(Южин — сцен. псевд.; наст. фам. Писитько, в нек-рых источ. Пиндекост) [1863 (в нек-рых источ. 1864 и 1868), с. Большая Каракуба Екатеринослав. губ., ныне г. Комсомольское Донец. обл. — 28. 12. 1923, Москва] — арт. оперы (лирич. тенор), камерный певец и антрепренер. Муж Н. Ермоленко-Южиной. Образование получил в Таганроге, в юности пел в церковном хоре. Пению начал обучаться у Таганрог. регента Анастасьева. По совету Д. Агренева-Славянского отправился в Петербург, где после неудачной попытки поступить в конс., брал уроки пения у Д. Леоновой, Кларка и О. Сеффери, позднее за границей у П. Видаля, С. Капелли. В 1894 (в нек-рых источ. 1895) дебютировал на оперной сцене в Казанско-Саратов. оперном товариществе (антр. Н. Унковского; под его рук. проходил партии). В 1896—1900 пел в Самаре, Харькове (антр. А. Церетели), Киеве (1900, 1912), Одессе, Перми, в 1901—08 солист моcк. Большого т-ра (дебютировал в партиях Рауля, Фауста — "Фауст", Манрико — "Трубадур"), одновременно выступал в петерб. Мариинском т-ре, здесь в 1892 пел в хоре; в 1908-12 пел в моcк. Опере С. Зимина. В 1902 с успехом гастролировал в Италии — Флоренции, Турине (участвовал в премьере оперы "Консуэла" А. Рендано), в Южн. Америке (1907) и Брюсселе (1909). Неоднократно гастролировал в Петербурге (1902, Новый летний т-р), Одессе, Саратове, Ялте, Екатеринославе, Тифлисе, Баку, Ростове-н/Д, Н. Новгороде. Обладал выдающимся по красоте голосом мягкого тембра, драм. талантом, имел яркую сцен. внешность. Наибольшим успехом пользовался как исп. партий в западноевроп. репертуаре.
1-й исп. партий: Вилема ("Лесной царь"), Наля ("Наль и Дамаянти"), в Харькове — Герцога ("Риголетто"), Альфреда ("Травиата"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Фауста ("Фауст"), Лыкова ("Царская невеста"); в Москве — Кавалера де Грие ("Манон"); в Большом т-ре — Фауста ("Гибель Фауста"), Энцо ("Джоконда"), Турриду ("Сельская честь"); на рус- сцене — Эрика ("Летучий голландец"). Среди лучших партий: Герман ("Пиковая дама"). Др. партии: Баян, Вагоа, Владимир Игоревич, Руальд, Андрей Морозов, Ленский, Молодой цыган ("Алеко" С. Рахманинова), Фабий ("Песнь торжествующей любви" В. Гартевельда); Поллион, Лионель ("Марта"), Хозе ("Кармен"), Фауст ("Мефистофель"), Джеральд, Каварадосси, Надир, Вертер, Канио, Элеазар, Иоанн Лейденский, Йонтек, Тангейзер. Партнеры: К. Брун, И. Грызунов, Н. Ермоленко-Южина (постоянная партнерша), В. Куза. Н. Салина, Е. Терьян-Корганова, С. Трезвинский, Ф. Шаляпин. Пел п/у У. Авранека, И. Альтани, В. Всеволожского, Э. Купера, А. Никиша, А. Пазовского, И. Палицы на, В. Сука.
Выступал в симф. концертах РМО п/у В. Сафонова, концертировал по России (1908, 1910).
Записывался на грампластинки (86 произв.) в Петербурге ("Э. Берлинерс Граммофон", 1901; "Пате", 1903; "Колумбия", 1903) и Москве ("Граммофон", 1902, 1903, 1908, 1910; "Пате", 1904).
Организовал неск. собственных антреприз, с к-рыми гастролировал по городам России — Саратов (1906, 1917), Н. Новгород ("Художественная передвижная опера", 1911, 1916). В этих оперных труппах выступали А. Боначич, М. Бочаров, О. Камионский, Е. Катульская, В. Петрова-Званцева. В 1919 организовал в Самаре (ныне Куйбышев) постоянный оперный т-р.
Соч.: Из дневника артиста русской оперы: Рассказы, сцены из театральной жизни. Т. 1. — М., 1910; Романсы на ел. Г. Гейне.