Забела-Врубель Надежда Ивановна - выдающаяся певица (1867 - 1913). Окончила Петербургскую консерваторию. В 1896 г. вышла замуж за знаменитого художника Врубеля , увековечившего ее в некоторых своих картинах. Пела на Мариинской сцене. Ее лучшие создания - изящные образы в операх Римского-Корсакова : царевны в ""Садко"", Марфы в ""Царской невесте"", Царевны-Лебеди в ""Сказке о царе Салтане"", Февронии в ""Сказании о Китеже"", ""Снегурочки"". Безупречно точная, законченная ее передача была всегда одухотворена личным творчеством, изящным и увлекательным.
Забела-Врубель Надежда Ивановна
[20.3(1.4).1868, Ковно, ныне Каунас — 21.6(4.7).1913, Петербург] — арт. оперы (лирико-колор. сопрано), камерная певица и педагог. Жена худож. M. Врубеля. Образование получила в Киев. ин-те благородных девиц (1878—83). Пению обучалась в 1885— 91 в Петерб. конс. (кл. Н. Ирецкой; сцен. мастерство проходила у О. Палечека). С большим успехом дебютировала на оперной сцене 18 дек. 1888 в партии Натальи в консерваторском спектакле (П. Чайковский отметил ее дарование). Окончив конс., уехала за границу, где в течение года вместе с аккомпанировавшим ей А. Рубинштейном выступала в Дрездене и др. городах Германии, а также в Париже, где в 1892 совершенствовалась в вокальном искусстве у М. Маркези. Вернувшись в 1893 в Россию, выступала в Киеве (антр. И. Сетова; дебютировала в партии Маргариты — "Фауст"), Екатеринбурге (гастроли в окт. 1893), Тифлисе (антр. В. Форкатти, сезон 1894/95), Петербурге (Панаевский т-р, 1895—96, в составе Моск. частной рус. оперы), Харькове (осень 1896), Москве (Частная рус. опера С. Мамонтова, 1897—1904). В 1904—11 солистка петерб. Мариинского т-ра (в основном пела три первых сезона). Обладала мягким, легким голосом "серебристого" тембра, умением петь mezzo-voce в верхнем регистре, искусством филировки. Исп. была свойственна эмоциональная насыщенность, поэтичность, оно покоряло слушателей богатством тембровых красок и артистизмом. В последний период творчества голос певицы, как отмечали критики, значительно потускнел. В обширном репертуаре З.-В. особенным мастерством исп. отличались партии из опер Н. Римского-Корсакова.
1-я исп. партий: Марфы ("Царская невеста"), Царевны Лебеди ("Сказка о царе Салтане"), Царевны ("Кащей бессмертный"), Иантэ ("Ожерелье"), Сирины ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"); в Москве — Агнессы ("Сарацин"), Марии ("Вильям Ратклиф"); в Петербурге — Волховы ("Садко"), Леоноры ("Фиделио"), Мими ("Богема"); на рус. сцене — Гретель ("Гензель и Гретель"). Лучшие партии: Волхова (исп. во втором премьерном спектакле), Панночка-Русалка, Ольга Токмакова (по мнению В. Стасова, одна из лучших ее партий), Снегурочка (подготовлена под рук. Н. Римского-Корсакова в 1898), Марфа ("Царская невеста"), Татьяна (любимая партия певицы), Иоланта, Маша ("Дубровский"), Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Маргарита ("Фауст"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Инесса ("Африканка"), Миньон, Микаэла, Маргарита Валуа. "Самой поэтичной, незабываемой Снегурочкой была Н. И. Забела со своим мягким, воздушным, лирическим голосом. Она создала... наилучший из всех, самый совершенный образ" (П. Мамонтов). Н. Римский-Корсаков писал певице об исп. ею партии Марфы: "Когда я вспоминаю представление "Царской невесты", то на первом месте представляетесь мне Вы, Ваш голос и удивительное пение, которого я впредь ни от кого не дождусь" (Из письма 3 ноября 1899). Партии Марфы ("Царская невеста"), Царевны Лебеди и Царевны были написаны Н. Римским-Корсаковым специально для З.-В. (Композитор познакомился с певицей в 1898 в Петербурге и был восхищен ее голосом.).
Др. партии: Антонида, Людмила ("Руслан и Людмила"), Горислава, Ксения ("Борис Годунов"), Даша ("Вражья сила"), Мария ("Мазепа" П. Чайковского), Оксана ("Черевички"), Катарина, Феврония (исп. только на конц. эстраде); Эвридика, Недда, Джильда, Виолетта, Дездемона ("Отелло" Дж. Верди), Эльза ("Лоэнгрин"), Елизавета ("Тангейзер"), Фрейя. Партнеры: И. Алчевский, М. Бочаров, А. М. Давыдов, В. Касторский, П. Оленин, А. Секар-Рожанский, Ф. Шаляпин, Н. Шевелю. Пела п/у Л. Ауэра, В. Зеленого, М. Ипполитова-Иванова, Э. Направника, С. Рахманинова, Н. Римского-Корсакова, А. Хессина, Э. Эспозито.
Выступала в оперных и симф. концертах. 22 апр. 1890 в концерте п/у А. Рубинштейна исп. фрагмент из неоконч. оперы "Лорелея" Ф. Мендельсона (1-е исп. в России), 9 февр. 1891 в симф. концерте п/у Л. Ауэра — конц. арию Л. Бетховена "Ah, perfido".
В нач. конц. деят-сти часто выступала в ансамбле с Рахманиновым, высоко ценившим талант певицы. Была 1-й исп. его романсов "Островок" (1896), "Здесь хорошо" (1902), "Сирень" (1903); с ним подготовила также конц. программу из произв. П. Чайковского, А. Аренского, М. Балакирева. В 1893 выступала в Киеве в камерных концертах в ансамбле с Н. Лысенко; в 1894 участвовала в концертах Киев. отд. РМО, где впервые в Киеве исп. сольную партию в "Манфреде" Р. Шумана. Была 1-й исп. в России сольной партии в оратории "Рай и Пери" Р. Шумана (Петербург, 13 дек. 1886). В марте 1900 исп. в Киеве сольную партию в 9-й симфонии Л. Бетховена. С 1899 выступала в концертах Кружка любителей рус. музыки, в к-рых исп. романсы А. Даргомыжского, М. Балакирева, Ц. Кюи, П. Чайковского, А. Рубинштейна, А. Глазунова, С. Рахманинова, Н. Римского-Корсакова (в репертуаре было ок. 30 его романсов и дуэтов; З.-В. называли "музой Римского-Корсакова"). В петерб. период принимала участие как камерная певица в концертах А. Зилоти (с 1904), позднее в Обществе вокальной музыки (выступала в ансамбле — партия ф-п. — с М. Бихтером, 1906—11, затем с Б. Яновским и Ф. Блуменфельдом). В 1908 и 1910 дала в Петербурге, Москве, Ростове-н/Д и Екатеринодаре концерты памяти Н. Римского-Корсакова и М. Врубеля, в к-рых исп. произв. Римского-Корсакова. Камерный репертуар З.-В. включал также произв. Ф. Шуберта, Р. Шумана, Л. Бетховена, Ф. Листа, Г. Берлиоза, И. Брамса, X. Вольфа, М. Регера (1-я исп. в России ряда его романсов), А. Спендиарова, Н. Черепнина, И. Стравинского, М. Гнесина. Последний концерт состоялся накануне смерти певицы 20 июня 1913 в Петербурге.
Многие композиторы посвятили певице романсы: Н. Римский-Корсаков — "Еще я полон, о друг мой милый" (1898), "Нимфа" (1898; этот романс З.-В. исп. на протяжении всей конц. деят-сти); А. Глазунов — "Жизнь еще передо мною" (ор. 60, 1898); С. Рахманинов — "Сумерки" (op. 21, 1902); M. Гнесин — "Воздушная птичка", "Туманы вечера", "Небесная роса", "Она, как русалка" (ор. 5), а также посвященный памяти певицы романс "Помертвела белая береза" (ор. 10, № 6); Ю. Маркович — "Под дыханием первого мороза" (1904).
В нач. 1900-х гг. вела пед. деят-сть в Петерб. нар. конс.
В 1909 записала 2 грампластинки в Петербурге ("Граммофон"), сохранилась одна из них — Колыбельная Волховы (хранится в коллекции Ю. Перепелкина в Ленинграде).
Образ певицы запечатлен во многих портретах худож. М. Врубеля (хранятся в ГРМ и ГТГ).
Соч.: Листки воспоминаний // Музыка. 1911. № 15.
Лит.: Ф[индейзен] Ник. Современные артисты: Н. И. Забела // РМГ. 1900. № 4. Стлб. 109—113; Н. И. Забела-Врубель. (Некролог) // Рампа и жизнь. 1913. № 26. С. 7—8; Яновский Б. Памяти Н. И. Забелы-Врубель // Там же. № 27. С. 8; Eго же. Воспоминания о Н. И. Забеле-Врубель // Римский-Корсаков: Исследования. Материалы. Письма. В 2 томах. — М., 1954. Т. II. С. 334—347; Римский-Коpсаков А. Н. Н. А. Римский-Корсаков: Жизнь и творчество. — М., 1937. Вып. IV. С. 117—123, 153—170; Колосова-Держановская Е. В. Замечательная русская певица // Сов. музыка. 1948. № 4. С. 57; Янковский М. Н. И. Забела-Врубель. — М., 1953; Шумская Н. Н. Забела-Врубель // Сов. музыка. 1953. № 11. С. 78; Pимский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. — М., 1955; Гнесин М. Ф. Надежда Ивановна Забела-Врубель //Гнесин М. Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове. — М., 1956. С. 272— 295; Свободин А. Муза Врубеля // Сов. женщина. 1962. № 3. С. 33; Федоpов-Давыдов А. Богатство образов // Художник. 1969. № 4. С. 34—39; Барсова Л. Г. Из эпистолярного наследия Н. И. Забелы-Врубель // Записки о театре: Сб. трудов. — Л., 1974. С. 273— 292; Ее же. Врубель и Забела // Сов. музыка. 1982. № 3; Ее же. Н. И. Забела-Врубель: Глазами современников. — Л., 1982; "Корсаковская певица" // В мире музыки. 1988. Ежегодник. — М., 1989. С. 28—29.