Юродивый

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Юродивый
(в переводе со славянского «безумный», «глупый») – святой, подвизавшийся в самом трудном из подвигов – подвиге юродства, которое предполагает внешнее изображение безумия для обретения истинного духовного смирения.

Источник: Православная энциклопедия.

ЮРОДИВЫЙ
Подвижник, блаженный. Люди, сознательно отказавшиеся от благополучной жизни. Они не имели ни дома, ни обычной одежды, ни денег, многие ходили зимой и летом в лохмотьях, босыми. Юродивые посвящали свою жизнь Христу, за что и назывались в народе «Божьи люди», или «Христа ради юродивые». В жестокие времена насилия, несправедливости только юродивые могли не побояться выступить в защиту бедных и обиженных, сказать правду господину, боярину или даже царю. О степени уважения к юродивым свидетельствуют прекрасные храмы, названные в их честь. Самым известным таким храмом является одно из красивейших сооружений – храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Юродивый
разряд святых подвижников, избравших особый подвиг - юродство, т.е. облик безумия, принимаемый ради "поругания миру", радикального отвержения ценностей мирской жизни и служения Христу через свидетельствование о внеположности Христова пути мирской мудрости и мирскому величию. Юродство как путь святости реализует то противоположение мудрости века сего и веры во Христа, которое утверждает апостол Павел: "Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их " (I Кор. 3. 18-19), ср. еще: "Мы безумны Христа ради" (I Кор. 4. 10).
Юродство как особый род аскезы возникает в среде восточного монашества около V в. Палладий в Лавсаике (см. патерик) рассказывает о монахине в одном из египетских монастырей, которая делала вид, что она безумна и одержима бесами, жила обособленно, выполняла всю грязную работу, и монахини называли ее salh позднее обнаруживается ее святость, и Палладий указывает, что она воплотила в жизнь те слова из Послания к Коринфянам, которые цитировались выше. Евагрий (ум. 600 г.) рассказывает в своей Церковной истории о травоядцах, аскетах, которые питались травами и растениями; эти аскеты вернулись из пустыни в мир, но в миру продолжали аскетический подвиг - ходили в одних набедренных повязках, постились и притворялись безумными. Их поведение было исполнено соблазна, и это демонстрировало то совершенное бесстрастие ((((((((), неподверженность соблазнам, которых они достигли своим аскетическим подвигом. Из этой среды, согласно житию, написанному Леонтием Неаполитанским (середина VII в.), выходит Симеон, юродивый из Эмесы в Сирии, который, прикрываясь безумием, обличал грешников, творил чудеса; после его кончины жители Эмесы убеждаются в его святости. Таким образом, юродство как определенный путь святости складывается к VI-VII вв. Юродство предполагает внешнее безумие (бесноватость) как крайнее средство изничтожение гордыни, способность к прорицанию, осуществляемому под видом безумия и лишь постепенно постигаемому людьми, смиренное приятие поношений и побоев как следования Христу, обличение грешников и способность видеть бесов, их окружающих, ночные тайные молитвы и демонстративное неблагочестие днем и т.д.
Юродство как тип поведения использует, видимо, ту модель, которая была задана бесноватыми, жившими у мощей святых. В V-VI вв. около церквей, построенных на могилах святых (мартириумы), образуются общины бесноватых, которые периодически подвергаются экзорцизму, а в остальное время живут при церкви, выполняя различные работы в церковном хозяйстве. Бесноватые участвуют в церковных процессиях и могут выкриками и жестами обличать власть имущих в грехах и неблагочестии; их обличения воспринимаются как вещие слова, исходящие от обитающего в них беса (убеждение в том, что обитающие в бесноватых демоны могут открывать истины, скрытые от людей, основано на евангельских примерах бесов, исповедающих Сына Божия, ср. Мф. 8. 29; Мк. 5. 7). Вместе с тем в житиях юродивых часто повторяется мотив восприятия их как одержимых бесами, а их пророчеств и обличений как исходящих от демонов (в житии Симеона Эмесского, в житии Андрея, юродивого цареградского и т.д.).
Подвиг юродства не получает значительного распространения в Византии или, во всяком случае, лишь в редких случаях удостаивается признание в форме санкционированного церковью почитания. Ряд святых прибегают к юродству лишь в течение определенного времени, посвящая, однако, большую часть своей жизни аскезе другого типа. Период юродства отмечается, например, в житиях преп. Василия Нового (X в.), преп. Симеона Студита, учителя Симеона Нового Богослова, святителя Леонтия, патриарха Иерусалимского (ум. 1175 г.) и др. В византийских источниках, однако, содержатся многочисленные рассказы о "божиих людях", принимавших облик безумцев, ходивших нагими, носивших вериги и пользовавшихся исключительным почитанием византийцев. Иоанн Цеце (XII в.) говорит, например, в своих письмах о знатных константинопольских дамах, которые в своих домашних церквях вешают не иконы, а вериги юродивых, заполнивших столицу и почитаемых более, чем апостолы и мученики; Иоанн Цеце пишет, однако, о них с осуждением, равно как и некоторые другие поздневизантийские авторы. Такого рода осуждение было, видимо, характерно для церковных властей этой эпохи и связано со стремлением утвердить общежительное монашество, живущее по уставу и не практикующее нерегламентированные формы аскезы. При этих условиях, естественно, почитание юродивых как святых официальной санкции не получало.
Если в Византии почитание юродивых носит ограниченный характер, то в России оно приобретает весьма широкое распространение. Первым русским юродивым следует считать Исаакия Печерского (ум. 1090 г.), о котором рассказывается в Киево-Печерском патерике. Далее сведения о юродивых отсутствуют вплоть до XIV в., на XV - первую половину XVII в. приходится расцвет подвижничества, связанного с юродством, в Московской Руси. Русские юродивые ориентировались прежде всего на образец Андрея, юродивого цареградского, житие которого получило исключительно широкое распространение в России и вызвало многочисленные подражания (житие было написано в Византии, видимо, в Х в. и вскоре переведено на славянский; время жизни Андрея отнесено к V в., многочисленные анахронизмы и иного рода несообразности побуждают думать, что Андрей Юродивый является вымышленной фигурой). К числу почитаемых русских юродивых относятся Авраамий Смоленский, Прокопий Устюжский, Василий Блаженный Московский, Максим Московский, Николай Псковский Салос, Михаил Клопский и др. В их аскетическом подвиге отчетливо опознаются те черты, которые характерны и для византийской традиции юродства: внешнее безумие, дар прорицания, соблазн как принцип поведения (перевернутое благочестие), обличение грешников и т.д. В Московской Руси юродивые получают большую социальную значимость, они выступают как обличители неправедной власти и глашатаи Божией воли. Юродство воспринимается здесь как полноправный путь святости, и многие юродивые почитаются еще при жизни.

Источник: Святость. Краткий словарь агиографических терминов. 1994

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Типология образа «Юродивый во Христе» в русском иконописании

Туминская Ольга Анатольевна
Определяются типы иконографических изводов русского средневекового иконописания.
Читать PDF
0.00 байт

Юродивый Николка в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» и блаженный Тимофей по спискам и редакциям

Бутрина Валентина Филипповна
Читать PDF
0.00 байт

Юродивый и блаженные в рассказах-очерках Г. И. Успенского

Гурова Елена Павловна
В статье рассматриваются генезис и особенности художественного воплощения образов юродивого, блаженных в рассказах-очерках Г.И. Успенского.
Читать PDF
0.00 байт

«Мифа ради юродивый»: к проблеме личностной и творческой стратегии В. В. Розанова

Криволапова Елена Михайловна
В статье анализируется понятие «юродство» в свете социокультурных тенденций начала XX в. Устанавливается правомерность взгляда на В. В. Розанова как юродивого «своего времени».
Читать PDF
0.00 байт

Феномен юродства и юродивый герой А. М. Ремизова

Нагорная Н. А.
Читать PDF
0.00 байт

Юродивый герой в диалоге иерархий Достоевского

Иванов В. В.
В статье рассматривается юродство как диалог между духом и социумом на примере героев Достоевского князе Мышкине и Алеше Карамазове.
Читать PDF
0.00 байт

Юродивый герой в диалоге духовных типов

Иванов Василий Васильевич
В статье исследуется поэтика полифонического романа в аспекте связи принципа тройственной полифонии с разрабатываемой автором структурно-силовой теорией жанров.
Читать PDF
0.00 байт

Почему юродивый - не элемент «Смеховой культуры»?

Ростова Наталья Николаевна
At the end of the last century D.S. Lihachev and A.M. Panchenko have written the book "Laughter in the Ancient Russia". They pay attention to the phenomenon of Fools for Christ's Sake and they include it in "laughter's world".
Читать PDF
0.00 байт

Новгородские юродивые Николай Кочанов и Федор и их «Распря»

Петров Алексей Владимирович
Статья посвящена особенностям древнерусской религиозности и соотношению в ней генетически различных компонентов. Автор доказывает, что древнейшую основу междоусобных столкновений самоуправляющихся районов Новгорода XI-XV вв.
Читать PDF
0.00 байт

Иконография святых в двух видах духовной аскезы: преподобные и юродивые

Туминская Ольга Анатольевна
Статья посвящена изучению иконографии святых, находившихся одновременно в чине преподобных и юродивых. На иконах преподобные юродивые представлены как монахи.
Читать PDF
0.00 байт

Историко-художественная ценность предметов погребального культа (на примере поклонения юродивым Хрис

Туминская Ольга Анатольевна
Цель статьи рассмотреть сведения о памятниках культового характера XV XVII вв.
Читать PDF
0.00 байт

Рукописные жития юродивых XVI–XIX веков(по материалам рукописного отдела Российской национальной биб

Туминская Ольга Анатольевна
Иконография юродивых Христа ради может быть воспроизведена по упоминаниям в житийной литературе и иконографических подлинниках. Именно оттуда иконописцами черпаются сведения об облике этих святых.
Читать PDF
0.00 байт

ЯРУСНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ПРЕДСТОЯЩИХ СВЯТЫХ ЮРОДИВЫХ

Туминская Ольга Анатольевна
В XVI в. Каргополь ввиду своего географического положения стал крупным, активно застраивающимся торговым посадом и центром обмена. Он был интересен охотникам, рыболовам, купцам, мореплавателям. Появились ремесленники.
Читать PDF
0.00 байт

Юродивые Новгорода в Священном пространстве своего города

Туминская Ольга Анатольевна
Сакральное пространство прочитывается в любом средневековом городе, ибо каждый из них возводился по законам теоморфности.
Читать PDF
0.00 байт

А. М. Панченко юродивые на Руси

Панченко А.М. Юродивые на Руси // Панченко А.М. Русская история и культура : Работы разных лет. СПб., 1999. С. 392-407. Автор реферата С.А.Гудимова

Найдено книг по теме — 1

Похожие термины:

  • Иоанн, св., блажен. юродивый московск

    "водоносец, большой колпак"; † 3 июля 1569 г. {Половцов}
  • Феодор, новгородский юродивый

    — новгородский юродивый XIV в.; родился в Новгороде и в юных летах был обучен чтению книг. Он рано начал любить благочестие — в среду и пятницу строго постился и постоянно посещал храм Божий. По прим
  • Фома, Христа ради юродивый

    сольвычегодский, жив. в нач. XVI стол. {Половцов}
  • Георгий, юродивый новгородский

    память 3 ноября. {Половцов}
  • Георгий, юродивый шенкурск

    чудотворец, † 23 апр. 1392 г. {Половцов}
  • Михаил, Христа ради юродивый

    сольвычегодский, когда жил, неизв. (стр. 15 кн. Верюжского "Вологодские святые"). {Половцов}
  • Иоанн, юродивый московский

    — блаженный, юродивый московский, род. в Вологде, умер 3 июля 1589 г. в Москве. В молодости он был водоносом при одной соловарне. Затем, приняв на себе подвиг юродства, жил в в Ростове одновременно с пре
  • Иоанн, св., юродивый

    чудотвор. устюжский; представ. 29 мая 1494 г.; празднование памяти его 29 мая установлено Московск. собор. 1547 г. {Половцов}
  • Иоанн, юродивый устюжский

    — святой, юродивый устюжский; род. близ города Устюга; по смерти матери, бывшей игуменьей Орловского женского м-ря, стал юродствовать в г. Устюге. Умер 29 мая 1494 г. На его родине построена церковь во и
  • Никола-юродивый

    † 8 марта 1629 г. (по синодику новгородского Софийского собора № 1550 в библиотеке СПб. дух. акад.). {Половцов}
  • Парфений Юродивый

    Парфений Юродивый - писатель XVI века, живший и писавший в городе Суздале. С именем его известны два произведения: ""Канон св. Архангелу Михаилу"", помещенный первоначально в ""Следованной Псалтири"" ср
  • Василий, юродивый сольвычегодский

    (по рукописн. святц. память 3 июля). {Половцов}
  • Исидор (Христа ради юродивый)

    Исидор - Христа ради юродивый, ростовский чудотворец, родом из Германии; сначала католик, принял православие и удалился в Россию в Ростов, где и скончался в 1474 г.; погребен в храме Вознесения Христов
  • Иоанн (святой, юродивый устюжский)

    Иоанн, св. - юродивый устюжский. Умер 29 мая 1494 г. Ему посвящено житие и похвальное слово, существующие во многих списках.
  • Галактион (блаженный юродивый)

    Галактион - блаженный юродивый в Ферапонтовом монастыре. Умер в 1506 г. Память 12 января.
  • Андрей (Христа-ради юродивый)

    Андрей, Христа-ради юродивый, св. Когда жил этот святой - в V - VI веках или в X веке, как, когда и с какой целью составлено его житие, когда и как, в связи с этим житием, был установлен у нас праздник Покро
  • ЮРОДИВЫЕ

    психически неполноценные лица, которых часть верующих считает «ясновидцами» и «прорицателями».
  • Юродивые (блаженные)

    в православии аскеты, обладающие, по мнению верующих, даром прорицания и принявшие на себя подвиг юродства, т. е. внешнего, кажущегося безумия. Например, Василий Блаженный и др.