Ювенал, Децим Юний

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

Ювенал, Децим Юний
лат. Decimus Junius Juvenalis)
(ок 60 - ок. 127 н.э.)
   рим. поэт-сатирик, занимался политической деятельностью, будучи воен. трибуном; автор сборника сатир в духе стоицизма в 5 кн., обличающих пороки римского общества.
   Ювенал. Сатиры: В 2 т. М., 1888; Ювенал. Сатиры. М; Л., 1937; История римской литературы: В 2 т. Т. 2. М., 1962. С. 221-241.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
(ок. 60-130)
   Римский поэт. Шестнадцать сатир Ювенала содержат насмешки над аморальными и несправедливыми порядками современного поэту Рима. О жизни Ювенала почти ничего не известно - кроме того разве, о чем он сам рассказывает в своих стихах. Есть сведения, впрочем, что он приехал в Рим из Аквина (Центральная Италия). По-видимому, Ювенал некоторое время жил в изгнании - может быть, в Египте, о котором он пишет со знанием дела. Вероятно также, что Ювенал жил в бедности до тех пор, пока император Адриан не пожаловал ему небольшое имение в сельской местности.
   Ювенал, пожалуй, больше других античных авторов повлиял на творчество западноевропейских сатириков - от Бранта ("Корабль дураков") и Байрона до Свифта и Элиота. Ювенал был любимым поэтом Рубенса. На портике дома Рубенса в Антверпене выбиты строки из десятой сатиры Ювенала:
Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом,
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состоянье терпеть затруднения какие угодно,
Духа, не склонного к гневу, к различным страстям...

   Кстати, именно эти стихи Ювенала вызвали к жизни известное выражение "В здоровом теле здоровый дух", которое, впрочем, вне контекста означает нечто противоположное тому, что говорил Ювенал.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
(ок. 60 - ок. 140)
   рим. поэт. Род. в Аквине (совр. Аквино) в состоят., но незнат. семье. Вначале занимался адвокат, делами, был клиентом богатых патронов. После достижения опред. материального благополучия посвятил себя лит. До нас дошли 5 кн. его сатир (16 стихотв.) в гексаметрах. Твор-во Ю. можно разделить на 2 периода: произв., написанные до 120 (1 - 9-я сатиры), и после этого времени. Сатиры 1-го периода явл. более острыми и посвящены злободн. темам. Ю. говорит о безрадостной город, жизни, о засилии иноземцев, жалуется на бедственное положение людей умств. труда; вспоминая свой собств. жизненный опыт, рисует униженное положение клиентов. Осуждая недостойное поведение знати, Ю. написал бол. сатиру, где осудил поведение женщин, представительниц высш. сословия. В ряде сатир присутствует элемент пародии: так, 4-я сатира пародирует эпич. стиль и рассказывает о созыве имп. совета по поводу приготовления рыбы. Обличая пороки окружающей его действительности, Ю., одн., боялся называть в своих сатирах имена живущих, а предпочитал говорить об умерших. Произв. 2-го периода посвящены морально-филос. тематике и носят более отвлеченный характер. Особенностями сатир Ю. явл. отказ от использования мифолог, материала, а также то, что он избегает говорить о себе. Язык сатир изобилует гиперболами, яркими образами, разл. ритор, фигурами и др. атрибутами оратор, иск-ва. Присутствует также лексика низших слоев общ-ва.
   Лит.: Дуров В. С. Жанр сатиры в римской литературе. Л., 1987.
   Б.О.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Ювенал, Децим Юний
из Аквина в Кампании, ок. 60-130 гг., римский сатирический поэт. Происходил из зажиточной семьи, которая обеспечила его образование. После отбытия воинской повинности приехал в Рим, где с 90 г. занимался риторикой. Примерно на 80 году жизни был, по некоторым сведениям, приговорен к изгнанию в дальние страны. В некоторых сатирах слышатся отголоски пребывания вдали от Италии; в юности поэт, по-видимому, побывал в Британии в должности трибуна далматской когорты, в Египте же, который, несомненно, знал по личным впечатлениям (как о том свидетельствует сатира 15), побывал, возможно, уже в зрелом возрасте. Во время пребывания в столице Ю. имел возможность ближе узнать жизнь римского общества, в особенности же высших его кругов. Эти наблюдения определили направленность его творчества. Ю. оставил 16 сатир, которые сперва издавал по отдельности, а позднее выстроил по хронологическому принципу и разделил на 5 книг. Вероятнее всего, он писал их после смерти Домициана в 96 г., когда распространилась свобода мысли и слова. Книга I ( издана после 100 г.) включает сатиры 1-5; содержанием книги II издана после 116 г.) является 6 сатира; в книгу III (изданную, вероятно, в начале правления Адриана, после 117 г.) входят сатиры 7-9, книга IV (издана ок. 125 г.) охватывает сатиры 10-12, а книга V (издана после 127 г.) — сатиры 13-16. В сатире 16 отсутствует окончание, по-видимому, в результате механического повреждения последнего листа рукописи. Поэтическое кредо поэт изложил в сатире 1. Возмущение проявлениями зла и людские пороки — такие как противные человеческой природе тщеславие, жадность, доносительство и др. — побуждают его писать сатиры, что выражено в известном изречении: "Трудно не писать сатир" (Difficile est satiram non scribere). Но осторожность заставляет его щадить ныне живущих и направлять острие сатиры против уже умерших. В последующих сатирах, каждая из которых посвящена особой теме, Ю. рисует трагическую картину упадка нравов тогдашнего Рима. Так, в сатире 2 он высмеивает лицемеров и мнимых мудрецов, которые погрязли в пороках. В сатире 3 — клеймит городскую жизнь, которая порядочному человеку кажется кошмаром. Сатира 4 содержит пародию на заседание сената при Домициане, где с потрясающей серьезностью решаются ничтожные проблемы; сатира 5 описывает унижения паразита, сатира 6 са длинная, своей меткостью отбивает охоту к заключению брачных союзов. Эта сатира обращена против женщин, представленных в ней в самом невыгодном свете. В сатире 7 он обрушивается на принижение интеллектуальных достоинств и нищету литераторов. Со временем острота сатир Ю. ослабевает, как это можно увидеть в дальнейших произведениях, написанных уже при Адриане. Поэт пытается укрепить нравственные устои читателей. В сатире 8, отвергая спесь и ссылки на заслуги предков, он доказывает правильность старого философского принципа, что не происхождение делает человека, но его нравственные достоинства. В сатире он 9 критикует мужчин, язвительно клеймя вырождение пола, в сатире 10 — провозглашает правило, что единственной достойной целью может быть такая жизнь, когда в здоровом теле живет здоровый дух — "Ut sit mens sana in corpore sano". В сатире 11 — предписывает умеренность во всем, а особенно в еде, сатира 12 подчеркивает ценность бескорыстной дружбы и превосходство духовных благ над материальными, содержит скрытый выпад в адрес тех, кто дожидается наследства после бездетных богачей, сатира 13 утешает друга в денежной потере, сатира 14 является рассуждением на тему воспитания молодежи, предписывая особо бороться против алчности, сатира 15 показывает, до чего доводят фанатизм и предрассудки на примере случая каннибализма, свидетелем которого поэт стал в Египте, 16 критикует привилегии военных перед гражданским населением. Ю. пессимистически смотрел на мир, чему, вероятно, способствовали пережитые им периоды террора при Нероне и Домициане, а, возможно, личные переживания и разочарования. В сатирах Ю. с большим мастерством нарисовал картину упадка римского общества, не жалея красок и пафоса в соответствии с правилами всевластной в то время в литературе риторики. Несмотря на недочеты композиции, несмотря на повторения и туманные аллюзии, затрудняющие сегодняшнему читателю понимание текста, Ю. предоставил нам ценный материал для познания эпохи, особенно для изучения уклада жизни. Ю. был последним римским сатириком, а также одним из последних талантливых поэтов в империи.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999