— генерал от инфантерии, глав. начальник военно-учебных заведений; род. в 1856 г.; воспит-к Бакин. реал. и Павл. воен. училищ; в 1875 г. выпущен подпор. с прикомандованием к л.-гв. Моск. п. В 1877 г. З. принял с этим полком участие в русско-турецк. войне, причем 12 окт. был тяжело ран. в грудь при Горн. Дубняке. По окончании в 1881 г. Николаевской академии генерального шт. З. был причислен к генеральному шт. и назначен на службу в Киев. воен. округ, где им было составлено "В.-статист. обозрение Волын. губ.", изданное штабом округа в 1887 г. С 1884 по 1886 г. состоял завед. передвижением войск Козлово-Владикавк. района, а затем по 1888 г. завед. передвижением войсками Киев. района. В 1888 г. он был переведен в СПб., где состоял до 1891 г. в числе шт.-офицеров генерального шт. для занятий по в.-ж.-д. делам. В 1891 г. полк. З. был назначен делопроизв-лем отдела гл. штаба по передвижению войск и воен. грузов. В 1898 г. З. назначается и. д. помощника начальника канц-рии воен. министерства, в конце 1899 г. производится в генерал-майоры и по открытии воен. действий против японцев весной 1904 г. отправляется на театр воен. действий на должность начальника воен. сообщений Манч. армии, а в ноябр. 1904 г., по сформ-нии неск. армий, назначается начальником воен. сообщений при главнокомандующем; в Манчжурии З. оставался до 10 июля 1905 г., когда был назначен начальником канц-рии воен. министерства; в мрт. 1910 г. в чине г.-л. З. назначен на ответств. пост начальника гл. управления в.-учебн. зав-ний и 10 апр. 1911 г. произведен в генералы от инфантерии. В.-педаг. деятельность З. началась в 1882 г.-чтением лекций по тактике и воен. администрации в Киев. юнкер. училище и продолжалась до 1898 г. в СПб. в Константин. и Николаевском училищах, где З. преподавал тактику, и в Пажеском Его Императорского Величества корпусе, где он руководил съемками и полев. тактич. занятиями в лагер. время. Военно-педаг. деятельность генерала З. на новом посту, конечно, не подлежит еще оценке; можно лишь указать на нек-рые из его мероприятий: преобразование всех юнкер. училищ в военные; разработку и введение нов. программ в воен. училищах и кадетск. корпусах; новую постановку преподавания иностр. яз. и введение англ. яз. в нек-рых кадетск. корпусах; постепен. введение единых учебников; усиление требований физич. годности от поступающих в в.-учебн. зав-ния; введение сокольской гимнастики; усиление стрелк. подготовки в воен. училищах и введение в кадетск. корпусах основат. занятий стрельбою начиная с IV кл. (из особых бельг. карабинов "Сколер") и прогулок-экскурсий применит-но к программе "юных разведчиков" Баден-Пауэля во всех классах; послед. две меры введены с целью развития в кадетах "таких качеств и навыков", которые "необходимы будущему юнкеру и офицеру" (пр. по в.-уч. зав., № 74, 1911 г.); обращено также серьез. внимание на правил. постановку внеклас. чтения кадет; в послед. же время проводятся в жизнь два крайне серьезн. вопроса: о реорг-зации воспитат. состава в кадетск. корпусах в связи с увеличением содержания и об улучшении матер. положения преподавателей.
В период
1-й мировой войны продолжал оставаться в должности начальника Гл. управления в.-учебн. заведений. После гражданской войны эмигрировал. Умер в ноябре 1933 г. в Париже.{Воен. энц.}