ЮВЕЛИРНЫЕ РАБОТЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

ЮВЕЛИРНЫЕ РАБОТЫ
иск-во ювелиров в античности требовало тонкой ручной работы и творч. одаренности для передачи средствами иск-ва малых форм и сцен из мифов, легенд и эпоса с большим числом персонажей. Последоват. совершенствование технологии вряд ли возможно проследить ист., поскольку капризы моды порой могут оттеснить принятые формы и отдать предпочтение др. технике. Греки овладели ювелирным мастерством, заимствов. из иск-ва др. культур, усовершенствовали его и благодаря утончен. чувству стиля достигли выдающ. успехов во всех трех категориях Ю. р.: украшения, столовая посуда, чеканка монет. Отдельные предметы (кольца, обручи, цепочки) обрабатывались на крохотных наковаленках (Ю. р. в узком смысле); рельефные изображ. на кубках, чашах, застежках выбивались спец. молоточками холодным или горячим способом (пекторали, диадемы, оправы), практиковались чеканка (долотом и напильником), гравировка (штихелем и иглой), применялись насечка, прессование, резание (ножницами), украшение полировкой. Пунсон (т.е. выбивание штемпелем из твердого металла) применялся лишь с 5 в. до н.э. для чеканки монет, так же как и изобрет. в Персии филигранные работы (плетение и припаивание золотых нитей). Этруски долго не могли освоить зернь (припаивание металлич. шариков). Греч. чувство стиля менее заметно на изделиях из чистого золота, зато в полной мере проявл. в изделиях из серебра в соед. с драгоц. камнями. Греч. изделия из чистого золота встречаются у варваров на Севере и в самой Греции. Ю. р. из фольги или золотого листа были ограничены, т.к. господствующие слои в Греции не могли себе позволить массивных золотых предметов. Греч. ювелиры поэтому редко получали заказы на изделия из чистого золота и выполняли работы преим. из серебра. После походов Александра Македонского стали выполняться новые Ю. р. В пе-риод эллинизма стали попу-лярны инкрустация (вкладыши одного металла в другой), чернение по золоту и серебру. В кельтской культурной среде распростр. использование эмали. Соед. отлитых и кованных деталей оставалось редким и ограничивалось работами по серебру. Позднее, в рим. период, Ю. р. приобрели широкие масштабы, во времена Империи ювелиры могли использовать такие кол-ва драгоц. металла, какие не могли себе позволить не только греч. полисы, но и др.-вост. деспотии.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Ювелирные работы
Искусство ювелиров в античности требовало тонкой ручной работы и творч. одаренности для передачи средствами иск. — ва малых форм сцен из мифов, легенд и эпоса с большим числом персонажей. Последовательное совершенствование технологии вряд ли возможно проследить исторически, поскольку капризы моды порой moгут оттеснить принятые формы и отдать предпочтение др. технике. Греки овладели ювелирным мастерством, заимствованным из искусства др. культур, усовершенствовали его и благодаря утонченному чувству стиля достигли выдающихся успехов во всех трех категориях Ю. р.: украшения, столовая посуда, чеканка монет. Отдельные предметы (кольца, обручи, цепочки) обрабатывались на крохотных наковаленках (Ю. р. в узком смысле); рельефные изображения на кубках, чашах, застежках выбивались спец. молоточками холодным или горячим способом (пекторали, диадемы, оправы), практиковались чеканка (долотом и напильником), гравировка (штихелем и иглой), применялись насечка, прессование, резание (ножницами), украшение полировкой. Пунсон (т. е. выбивание штемпелем из твердого металла) применялся лишь с 5 в. до н. э. для чеканки монет, так же как и изобретенные в Персии филигранные работы (плетение и припаивание золотых нитей). Этруски долго не могли освоить зернь (припаивание металлич. шариков). Греч, чувство стиля менее заметно на изделиях из чистого золота, зато в полной мере оно проявлялось в изделиях из серебра в соединении с драгоценными камнями. Греч, изделия из чистого золота встречаются у варваров на Севере и в самой Греции. Ю. р. из фольги или золотого листа были ограничены, т. к. господствующие слои в Греции не могли себе позволить массивных золотых предметов. Греч, ювелиры поэтому редко получали заказы на изделия из чистого золота и выполняли работы преим. из серебра. После походов Александра Македонского стали выполняться новые Ю. р. В период эллинизма стала популярна инкрустация (вкладыши одного металла в другом) и чернение по золоту и серебру. В кельтской культурной среде распространилось использование эмали. Соединение отлитых и кованых деталей оставалось редким и ограничивалось работами по серебру. Позднее, в рим. период, Ю. р. приобрели широкие масштабы, во времена Империи ювелиры могли использовать такие количества драгоценного металла, какие не могли себе позволить не только греч. полисы, но и др.-вост. деспотии.

Источник: Словарь античности. 1989