ЮРОДСТВО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

юродство
1Ц 21.15; 1Кор 1.18,21)-сумасшествие, глупость (то же слово в 1Кор 1.23; 2.14; 4.10 переведено как «безумие», а в 1Кор 1.25-«немудрое»).

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ЮРОДСТВО
в Святой Руси один из самых удивительных и трудных подвигов христианского благочестия. В основе его лежит пламенная любовь к Богу в сочетании с великим самоотвержением, чрезвычайным беспристрастием к себе, терпением поруганий, презрения со стороны народа, перенесением голода, жажды, зноя и других лишений, связанных со скитальческой жизнью. Этот святой подвиг открывает человеку дар благодати Божией - духовную мудрость для обращения бесславия в славу Божию, не допуская в смешном ничего греховного, в неблагопристойном - соблазнительного, в обличении - ничего несправедливого.
Святое юродство, утвердившись в человеке, приближает его к пророческому служению. Постоянное самонаблюдение, зоркая бдительность над малейшими движениями своего внутреннего мира, нравственная чистота, истинные духовные совершенства создавали те предпосылки святого видения, при котором им Духом Святым открывались моменты и поступки, оскорбляющие в людях славу Божию, и давалась смелость говорить обличающую правду "сильным мира сего". Тем самым они возвращали сердца согрешающих на путь истины и добра.
Святость юродству доставляет благодать Божия. Воспринимая ее чистые и спасительные истины, человек живой преданностью Богу и верой во Христа впитывает ее глаголы как "Божию силу и Божию премудрость" (1 Кор. 1, 24). И чем больше навыкает слушать голос Откровения Божия, тем глубже познает самого себя безумным (юродивым) перед считающими себя мудрыми в веке сем. Их безумие по отношению к внешней мудрости высказывается так, чтобы другие этому поверили и стали считать человека таковым. Все видят, что он верит в Распятого, раздает имение, умерщвляет плоть, ночи проводит в молитве. При обиде он не защищается, в красотах окружающего мира не обретает вкуса, думает и ожидает того, чего не видит ни он и никто другой. Это ли не достойное осуждения безумство? (Ср. 1 Кор. 3, 18).
В подвиге святого юродства действуют искусство веры, искусство Богоделания. Это искусство открывается тем, кто всем своим существом доверился Слову Божию и живой верой усвоил его себе как "Божию силу во спасение" (Рим. 1, 16). Живая вера доставляет человеку обновление Духом Святым, так что глаголы жизни вечной становятся в нем частью его существа. В меру духовного возрастания поведение его звучит диссонансом для душевного человека. Эта духовная мудрость мирским человеком воспринимается как юродство, по слову апостола: "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно" (1 Кор. 2, 14).
Святое юродство стремится иметь истинный разум всегда обращенным к Богу. Потому их внимание, душевное расположение, духовный взор, презирая земное, всегда заняты помышлением о Божественном. Так, Василий Блаженный имел "острый ум, всегда обращенный к Богу" и "нечувственен был ко всем житейским". Из-за этой особой жажды к развитию и возвышению к себе чистых понятий христианского разума и презрения к внешним порядкам жизни - все странности в жизни юродивых.
Живя среди общества, юродивые сознательно исключали себя из него. Они прерывали отношения с ближними, душа их была закрыта для других. Они исключали из своей жизни обмен мыслями с другими и не выявляли своих чувств. Они терпели самые обидные упреки в безумии, презрение и поношения. Но такими странными они были во внешней жизни. В душе же, наедине, они были более разумными по отношению к тем, кто считал их безумными. "Ты сокрыл в сердце своем заботу, как угодить Богу", говорится в житии св. Василия. Все препятствия к этому удалены от них, все узы, соединяющие их с миром, порваны кажущимся безумием. Они отреклись от своего ума в сфере его практических понятий. Во внешней жизни они подобны несмышленым детям: попечение о жизни, одежде, приличии ими отвергнуты. И даже ум, под влиянием которого находится и устраивается жизнь человека, ими обесценен. Прекратив отношения к миру, они расширили круг деятельности для Бога, чтобы жить и действовать единственно для Него.
Святое юродство чаще всего возникает в такое время, когда общественное сознание не воспринимает положительные примеры нравственных законов и способно бывает обратиться к доброделанию через отвращение от порока, через обнаружение пагубности страстей. Подвиг святого юродства - это не личный подвиг, а социальный. Он предполагает глубокое понимание жизни и глубочайшее нравственное самообладание.
Подвигом святого юродства люди посвящают свою жизнь делу спасения ближних. В этом подвиге присутствует свидетельство воплощенного протеста против чрезмерного тяготения людей к земле, только к ее интересам и запросам. Свободные от рабства внешнему, земному, юродивые своим жизненным примером назидали других не увлекаться "единым на потребу" в ущерб высшим целям жизни. Всегда поучительно видеть человека постоянно "внимающим себе", своей внутренней и внешней тишиной и самообладанием обесценивающим рассеянность и шумную суету мира сего.
Дивные подвижники святого юродства избирались Богом быть вразумительным орудием возвещения Его воли. В самом их бесславии и уничижении открывались могущественная сила правды Божией к обличению порока, унижению сильных и мудрых века сего, к облегчению участи страдающих от них людей. Водимые духом Божиим, эти подвижники часто проявляли святое дерзновение говорить открытую истину лицам, облеченным высокой властью, перед которыми другие не осмеливались возвышать голос правды. По требованию духовных нужд современников юродивые становились великими благодетелями для своих собратьев: кроткими наставниками в одним случаях, либо грозными обличителями и мужественными ратоборцами против зла в других.
Подвиг святого юродства часто сопровождался получением дара предсказывать будущее и отвергать гнев Божий от своих современников, тех самых собратьев, у которых они были в поношении и послушании. Их высокий подвиг благотворен по отношению к ближним с его внутренней, светлой стороны. Но не таким он видится совне, по тем странным поступкам, какие мы видим нередко во внешней их жизни. Воспринимая их как истинных подвижников благочестия, мы можем понимать их высокие нравственные побуждения, по глубокому смирению скрываемые под личиной мнимого безумия, и тем назидаться в благочестии. А если будем судить о них только с внешней стороны, то в их поступках обретем повод к соблазну. Поэтому благоразумие требует от нас большой осторожности в суждениях и поступках юродивых. Нам необходимо всматриваться в те мотивы и побуждения, которые легли в основу их странных поступков. Не поняв этих мотивов, мы подвергаем себя опасности стать ответственными за собственный соблазн. По мысли прп. Исаака Сирина, "человеку свойственно делать что-либо ради душевной чистоты и законно принимать на себя подвиг от прежде бывших отцов ради очищения ума своего. И когда подвижник, предложив себе эту цель - достигнуть чистоты - оказывается непонятым другими и они соблазняются его намерением, то ответственность за соблазн несет не подвижник, а соблазняющийся" (сл. 54). Помня об этом, юродивые постоянно молили Бога простить "неведение" тех, кто "ругался юродству их".
Подвиг святого юродства принимали на себя люди, уже утвердившиеся в духовных подвигах, испытанные в духовной мудрости. Юродство их представлялось как бы некоторой воинской хитростью против демонов. "Василий блаженный мудрейшим юродством прехитрил диавола", - говорится в службе юродивому Василию Московскому.
Юродивые как носители божественной благодати, стремившиеся под личиной юродства к осуществлению христианских идеалов, не укрылись от людского внимания и благоговения. Их странными речами и поступками не только не соблазнялись, но видели в них особенный, таинственно-пророческий смысл. Память о них, как великих угодниках Божиих, тайных молитвенниках за грешный мир, переходила из рода в род, из поколения в поколение. И, став достоянием истории, эта память не соблазняет современного человека, а высоко назидает стремящихся к истинной жизни по заповедям Божиим.
Прот. Г. Нефедов

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Мудрость и юродство Василия Розанова

Ермолюк Айгуль Ринатовна, Ермолюк Алексей Викторович
Статья представляет собой отклик на статью М.В. Чекмарёва и А.С. Чупрова. Авторы приходят к выводу, что изучение жизни и творчества В.В. Розанова способно помочь в решении вопросов, поднятых в рецензируемой статье.
Читать PDF
0.00 байт

Обратная перспектива в мировоззрении А. П. Платонова: сфера души, эфирное пространство и юродство в

Дырдин Александр Александрович, Куранов Александр Олегович
в статье поставлена проблема генезиса художественно-философских категорий А. Платонова. Отражены связи писателя с учением В.И. Вернадского о ноосфере и представлением П.А. Флоренского о пневматосфере.
Читать PDF
0.00 байт

Юродство и юродивые в произведениях Ф. М. Достоевского

Макаричев Ф. В.
The author has set himself to studying the problem of idiocy in F.M.Dostoyevsky's works and working out a more precise definition of the concept «God's fool» as Dostoyevsky saw it.
Читать PDF
0.00 байт

Юродство в творчестве И. А. Бунина: к вопросу о реализации темы безумия в русской литературе конца x

Хазова М. А.
Статья посвящена феномену юродства в изображении И.А. Бунина. Автор подчеркивает значимость поставленной темы для всего творчества писателя, пытающегося разобраться в проблемах России и всего русского народа.
Читать PDF
0.00 байт

Юродство, любовь и материнство в пьесе Л. Улицкой «Семеро святых»

Мотеюнайте И. В.
В статье представлено новое осмысление такого сложного культурного явления как юродство на примере исторической пьесы Л. Улицкой «Семеро святых».
Читать PDF
0.00 байт

ШУТОВСТВО И ЮРОДСТВО В РАССКАЗАХ А. ТЕРЦА. СМЕХОВАЯ КУЛЬТУРА РУССКОГО ПОСТМОДЕРНИЗМА

Gulnara Shomanova
Читать PDF
0.00 байт

Юродство веры: историко-культурный аспект старообрядчества

Долгов Вячеслав
Читать PDF
0.00 байт

Русское юродство в свете монашеского служения

Туминская Ольга Анатольевна
В статье на основе анализа трудов философов, богословов, историков, медиевистов выделен исторический аспект такого необычного в культурной эволюции человечества явления, как юродство.
Читать PDF
0.00 байт

Юродство как мировоззрение инакомыслящего

Ильин Алексей Николаевич
В статье рассматривается юродство как проявление инакомыслия. Юродство проанализировано как специфическое мировоззрение.
Читать PDF
0.00 байт

Иван Прыжов как зеркало русского социализма, пьянства и юродства

Васильев К.Б.
Автор, не считая И. Г. Прыжова (1827-85) крупным, вдумчивым историком и нравственной личностью, обращается, тем не менее, к его очеркам, видя в них пользу для лучшего понимания русской истории.
Читать PDF
0.00 байт

Культурно-семиотические функции православного юродства

Юрков С. Е.
Анализируется феномен православного юродства, рассматриваются его особенности в корреляции со структурой русской культуры в историческом, семиотическом, этических аспектах, обосновывается возможность его интерпретации в качестве с
Читать PDF
0.00 байт

Энтелехия юродства в русской культуре средневековья

Туминская Ольга Анатольевна
«Энтелехия» активная движущая сила духовного процесса в данном случае рассматривается на примере философско-культурологической составляющей явления юродства Христа ради.
Читать PDF
0.00 байт

Феномен юродства в контексте философской антропологии

Радаева С. В.
Читать PDF
0.00 байт

Творческая личность как пороговая личность: от юродства инока Авраамия до перформанса О. Кулика

Хренов Николай Андреевич
Статья посвящена культурологическому аспекту творческой личности как публичной личности.
Читать PDF
0.00 байт

Феномен древнерусского юродства в художественном пространстве романа М. Н. Загоскина «Юрий Милославс

Горбатов Михаил Александрович
XVII век эпоха Смутного времени и период расцвета юродства на Руси. Создавая первый русский исторический роман, М.Н. Загоскин не мог не ввести в повествовательную ткань фигуру христианского подвижника.