ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Ювелирное искусство
от нем. juwel или голл. juweel - драгоценный камень)– вид декоративно-прикладного искусства; изготовление художественных украшений, предметов быта из драгоценных металлов (золота, серебра), часто в сочетании с драгоценными и полудрагоценными камнями и пр.; художественные изделия из других металлов (бронза, медь), выполненные с тонким мастерством.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО
вид декоратив-но-прикладного искусства, представляющий собой изготовление художественных украшений, дорогих пред-метов быта, культовой утвари, оружия и др. изделий из драгоценных металлов, часто в сочетании с драгоценными и полудрагоценными камнями, жемчугом, перламутром, янтарем и т.д. К ювелирному искусству также относятся художественные изделия из недрагоценных металлов (бронза, медь, титан, сталь), выполненные с тонким мастерством в традиционных и новых ювелир-ных техниках.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО
от нем. juwel или голл. juweel – драгоценный камень), вид декоративно-прикладного искусства, изготовление художественных изделий (украшений, бытовых и культовых предметов, вооружения) из драгоценных металлов (золота, серебра, платины), часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями, а также со стеклом, перламутром, костью и др. материалами. Изысканность обработки подчеркивает красоту исходного материала.
При работе с металлами применяются различные техники: ковка, литье, чеканка, резьба или гравировка, оброн (фон вокруг рисунка вырезается), скань, или филигрань (узоры из тонкой проволоки напаиваются на фон), зернь (к филигранному орнаменту припаиваются золотые или серебряные шарики), чернь (измельченный сплав серебра, свинца, серы и др. компонентов наносится на гравированную поверхность металла, обычно серебра, и подвергается обжигу, в результате чего проявляется черный рисунок, прочно сплавленный с основой), эмали, инкрустация, полировка и др. Драгоценные камни часто подвергают огранке; используются также необработанные камни – кабошоны. С древнейших времен были популярны резные изделия из драгоценных и полудрагоценных камней – геммы.
В Древнем мире ювелирные изделия олицетворяли знатность и богатство их владельца; они служили не только украшениями, но и печатями, и амулетами, призванными защищать хозяина своей магической силой; был распространензвериный стиль. В Средние века мастерство ювелиров было направлено в основном на украшение предметов церковной утвари. Изготавливались великолепные золотые или серебряные оклады икон и богослужебных книг, украшенные драгоценными камнями, чеканные литургические сосуды. Ювелирные изделия эпохи Возрождения отличаются совершенством композиции, тщательностью проработки, богатством фантазии. К ювелирному искусству обращались прославленные мастера (А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Б. Челлини). Излюбленными типами изделий были нагрудные подвески и украшения для шляп. В Италии расцветает искусство резьбы по камню. Во Франции славилась школа лиможской эмали. Новый расцвет ювелирное искусство переживает в эпоху рококо с характерным для него стремлением к утонченности. Любимым камнем становится бриллиант, появляется классическая бриллиантовая огранка. В мужском костюме драгоценные камни использовались так же широко, как и в женском. В эпоху классицизма ювелирные изделия обретают строгость, из мужского гардероба практически исчезают украшения. Популярными становятся изящные табакерки и набалдашники для тростей.
С сер. 19 в. при изготовлении ювелирных изделий начинают применяться промышленные технологии, их производство становится массовым, используются менее дорогие материалы (накладное серебро, горный хрусталь, цветное стекло, искусственные бриллианты – стразы). Мастера модерна превратили ювелирные изделия в произведения большого искусства (Р. Лалик, Л. Гайар). Ювелиры обращаются в своих произведениях к формам живой природы; любимыми мотивами становятся волна, завитки растений, насекомые, птицы. Мировую известность получила продукция работавшей в России фирмы Фаберже (пасхальные яйца с механическим секретом, часы, украшения, сервизы, бинокли, портсигары и др.), отмеченные уникальностью конструкторских решений, тщательностью отделки, яркой праздничностью образного решения.
В 20 в. благодаря деятельности французского модельера-новатора Коко Шанель обретает популярность бижутерия. Осваиваются новые материалы, как дорогие (платина, палладий), так и более доступные массовому потребителю (цирконий, алюминий, цинк, керамика). Во второй пол. 20 – нач. 21 в. стремление к минимализму, обыгрыванию выразительности простых геометрических форм соседствует в ювелирном деле с интересом к изысканности и прихотливым линиям модерна и традициям народного искусства.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО
мастера-ювелиры древности жили и трудились в тесном общении с окружающим их миром и в своих работах воспроизводили то, что было для них знакомым, привычным, то, что входило в их жизнь и трудовые процессы, воспроизводили так, как видели и понимали. Вот почему в искусстве Египта был распространен лотос, а в искусстве Турции - кипарис и гранат. Из рук мастера-новгородца в XII в. выходит костяная ручка ножа в форме сига.
Сиг вновь возрождается в XVII в. на сосудах, сделанных новгородскими серебряниками. Безбрежные рус. снега проявились в белых эмалевых фонах на серебряных изделиях Устюга Великого и Сольвычегодска. Рус. золотая и серебряная посуда повторяет мягкоокруглые формы народной деревянной и керамической посуды. Очень логичен и прост рус. орнамент. Он тесно связан с формой предмета, не спорит с ней, а подчеркивает ее архитектонику, ее основные линии. Как бы ни были стилизованы растительные узоры орнамента, в них всегда есть начало и завершение: стебли поднимаются из кольца, сходного с устьем, из цветка лилии (крина) или вазона; там, где стебли сходятся, они пропущены через скрепляющее их колечко или цветок. Спускаясь от верхней части (венца) чаши, братины, стакана или чарки, расположенной в заостренных книзу клеймах, орнамент как бы стекает по округлым стенкам, тем самым подчеркивая сужающуюся вниз форму сосудов. Ритмичный узор непрерывно вьющегося стебля или же два переплетающихся стебля опоясывают верхнюю часть сосуда, обрамляют оклад иконы и делают законченной композицию.
Основными источниками для орнаментальных мотивов были природа, народное искусство, архитектурный декор и книжный орнамент и иллюстрации. Проникли в него и античные мотивы, и византийские каноны. Главный мотив орнаментации рус. ювелирных изделий - растительный. В более древнее время (XII-XVI вв.
орнамент более стилизован, а к концу XVII в. приближается к реальной природе. С XII по XVI в. часто повторяется орнамент из крупных стилизованных цветов, расположенных в полукругах, образованных изгибом вьющегося стебля.
Тот же мотив в грузинской чеканке XI-XII вв. более четок. Для XIV в.
характерны сложные узоры плетения различных рисунков и крупный, сильно стилизованный растительный орнамент. В XV в. орнамент особенно тонок и изящен, характерен крестчатый растительный орнамент с широкими, как бы расплющенными листьями и стеблями. Орнамент XVI в. четок и строго ритмичен, густота и перегрузка украшениями возникает лишь к концу века. В XVII в.
орнамент сильно изменяется: он становится узорчатым, густым и трудночитаемым. К концу XVII в. орнамент теряет свой условный характер, растения изображаются во все более естественном положении, напр. цветы на стебельках, как бы растущих из земли, и т.п. К концу XVII - началу XVIII в.
чаще появляются плоды и ягоды, иногда целыми гирляндами и связками. Вместо контурных условных фигур изображаются объемные фигуры в движении, многофигурные сцены, заключенные в красивые рамки из цветов.
Реалистическое изображение природы сохраняется и в XVIII в., но с этого времени рус. искусство, сохраняя самобытность, повторяет этапы развития западноевропейского искусства. Особенно долго задерживается в Москве и провинции рококо с его отсутствием углов и асимметрией в орнаменте.
Петербурге же в XVIII в. зарождается орнамент классицизма с его стремлением приблизиться к античным образцам: характерны тонкие гирлянды и венки из листьев, цветков, бус, подвешенные ленты и полотенца, медальоны, вазы, архитектурные детали, руины с фигурами людей и животных, амуры, сфинксы, грифоны и т.п. На них много полированной глазури, часто орнаментирован только край.
В 40-х г. XIX в. наряду с элементами классики наблюдается и возврат к беспокойным завиткам рококо, кавинам и цветам, покрывающим прямоугольные предметы. Это "ложное рококо". Наблюдается в эти годы и "ложная готика". Во второй половине XIX в. создается стилизованный (псевдорус.) орнамент в виде плетенки из трав, но более сухой и размеренный. На одном предмете в это время можно видеть смешение разных стилей - классический меандр и густые травы рус. средневековья и т.п. В конце XIX и начале XX в. появляется стиль модерн в орнаментации, для которого характерно переплетение разных стилей (средневековых рус., готики, рококо, классики и т.п.). Цветы, излюбленный мотив рус. орнамента, передаются натуралистично, вместе с насекомыми, червями, улитками, летучими мышами.
Обычным, а нередко и единственным украшением рус. изделий из драгоценных металлов были надписи, выполненные вязью, т.е. декоративным письмом, в котором буквы связаны в непрерывный и равномерный орнамент.
Древнейшие надписи немногословны, буквы размещены свободно и не связаны между собой. С XV в. встречается уже вязь, которая с годами делается все труднее для чтения. В XVII в. длиннейшие тексты на небольшом пространстве производят впечатление орнамента. На широких бортах псковских серебряных блюд XVI - XVII вв. нарядные буквы украшены личинами, листьями, розетками.
Москве в XVII в. вязь была более строгой, сухой, а в Ярославле, напротив, любили округлые и затейливые буквы в сочетании с пышным орнаментом из плодов, цветов и т.п. В новгородских надписях окончания слов смягчались ("ковшь", "стакань"). До конца XVII в. они были очень многословны, с сентенциями типа "невинно вино, но проклято пьянство" и т.п. В XVII в.
серебряные чаши приобретают значение орденов, на которых перечисляются заслуги награжденного. С XVII в. на золотых и серебряных изделиях появляются гербы. Большинство мастеров имели личные клейма, которые наносились на предметы, изготовленные ими. Изучение клейм помогает определить время и место изготовления того или иного изделия. Кроме того, ставились и пробы металла. Напр., в XVII в. на серебряных изделиях ставили клеймо ЛЕВ, а в XVIII в. - 62, 72, 74; со второй половины XVIII в. на серебро ставилось клеймо-проба 76, 82; в XIX в. - 84; в XX в. - 87, 88, 90, 91, 94. На изделиях из золота, серебра и платины в СССР ставилось клеймо с шифром инспекции пробирного надзора в сочетании с клеймом-пробой, на которой указаны цифра пробы или буквы НП, что означает, что данное изделие содержит драгоценный металл ниже минимальной установленной пробы (не соответствует пробе).
Установить по характеру орнамента, форме изделия, надписям, клеймам и пробам дату предмета - значит определить его историческую ценность и, следовательно, принять меры к его сохранности от переделки, переплавки.
Ценность древних украшений постоянно увеличивается. Это приводит к их хищениям, переплавке и т.п. В результате многие ценные памятники искусства погибли. Не случайно, напр., работы серебряников местных центров Руси в основном известны нам по предметам церковного культа, которые бережно хранились веками в ризницах церквей и монастырей, в то время как светская утварь, в угоду менявшейся моде, переплавлялась и переделывалась.

Источник: Археологический словарь. 1996

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
817.65 кб

ЮВЕЛИРНЫЕ ИСКУССТВА УЗБЕКИСТАНА

Камбарова Ойдин Собиржановна
Предметом исследования является рассмотрение традиционных орнаментов ювелирных изделий Узбекистана и стилизации украшений.
Читать PDF
112.81 кб

Ювелирное искусство городов древней руси

Корсунь В. Н.
Исследуются различные формы ремесла, как в сельской местности, так и в городах XI - начала XIII вв. на основе последних данных археологических раскопок.
Читать PDF
884.39 кб

СВОЕОБРАЗИЕ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВО УЗБЕКИСТАНА

Дадамухамедов Б. Ф.
Читать PDF
1.39 мб

Путь к истокам в ювелирном искусстве Мехти Исламова

Алексеева Е.Н., Измаилова А.О.
В статье раскрываются особенности становления художника, мастера ювелирного искусства Мехти Исламова.
Читать PDF
1,003.04 кб

Стили в древнерусском ювелирном искусстве IX–XIII вв

Жилина Наталья Викторовна
В статье представлен результат изучения художественного оформления ювелирных украшений древнерусских кладов IX–XIII вв. Для ювелирных техник: черни, эмали, тиснения, филиграни — выделены основные стили.
Читать PDF
170.96 кб

Интеллектуальные игры в ювелирном искусстве: XXI век

Габриэль Галина Николаевна
Читать PDF
103.02 кб

Викторианская эпоха и ее отражение в ювелирном искусстве

Габриэль Галина Николаевна
Статья посвящена исследованию вопросов взаимодействия моды и ювелирного искусства Викторианской эпохи. Особое внимание уделено влиянию на эти процессы непосредственно самой королевы Виктории.
Читать PDF
684.33 кб

Золото в ювелирном искусстве мастеров доколумбовой Америки

С. В. Комащенко
Рассмотрены особенности добычи золота, его первичной переработки и использования в ювелирном искусстве на территории Южной и Центральной Америки в доколумбовое время.
Читать PDF
423.87 кб

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО ЕКАТЕРИНБУРГА КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА

Глазырин Кирилл Николаевич
В статье кратко рассмотрены три основных этапа развития ювелирного искусства Екатеринбурга конца XX начала XXI века. Приведены общие временные и стилистические особенности каждого периода.
Читать PDF
287.16 кб

Историзм в ювелирном искусстве: взгляд из эпохи постмодернизма

Габриэль Галина Николаевна
Читать PDF
141.02 кб

"все побеждает амур": любовная символика в ювелирном искусстве

Габриэль Галина Николаевна
Читать PDF
167.61 кб

Античные и христианские мотивы в византийском ювелирном искусстве

Габриэль Галина Николаевна
Читать PDF
499.59 кб

Декоративно-прикладное искусство каракалпаков. Ювелирное искусство

Уразимова Тамара Владимировна
В статье рассматриваются художественные особенности ювелирного искусства каракалпакского народа.
Читать PDF
78.58 кб

Стиль Фаберже в отечественном ювелирном искусстве 1980-2010-х годов

Перфильева Ирина Юрьевна
«Стиль Фаберже» одно из направлений в современном отечественном ювелирном деле России в рамках ретроспективных тенденций. Однако было бы неверным объяснять это явление исключительно стремлением к «продолжению традиций».
Читать PDF
77.64 кб

Интерпретация авангардных идей в европейском ювелирном искусстве XX века

Габриэль Галина Николаевна
Статья посвящена исследованию влияния станковых видов творчества на формирование и развитие нового художественного языка, пластических новаций в европейском авторском ювелирном искусстве XX в.