...а крестьянам отказываться из города в волость и из волости в город на один срок в году: за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю по Юрьеве дне осеннем". В Стоглаве по указу царя и митрополита предписывается "отказывать (отпускать) служилых людей при монастырях, домах монастырских, архиерейских и епископских на срок по Юрьеве дне осеннем по старине же".
Царь Борис Годунов, а за ним царь Василий Иванович Шуйский решительно запретили вольные переходы крестьян, и вместе с тем прекратилось прежнее значение Юрьева дня осеннего. Теперь о нем сохранилось несколько пословиц, в которых предки наши, видимо, высказывали сильное сожаление о потерянном дне свободы. "Вот тебе, бабушка, Юрьев день", - вероятно, сказалось русским человеком, когда он впервые и неожиданно узнал запрещение перехода. Или: "Наряжалась баба на Юрьев день погулять с боярского двора"; "Верстался мужик на Юрьев день рядеть о боярском добре: мужик не тумак, знает, когда живет Юрьев день" и т.д. От древнего Юрьева дня оставался вплоть до XIX в. благочестивый обычай, по которому в день памяти св. Георгия, 26 ноября, русские крестьяне при отъезде куда-либо в дорогу служили молебствия о благополучии на предстоящий путь.
И.П. Калинский

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000