Юстиниан I (Justinian I) (482-565), визант. император (527-565). На протяжении почти всего правления его армии оборонялись от персов на В. и успешно воевали с варварами на 3., стремясь восстановить Римскую империю в ее старых границах. Его полководец Велизарий разгромил вандалов в Сев. Африке (533) и остготов в Италии (535-553), и Равенна стала адм. центром гос-ва. Ю. проводил взвешенную внутр. политику, находясь под влиянием своей жены Феодоры. Реформировал администрацию провинций, кодифицировал рим. право (Corpus Juris Civilis), сведя воедино 4652 имп. декрета ("Кодекс Юстиниана"), объединил идеи лучших правоведов ("Дигесты") и ввел руководство для изучающих право ("Институции").
Страстный поборник ортодоксии, преследовал язычников и еретиков. При Ю. был воздвигнут знаменитый храм Св. Софии в Константинополе.
Юстиниан I
Юстиниан I
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Юстиниан I
около 482 или 483- 565 гг.) - император Византии с 527 г. Родом иллириец. Стремился к восстановлению былого могущества и прежних границ Римской империи. Им была проведена кодификация римского права. В ее основе лежали централизаторские и универсалистские идеи: единая империя во главе с императором, обладающим неограниченной властью; единый закон; единая (частная) форма собственности; единая форма семьи (укреплялась индивидуальная семья); единые права для всех свободных граждан империи; единая вера. Централизации государства способствовали административные реформы Юстиниана I (были укрупнены административные округа, их правителям давалась как политическая, так и военная власть на местах; повышалось жалованье чиновникам и запрещалась продажа должностей). Юстиниан I поощрял развитие ремесел и торговли. Вел с помощью своих полководцев (Велизария, Нарсеса) широкую завоевательную политику: были временно отвоеваны захваченные варварами области Западной Римской империи (в 533- 534 гг. Северная Африка, Сардиния и Корсика - у вандалов; в 535- 555 гг. Италия и Сицилия - у остготов; в 554 г. - часть юго-восточной Испании - у вестготов). На Востоке войска Юстиниана I вели войны с Персией, на Севере отразили натиск славянских племен. Преследуя еретиков и инакомыслящих, Юстиниан I стремился к прочному союзу с православной церковью. При нем велось грандиозное строительство: возводились военные укрепления для обороны от вторжений варваров, отстраивались города, украшавшиеся дворцами и храмами (в Константинополе воздвигнут храм святой Софии). Видную роль в политической жизни Византии играла его жена Феодора.
Источник: Исторический словарь
Юстиниан I
482 или 483-565) -визант. император с 527 г. Родился в семье бедного иллирийского крестьянина из Македонии. Его дядя, император Юстин I (518—527) (тоже из иллирийских крестьян, начал службу простым воином, достиг высоких чинов, на престол был возведен солдатами), приблизил к себе племянника и дал ему разностороннее образование. Будучи бездетным, он усыновил Ю. I, прибавив к его настоящему имени — Петр Савватий имя Юстиниан, и сделал его своим соправителем. После смерти дяди Ю. I стал властелином огромной империи. С одной стороны, его отличали великодушие, простота, мудрость политика, талант искусного дипломата, с другой — жестокость, коварство, двуличие. Ю.I был одержим идеей величия своей императорской особы. Внутренняя политика его была направлена на централизацию государства и укрепление экономики империи, на активизацию торговли и поиски новых торговых путей. Он провел законодательные и адм. реформы, осуществил кодификацию рим. права. Во внешней политике Ю. I руководствовался идеей восстановления Рим. империи; завоевал Сев. Африку, Италию, Юго-Вост. Испанию.
Территория империи увеличилась почти вдвое. На востоке вел войны с Ираном, на севере отражал натиск славян. Ю. I жестоко подавлял народные движения, преследовал еретиков и инакомыслящих, стремился к прочному союзу с церковью. Он стимулировал грандиозное строительство: возводились воен. укрепления для обороны от вторжений варваров, обновлялись старые и строились новые города, которые украшались дворцами, храмами. В Константинополе в 532— 537 гг. по приказу Ю. I был выстроен храм св. Софии. Видную роль в полит, жизни Византии играла жена Ю — Феодора.
Лит.: Дашков СБ. Императоры Византии. М., 1996; История Византии. Т. 1. М., 1967; Курбатов Г.Л. Ранневизантийские портреты: К истории общественно-политической мысли. Л., 1991.
Территория империи увеличилась почти вдвое. На востоке вел войны с Ираном, на севере отражал натиск славян. Ю. I жестоко подавлял народные движения, преследовал еретиков и инакомыслящих, стремился к прочному союзу с церковью. Он стимулировал грандиозное строительство: возводились воен. укрепления для обороны от вторжений варваров, обновлялись старые и строились новые города, которые украшались дворцами, храмами. В Константинополе в 532— 537 гг. по приказу Ю. I был выстроен храм св. Софии. Видную роль в полит, жизни Византии играла жена Ю — Феодора.
Лит.: Дашков СБ. Императоры Византии. М., 1996; История Византии. Т. 1. М., 1967; Курбатов Г.Л. Ранневизантийские портреты: К истории общественно-политической мысли. Л., 1991.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
Юстиниан I
лат. Justinianos)
(482 - 565 н.э.)
император Византии (Вост. Рим. империи) в 527 - 565 гг., выходец из Иллирии. Ю. считал своей задачей восстановление Римской империи в прежних границах. С этой целью он вел большие войны на западе: у вандалов отобрал Сев. Африку, а у готов - Италию и часть юго-вост. Испании. При Ю. Византия выступила с претензией на культурное наследие ант. мира. По его инициативе была проведена систематизация римского права, в результате чего появился знаменитый «Свод гражданского права». Однако все эти успехи были относительны: Византия вынуждена была платить ежегодную дань персам, сев. граница нарушалась славянами, а в Константинополе происходили восстания. В конце правления Ю. появились признаки кризиса империи; при его преемниках наступил упадок: истощилась казна, начался голод, повлекший за собой социальную дестабилизацию. В результате все завоеванное Ю. было утеряно.
История Византии: В 3 т. Т. 1. М., 1967.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Император Восточной Римской империи в период с 527 по 565. С помощью войска Велизария прикрывал рубежи Западной империи от нашествий персов и племен, населявших Балканский полуостров. Свел воедино все римские законы ("Кодекс Юстиниана"). Построил храм Св. Софии в Константинополе и, следуя своей церковной политике, разогнал греческие философские школы, включая Академию, действующую со времен Платона. История правления Юстиниана известна по произведениям Прокопия, сохранилось также несколько портретов Юстиниана и императрицы Феодоры среди мозаик церкви Сан-Витале в Равенне.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
(482 - 565 н.э.)
император Византии (Вост. Рим. империи) в 527 - 565 гг., выходец из Иллирии. Ю. считал своей задачей восстановление Римской империи в прежних границах. С этой целью он вел большие войны на западе: у вандалов отобрал Сев. Африку, а у готов - Италию и часть юго-вост. Испании. При Ю. Византия выступила с претензией на культурное наследие ант. мира. По его инициативе была проведена систематизация римского права, в результате чего появился знаменитый «Свод гражданского права». Однако все эти успехи были относительны: Византия вынуждена была платить ежегодную дань персам, сев. граница нарушалась славянами, а в Константинополе происходили восстания. В конце правления Ю. появились признаки кризиса империи; при его преемниках наступил упадок: истощилась казна, начался голод, повлекший за собой социальную дестабилизацию. В результате все завоеванное Ю. было утеряно.
История Византии: В 3 т. Т. 1. М., 1967.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Император Восточной Римской империи в период с 527 по 565. С помощью войска Велизария прикрывал рубежи Западной империи от нашествий персов и племен, населявших Балканский полуостров. Свел воедино все римские законы ("Кодекс Юстиниана"). Построил храм Св. Софии в Константинополе и, следуя своей церковной политике, разогнал греческие философские школы, включая Академию, действующую со времен Платона. История правления Юстиниана известна по произведениям Прокопия, сохранилось также несколько портретов Юстиниана и императрицы Феодоры среди мозаик церкви Сан-Витале в Равенне.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
ЮСТИНИАН I
подлинное имя – Петр Савватий, 482 или 483 – 565, годы правления 527 – 565) – уроженец деревни Таурисий в верхней Македонии, византийский император, в царствование которого были оформлены основы византийской государственности, церковности и культуры. Благодаря своему дяде Юстину, начальнику придворной гвардии, он был определен в отряд придворной гвардии (схол). Став императором, Юстин I назначил своего способного, упорного и честолюбивого племянника комитом (секретарем) доместиков в консистории (узкий императорский совет высших должностных лиц), то есть фактически признал его своим наследником. Вскоре Петр Савватий был удостоен высшего титула – патрикия и стал простатом (патроном) партии венетов. В 527 г. Юстиниан был провозглашен соправителем, а после смерти Юстина коронован на византийский престол. Целью внешней политики Юстиниана было восстановление Ромейской империи в ее прежних границах и возрождение ее былого могущества. В годы его правления территория Византии увеличилась вдвое. В ходе военных действий, успешно проводимых полководцами Велисарием и Нарсесом, у вандалов была отвоевана Северная Африка (533 – 334), у остготов – острова Западного Средиземноморья (Сицилия, Сардиния, Корсика, Балеары) и Италия (555 г.), у Вестготского королевства – Южная Испания (562 г.). Неспокойно было на восточных границах империи, где часто происходили военные столкновения с персами. Только в 562 г. Византии удалось заключить мирный договор с персидским царем Хосровом I. В своей внутренней политике Юстиниан, опиравшийся на мелких и средних землевладельцев и церковь, стремился упрочить монархическую власть и ортодоксальную христианскую религию. Он утверждал, что «…в едином государстве – единый закон и единая вера», и провозглашал себя «боголюбивым» и «христолюбивым» покровителем церкви. Юстиниан завершил разработку официальной концепции божественного происхождения императорской власти: император «поставлен» Богом, он – «живой закон», «символ и залог благополучия христианской общности». Это был первый византийский император, которого стали изображать на монетах не только со скипетром, но и с державой, увенчанной крестом. Однако церковная политика Юстиниана была изменчивой: в начале царствования он начал гонения на монофиситов, но в то же время посвятил в сан более 100 монофиситских священников и был в близких отношениях с их главой – Иоанном Эфесским, которого он назначил епископом Эфеса, а затем асийским митрополитом. В 529 г. Юстиниан закрыл Афинскую академию, оплот неоплатонизма, предал анафеме учение неоплатоника Оригена (эдикт 543 г.), приказал сжечь книги «эллинов» (562 г.), но не возражал против использования античных образов и средств выразительности в лирике и эпосе. Он объявил вне закона еретические культы и предложил всем инаковерующим перейти в православие (указы 527 – 729 гг.). Еретиков, евреев и язычников отстраняли от государственных должностей, конфисковывали их имущество, закрывали их храмы. В последние годы своего правления императору удалось примирить умеренные группировки и принудить Рим принять императорскую доктрину на соборе 553 г., но это не привело к согласию. С 528 г. Юстиниан начал проводить законодательные реформы, завершившие эволюцию теории права (см. Свод гражданского права и Новеллы Юстиниана); с 535 г – административные реформы, ограничившие всевластие бюрократического аппарата и предоставившие относительную самостоятельность городским общинам. Юстиниан отменил институт консулов; повысил персональную ответственность чиновников, за действиями которых стали надзирать епископы; способствовал утверждению господства как служилой, так и неслужилой землевладельческой знати; увеличил налоги. Деспотическое правление императора, сосредоточившего в своих руках светскую и духовную власть, вызвало восстание народных масс – «Ника» («Побеждай!», 11 января 532 г.), толчком к которому послужили злоупотребления столичных чиновников. В царствование Юстиниана Костантинополь стал интеллектуальным и культурным центром империи. При дворе процветала историография (Прокопий Кесарийский, Агафий Миринейский, Иоанн Лид) и эпиграмматическая поэзия (Павел Силентиарий, Агафий Миринейский); создавались мемуары (Петр Патрикий, Ноннос); был составлен справочник по статистической географии Византии («Синекдем» Иерокла). По свидетельству Прокопия Кесарийского, в годы правления Юстиниана прокладывались широкие мощеные дороги, отстраивались города, сооружались цистерны («Тысяча и одна колонна» в Константинополе), дворцы, площади, возводились храмы в столице империи (церковь св. Ирины, церковь св. мучеников Сергия и Вакха, церковь св. Апостолов, собор св. Софии), в Равенне (церковь Сан Витале, Сант Аполлинаре Нуова), в Эфесе (церковь св. Иоанна), в Иерусалиме, в Вифлееме, на горе Синай, в Антиохии, Карфагене, в Пицунде, Кафе и в других местах. На границах империи был построен оборонительный вал из крепостей. Мастера эпохи Юстиниана создавали великолепные мозаики, ткани, изделия из слоновой кости, мрамора, известняка и других материалов. Место своего рождения – Тауресий – император превратил в цветущий город и патриархию, названную «Юстиниана Прима». Противоречивую характеристику Юстиниану дал его современник Прокопий Кесарийский. В восьми книгах «Истории войн Юстиниана» он изобразил императора как талантливого полководца, блестящего стратега, созидателя христианской державы, заботившегося о своих подданных. В «Тайной истории» Юстиниан представлен как разращенный садист и циник, который в последние годы жизни не уделял должного внимания государственным делам и проводил время в спорах «с допотопными старцами из духовенства». Евагрий Схоластик, использовавший «Тайную историю» Прокопия в качестве одного из источников, упрекал императора, наполнившего «весь мир ропотом и смутами», в уклонении «от правой веры». Правление Юстиниана освещалось в сочинении Агафия Миринейского («О царствовании Юстиниана»), в 18ой книге «Хронографии» Иоанна Малалы и в других произведениях византийских хронистов. На площади Августеон был установлен конный монумент императора, выполненный из бронзы.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012