1885, Москва - 13.12.1964, Нью-Йорк) - инженер-кораблестроитель. Образование получил на кораблестроительном отделении Петербургского политехнического института (1903-9).
Трудовую деятельность начал в Кронштадтском порту в должности корабельного инженера. Вскоре Ю, был направлен в Ревель, где занимался проектированием морских судов, в частности, подводных лодок. Затем молодому инженеру предложили занять ответственную должность руководителя отделения Балтийского завода в Николаеве.
Находясь при этом на действительной воинской службе, Ю. получил в 1914 чин штабс-капитана. Активно содействовал организации в Петербурге в 1915 Союза морских инженеров: стал секретарем Союза.
Привлеченный перед 1-й мировой войной в отдел кораблестроения морского генерального штаба, Ю. был в числе авторов проектов 4 супердредноутов: «Бородино», «Кинбурн», «Измаил» и «Наварин». В процессе разработки им были предложены новые линии обводов для корпуса корабля, что дало отличные результаты при макетных испытаниях. Начавшаяся революция помешала строительству кораблей.
Заслуги Ю. были отмечены орденами Св,Станислава 1-й степени (1913) и Св.Анны 3-й степени (1915), После Октябрьской революции Ю. покинул Россию. Преодолев обычный для белых офицеров маршрут (Крым - Черное море - Турция), он в конце концов добрался до Парижа, С трудом, после продолжительных поисков, получил место чертежника на автомобильном заводе Рено. Со временем появилась возможность вернуться к работе по судостроительной специальности. Благодаря рекомендации адмирала Погуляева Ю.
познакомился с директором верфей Пенхоэт - Фульдом. Русский инженер включился в разработку проекта большого пассажирского океанского лайнера для трансатлантических маршрутов - предложил оригинальный профиль корпуса корабля, имевший своеобразные «бульбообразные» обводы, Опытные испытания модели в гамбургском бассейне подтвердили высокие ходовые качества конструкции. Из более чем 20 представленных вариантов проект Ю. оказался лучшим и был положен в основу при создании парохода «Нормандия». Построенный в конце 20-х начале 30-х, этот лайнер стал одним из самых больших (водоизмещение 83400 т), быстроходных и комфортабельных судов. После первого рейса в 1935 лайнер стал обладателем приза «Голубая лента Атлантики», установив рекорды наименьшей продолжительности перехода и наивысшей средней скорости. Несмотря на шумный успех парохода «Нормандия», имя автора важнейших расчетов конструкции осталось по существу в тени. Не находя новых интересных предложений в Европе, Ю. в 1937 уехал в Америку. С 1940 работал техническим консультантом Управления морского флота США.
В 1941 принял американское гражданство, В США Ю. провел последний период своей жизни.
ЮРКЕВИЧ Владимир Иванович
ЮРКЕВИЧ Владимир Иванович
Источник: Энциклопедия Русской эмиграции
ЮРКЕВИЧ Владимир Иванович
(18 июня 1885, Москва - 15 дек. 1964, Йонкерс, Нью-Йорк)— инж., конструктор мор. кораблей. Род. в семье преподавателя истории и географии, действительного статского советника. Оконч. 4-ю Московскую гимназию с золотой медалью, корабельное отделение Санкт-Петербургского Политехнич. ин-та (1909). В 1910 произведён в корпус корабельных инж. при Кронштадтском мор. инж. уч-ще. Поступил инж. на Балтийский судостроительный завод в Петербурге, на котором построил 11 подводных лодок. По проектам Ю. на заводе были построены четыре крейсера-супердредноута — корабли обтекаемой формы с режущим заострённым носом. Во время Первой мировой войны — капитан по адмиралтейству. После революции 1917 переехал в Николаев, работал по кораблестроению ещё год до отъезда за границу.
В 1922 получил визу во Францию. Работал простым рабочим на заводе «Рено», чертёжником на судостроительном заводе в Аржантей. Ознакомившись с проектами франц. кораблей, обнаружил, что его формулы расчёта здесь неизвестны. В 1929 во время разработки проекта самого большого корабля «Норманди» были произведены испытания модели Ю. и модели, изготовленной французами. Модель Ю. оказалась более экономной. По проекту Ю. носовая форма корпуса почти не создавала носовой волны. Самый большой в мире трансатлантич. корабль «Норманди» водоизмещением в 83423 т., построенный по проекту Ю., был спущен на воду и в 1935 вышел в первое плавание в Нью-Йорк. При соревновании с англ, и нем. кораблями «Норманди» показала себя лучшим кораблём по скорости и огромной экономии топлива. В Париже основал бюро по конструкции кораблей с отделением в Нью-Йорке. В 1939 с семьёй переехал в Нью-Йорк и работал в бюро. В 1940 принял американское гражданство. Вторым новшеством Ю. в кораблестроении было создание цельнобетонных грузовых судов. Автор проекта для трансатлантич. судна водоизмещением в 90 тыс. т. на 5 тыс. пассажиров, стоимость переезда на котором из Америки в Европу стоила бы тогда со всеми удобствами всего 50 $ с человека. Состоял членом Об-ва рус. инж. в США. Родственники: вдова Ольга Всеволодовна.
Похоронен на кладбище Ново-Дивеево близ Нанует (шт. Нью-Йорк).
Лит. В.И. Юркевич // Часовой (Париж). 1935. Июнь. № 150. С. 14; Вечорин Е. Памяти В.И. Юркевича // НРС. 1964.20 дек.; Катенев Н. Корабельный инж. В.И. Юркевич — к 10-летию смерти: 1964—1974 //Там же. 1974. 15 дек.; Его же. Корпуса Корабельных инж. В.И. Юркевич // Бюллетень Об-ва рус. мор. офицеров в Америке. 1975. 15 апр. №4/131. С. 14-19; Мартиролог рус. военно-мор. эм. С. 154; Некролог. Незабытые могилы// Часовой (Брюссель). 1965. Март. №465. С. 19; Некролог. Эпоха в судо- строительстве (Памяти В.И. Юркевича) // НРС. 1965. 15 янв.; «Нормандия» — триумф Владимира Юркевича // Там же. 1997. 16 мая; Сконч. В.И. Юркевич//Там же. 1964. 15 дек.; Создатель «Нормандии» // Посев (Франкфурт-на-Майне). 1965. 12 марта; Юркевич О. В. Юркевич, корабли царской России и «Норманди»// НРС. 1969. 3 нояб.; Raymond В., Jones D.J. Yurkevich Vladimir // The Russian Diaspora. 1917-1941. Maryland and London, 2000. P. 233.
В 1922 получил визу во Францию. Работал простым рабочим на заводе «Рено», чертёжником на судостроительном заводе в Аржантей. Ознакомившись с проектами франц. кораблей, обнаружил, что его формулы расчёта здесь неизвестны. В 1929 во время разработки проекта самого большого корабля «Норманди» были произведены испытания модели Ю. и модели, изготовленной французами. Модель Ю. оказалась более экономной. По проекту Ю. носовая форма корпуса почти не создавала носовой волны. Самый большой в мире трансатлантич. корабль «Норманди» водоизмещением в 83423 т., построенный по проекту Ю., был спущен на воду и в 1935 вышел в первое плавание в Нью-Йорк. При соревновании с англ, и нем. кораблями «Норманди» показала себя лучшим кораблём по скорости и огромной экономии топлива. В Париже основал бюро по конструкции кораблей с отделением в Нью-Йорке. В 1939 с семьёй переехал в Нью-Йорк и работал в бюро. В 1940 принял американское гражданство. Вторым новшеством Ю. в кораблестроении было создание цельнобетонных грузовых судов. Автор проекта для трансатлантич. судна водоизмещением в 90 тыс. т. на 5 тыс. пассажиров, стоимость переезда на котором из Америки в Европу стоила бы тогда со всеми удобствами всего 50 $ с человека. Состоял членом Об-ва рус. инж. в США. Родственники: вдова Ольга Всеволодовна.
Похоронен на кладбище Ново-Дивеево близ Нанует (шт. Нью-Йорк).
Лит. В.И. Юркевич // Часовой (Париж). 1935. Июнь. № 150. С. 14; Вечорин Е. Памяти В.И. Юркевича // НРС. 1964.20 дек.; Катенев Н. Корабельный инж. В.И. Юркевич — к 10-летию смерти: 1964—1974 //Там же. 1974. 15 дек.; Его же. Корпуса Корабельных инж. В.И. Юркевич // Бюллетень Об-ва рус. мор. офицеров в Америке. 1975. 15 апр. №4/131. С. 14-19; Мартиролог рус. военно-мор. эм. С. 154; Некролог. Незабытые могилы// Часовой (Брюссель). 1965. Март. №465. С. 19; Некролог. Эпоха в судо- строительстве (Памяти В.И. Юркевича) // НРС. 1965. 15 янв.; «Нормандия» — триумф Владимира Юркевича // Там же. 1997. 16 мая; Сконч. В.И. Юркевич//Там же. 1964. 15 дек.; Создатель «Нормандии» // Посев (Франкфурт-на-Майне). 1965. 12 марта; Юркевич О. В. Юркевич, корабли царской России и «Норманди»// НРС. 1969. 3 нояб.; Raymond В., Jones D.J. Yurkevich Vladimir // The Russian Diaspora. 1917-1941. Maryland and London, 2000. P. 233.
Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.