(род. 1873) — с.-д., бывший меньшевик. Известен как переводчик на русский язык философской литературы и как автор философских трудов, относящихся к эпохе реакции (1908—1912). В своих философских трудах К), примыкает к той разновидности махизма, которая представлена А. Пуанкаре, развивая теорию так называемого "эмпириосимволизма". Данные "чистого опыта": ощущения цвета, звука, вкуса и пр., равно как и "создания якобы чистого разума, как химера или шахматная игра", — все это суть эмпириосимволы. Нет объективного материального мира, нет реального пространства и времени и нет следовательно познания, которое являлось бы образом внешнего мира. Познание заключается в накоплении эмпириосимволов — от простейших, связанных с единичными ощущениями, ко все более высокой степени символизации. Высшими эмпириосимволами являются т.н. законы природы: вещь в себе, реальный мир, время, пространство, масса и прочие понятия естествознания — все это только "предельная система символов, к которой стремится наше сознание". Сам по себе "поток данного" с точки зрения Юшкевича лишен разумного содержания, порядка, законосообразности. Законы, порядок вносятся в "поток данного" нашим сознанием в форме эмпириосимволов.
Дабы избегнуть солипсизма, т. е. превращения индивидуального человеческого сознания в творца природы, Ю. рядом с разумом человека ставит сверхчеловеческий разум — Логос, являющийся носителем предельных эмпириосимволов — законов природы. "Эмпириосимволизм" Юшкевича является субъективным идеализмом махистского в основном толка, сочетающим в себе берклианство, юмизм, кантианство. "Набор слов, нахватанных из разных книжонок и сцепленных с явными ошибками материалиста Дицгена, — вот что такое "философия" господ Юшкевичей" — говорит Ленин. Философия Юшкевича характерна для махиста-меньшевика, что необходимо отметить в виду неоднократно делавшихся попыток со стороны критиковавших махизм меньшевиков (Плеханов, Деборин) изобразить махизм как явление, свойственное лишь большевистской фракции РСДРП.
В последнее время (1930) Юшкевич работал в качестве переводчика в Институте Маркса и Энгельса.
Сочинения Ю.: Материализм и критический реализм, СПб, 1908; Новые веяния, СПб, 1910; Мировоззрение и мировоззрения, СПб, 1912; см. также статью Современная энергетика..., в сб. "Очерки по философии марксизма", СПб, 1908. Исчерпывающая критика философских взглядов Ю. дана Лениным в "Материализме и эмпириокритицизме" (Соч., т. XIII, 2 изд., М.—Л., 1928).