Захария
Захария - новгородский посадник. Был избран посадником, когда урядились относительно новгородских стола и дел князья суздальский Андрей и смоленский Ростислав (1161). По их уговору новгородским князем стал Святослав Ростиславич . Сначала Захария примирял в своем лице партию суздальскую, аристократическую, сторонницу сильной княжеской власти, и ее врагов: но постепенно обнаруживалось тяготение к суздальцам и Захарии, и Святослава. Святослав был изгнан и искал защиты у Андрея, а Захария вскоре был заподозрен в сношениях с ним и убит. Ко времени Захария относится удачное отражение шведов (1164). Сын Захарии, Иванко, был тоже посадником и приверженцем суздальской партии. - Ср. Н. Рожков ""Политические партии в Великом Новгороде XII - XV вв."" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1901, 4).
Источник: Биографический словарь. 2008
Захария
отец пророка и Предтечи Господня Иоанна. Все, что мы знаем о нем, изложено в 1й главе Евангелия от Луки. Захария был иудейским священником, а его женой была праведная Елисавета, родственница Пресвятой Девы Марии. Супруги вели праведную жизнь, но до преклонных лет не имели детей. Во время очередной службы Захария вошел в святая святых с кадилом, где ему явился архангел Гавриил и сообщил, что скоро у него родится сын, который будет Предтечей Мессии. Священник не поверил Гавриилу, за что был наказан Господом: архангел сказал, что до того дня, когда сбудется благовестие, тот не сможет произнести ни слова. Вскоре младенец родился, а в восьмой день, когда мальчика принесли обрезать, окружающие спросили, как его будут звать. Захария взял дощечку и написал: «Иоанн – имя ему». В этот момент его уста отверзлись и он, исполнившись Святого Духа, начал пророчествовать. Первым пророчеством Захарии была хвалебная песнь Богу, в которой он воспел будущее высокое призвание Иоанна Крестителя и неизреченное благо: пришествие в мир Мессии.
Источник: Православная энциклопедия.
Захария
т. е. Господь помнит, или память Господа, — распространенное между евреями имя. 3) Четырнадцатый царь израильский, сын и наследник Иеровоама 2-ого; после шестимесячного правления царством был убит Селлумом в 772 г. до Р.Хр. (4 Цар. 14:28; 15:8 и ал.). 2) Сын Варахин, один из двух верных свидетелей со стороны пророка Исайи (Ис. 8:2). 3) Советник царя Озии; после его смерти царя стали постигать неудачи (2 Пар. 26:5). Может быть этот Захария, или предыдущий, является отцом Авии жены царя Ахаза, матери Езекии (4 Цар. 18:2; 2 Пар. 29:1). 4) Сын священника Иодая, бесстрашно обличал идолослужение во времена Иоаса; по повелению царя он был побит камнями во внутреннем дворе храма (2 Пар. 24:20 и дал.; Лук. 11:51); 5) Набожный левит, который вместе с другими поддержал царя Езекию (2 Пар. 29:13). 6) Пророк, сын Варахиин и внук Адды (Зах. 1:1); у Езд. 5:1 назван сыном Адды. Возвратившись из Вавилона с Зоровавелем, он, будучи еще молодым, начал пророчествовать (Зах. 2:4), на втором году в восьмом месяце воцарения Дария Гистаспа, два месяца спустя после пророка Агея (520 г. до Р.Хр.). Вместе с Зоровавелем он ободрял и побуждал народ к возобновлению постройки храма. Их старание увенчалось успехом (Езд. 6:14). 7) Священник из Авиевой чреды во времена Ирода. Ему явился в храме ангел и возвестил, что его престарелая жена Елисавета родит ему сына. Так как он не поверил слышанному от ангела, то сделался немым (Лук. 1:5 и дал. Когда Елисавета родила сына, то они оба, как бы по согласию, дали ребенку одно и то же имя. После этого уста его разрешились и он прославил Бога (Лук. 1:57 и дал.).
Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868
Захария
Иегова помнит)-а) (4Ц 14.29; 15.8,11)-сын и наследник Иеровоама 2, царь израильский, царствовавший в Самарии шесть месяцев, последний из потомков Ииуя;
б) (4Ц 18.2; 2Пар 29.1)-отец (предок) Ави (Авии) (см. пункт «п» ниже);
в) (1Пар 5.7)-аналог. Беера,а;
г) (1Пар 9.21; 26.2,14)-аналог. Авда,б;
д) (1Пар 9.37)-аналог. Авдон,г (в 1Пар 8.31 назван Зехер);
е) (1Пар 15.18,20; 16.5)-аналог. Азария,а;
ж) (1Пар 15.24)-аналог. Амасай,в;
з) (1Пар 24.25)-левит из рода Каафа, потомок Ишшии, бросавший жребий на служение;
и) (1Пар 26.11)-левит из рода Мерари, один из сыновей (потомков) Хосы, привратник у западных ворот храма;
к) (1Пар 27.21)-отец (предок) Иддо;
л) (2Пар 17.7)-один из князей при царе Иосафате, посланных им учить народ закону Господню;
м) (2Пар 20.14)-отец (предок) Иозиила;
н) (2Пар 21.2)-один из братьев Иорама, царя иудейского, убитых им;
о) (2Пар 24.20; Мф 23.35; Лк 11.51)-священник, сын Иодая, первосвященник (см.) при царе иудейском Иоасе, побитый камнями по его приказу (в Мф 23.35 назван сыном Варахииным);
п) (2Пар 26.5)-мудрый и благочестивый советник царя Озии (возможно, упомянутый в пункте «б» или «гг»);
р) (2Пар 29.13)-аналог. Азария,р;
с) (2Пар 34.12)-один из левитов, поставленных царем Иосией для присмотра за работами в храме;
т) (2Пар 35.8)-один из начальствовавших в доме Божием при царе Иосии (возможно, сын Иодая, см. Иодай,о);
у) (Езд 5.1; 6.14; Зах 1.1,7; 7.1)-сын (потомок) Адды (Иддо, см. Иддо,г), один из малых пророков, современник пророка Аггея, начавший пророчествовать через два месяца после него (ср Агг 1.1 и Зах 1.1) во второй год Дария, то есть в 520 г. до РХ. Упоминание в Зах 9.13 Греции (Ионии) заставляет предположить, что пророк дожил по крайней мере до 490 г., когда в связи с началом греко-персидских войн эта страна стала широко известна;
ф) (Езд 7.4)-аналог. Авиуд,б (в 1Пар 6.6,51 назван Зерахия);
х) (Езд 8.3)-аналог. Евед,б;
ц) (Езд 8.11)-аналог. Евед,б;
ч) (Езд 8.16)-аналог. Ариэл (возможно, один из двух предыдущих);
ш) (Езд 10.26)-аналог. Авдий,г;
щ) (Неем 8.4)-один из глав народа или священников, стоявших рядом с Ездрою во время чтения закона;
э) (Неем 11.4)-аналог. Амария,ж;
ю) (Неем 11.5)-аналог. Адаия,ж;
я) (Неем 11.12)-аналог. Амций,б;
аа) (Неем 12.16)-аналог. Адна,в;
бб) (Неем 12.35)-аналог. Азариил,д;
вв) (Неем 12.41)-аналог. Езер,д (возможно, упомянутый в пункте «аа»);
гг) (Ис 8.2)-сын (потомок) Варахии, один из свидетелей пророка Исаии (см. пункт «п» выше);
дд) (Лк 1.5,12,18,21,59,67)-священник из рода Елеазара, отец Иоанна Крестителя.
Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998
ЗАХАРИЯ
вспомянутый Господом) — имя многих лиц, упоминаемых в Библии, а именно: 1Пар 5:7 — один из вождей колена Рувимова, при отведении его в плен Феглафелласаром, царем Ассирийским. 1Пар 9:21 — сын Мешеламии, один из привратников у дверей Скинии собрания, во времена Давида. 1Пар 9:37 — один из сынов Иеиля, отца Гаваонитян, предка Саулова, из колена Вениаминова, жившего в Гаваоне. 1Пар 15:20-24, 15:15 — один из левитов и один из священников игравших на псалтирях тонким гласом и трубах при торжестве перенесения Ковчега Завета из дома Аведдара. 1Пар 24:25 — левит, сын Ишшии, из рода Озиила, сына Каафы. 1Пар 26:11 — левит, из рода Мерари, сын Хосы. 1Пар 27:21 — отец Иддо, вождь полуколена Манассиина, в Галааде, во времена Давида. 2Пар 17:7 — из князей, поставленных царем Иосафатом для наставления народа в законе Господнем. 2Пар 20:14 — отец Иозиила, левит из потомков Асафовых. 2Пар 21:2 — один из сынов Иосафата царя Иудейского. 2Пар 24:20-22 — сын Иодая, священника в царствование Иоаса царя Иудейского. Вдохновенный духом Божиим, он выступил на возвышение пред народом и грозно обличал царя и народ за то, что они отступили от Господа и предались идолопоклонству. Такое смелое порицание навлекло на Захарию сильный гнев Иоаса и его вельмож, и вот, по приказанию царя, которому отец Захарии, Иодай, оказал даже благодеяние, доставивши престол, он был побит камнями во дворе дома Господня. Последними словами Захарии были следующие: да видит Господь и да взыщет. 2Пар 26:5 — муж, живший в царствование Озии царя Иудейского; в кн. Пар о нем говорится, что он поучал страху Божию, и очевидно пользовался особенною доверенностью царя, потому что Озия, по словам той же книги, во дни Захарии прибегал к Господу Богу. 2Пар 29:1; отец Авии, жены нечестивого Ахаза и матери благочестивого царя Езекии. 2Пар 29:13 — из сынов Асафовых, в царствование Езекии, помогавший в очищении храма Иерусалимского. 2Пар 34:12 — один из прозорливцев во дни царя Иосии, надзиравший над работами по исправлению дома Божия. 2Пар 35:8 — один из начальствующих в доме Божием, распределявших между священниками и народом все потребное для великой жертвы пасхальной во дни царя Иосии. 1Езд 8:11 — глава сынов Бевая, возвратившийся с Ездрою из Вавилона с 28 лицами мужеского пола. 1Езд 8:3 — глава сынов Пароша, при возвращении из плена. 1Езд 8:16 — один из главных в народе, с которыми советовался Ездра близ р. Агавы относительно возвращения второй части народа, священников и пр. из страны плена. 1Езд 10:26 — из сынов Елама, отпустивший по приказанию Ездры свою жену иноплеменницу, по возвращении из плена. Неем 8:4 — одно из лиц, стоявших по левую сторону Ездры, когда он объяснял народу закон Божий, и вероятно, тождественное с лицом, упомянутым в 1Езд 8:16. Неем 9:4 — предок Афаии, один из сынов Иудиных, живший по возвращении из плена в Иерусалиме. Неем 11:5 — предок Маасии, также подобно предыдущему лицу, оставшийся на жительство в Иерусалиме. Неем 11:12 —предок Адаии. Неем 12:16 — священник, бывший главою поколения Иддо, во времена Иоакима. Неем 12:35-41 — один из священников с трубами, присутствовавших при торжестве освящения стены Иерусалимской, по возвращении из плена. Ис 8:2 — сын Варахиин, сопровождавший пр. Исаию к пророчице при рождении от нее символического или таинственного сына: Магер-шелал-хаш-баз (т.е. спешит грабеж, ускоряет добыча). 2Езд 1:15 — здесь под Захариею разумеется известный певец Есман, во времена Давида, бывший в числе трех главных певцов. 4Цар 14:29, 15:8-12 — сын Иеровоама II, царя Израильского. Точное время вступления его на престол Израильский неизвестно. Захария царствовал в смутное время и после шестимесячного царствования был убит Селлумом, сыном Иависа, составившим против него заговор и воцарившимся вместо него. Образ его жизни и царствования свящ. писатель характеризует следующими общими, но в то же время нелестными словами: “Он делал неугодное в очах Господних, как делали отцы его; не отставал от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех” (4Цар 15:9). Думают, что пророчество Ос 7:5-7 указывает на то, каким образом был приведен в исполнение заговор Селлума на низложение и жизнь Захарии. Лк 1:5; Захария — отец Иоанна Крестителя. Все то, что нам известно о Захарии, содержится в 1 главе Евангелия от Луки. Он был священником из Авиевой чреды и мужем Елизаветы, родственницы Пресв. Девы Марии, также происходившей из рода Ааронова. Оба они были праведны пред Богом, но не имели детей, и находились в летах уже преклонных. Во время отправления чередной службы в храме, когда Захария вошел в святилище для каждения. ему явился Архангел Гавриил и возвестил о рождении у него сына Иоанна, который будет велик пред Господом, будет Предтечею Мессии, чтоб уготовить путь Его. Это великое благовестие смутило Захарию; он пожелал удостоверения, и вот, в наказание за маловерие. Господь дал ему такое знамение истины благовестия, что он будет нем и не будет в состоянии говорить до того дня, как сбудется благовестие. Обещанный сын родился и когда в восьмой день, по случаю обрезания младенца, присутствовавшие обратились к Захарии с вопросом — как бы он хотел назвать его, Захария потребовал дощечку и написал: Иоанн — имя ему, и в это время вдруг отверзлись уста его, и он исполнился Духа Святого, и начал пророчествовать, тогда как 400 лет не было уже пророка во Израиле. Первым предметом пророческой речи его была высокая, благодарственная песнь Богу (Лк 1:68-79), в которой воспел он не только высокое и исключительное положение Иоанна Крестителя пред прочими, но и неизреченные блага пришествия в мир Мессии, главнейшего предмета всеобщих ожиданий во Израиле. О дальнейшей жизни и смерти Захарии не сохранилось никаких положительных сведений. Захария, сын Варахиин, упоминаемый Спасителем в Евангелии в грозно-обличительной речи против книжников и фарисеев (Мф 23:35, Лк 11:51). “Да придет на вас вся кровь праведная пролитая на земле, говорил Спаситель, от крови Авеля праведного до крови Захарии сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.” Много было различных объяснений относительно упоминаемого здесь лица. Некоторые думали, что здесь разумеется Захария — отец Иоанна Крестителя, будто бы убитый по приказанию Ирода, другие полагают, что это был Захария Варахиин, один из 12-ти меньших пророков; но с большею вероятностью полагают, что здесь упоминается Захария, сын Иодая, по повелению царя Иоаса побитый камнями во дворе дома Господня (2Пар 24:20-22). Так как второю книгою Паралипоменон, в которой повествуется об умерщвлении Захарии, заключается Еврейский канон, то это убийство было последним убийством праведных людей, о котором говорится в Библии, подобно тому как убийство Авеля было первое из них. Правда, Захария книгою Парал. называется сыном Иодая, а не Варахии, но это может быть было другое имя Иодая, или же Иодай был дед, а Варахия — отец. 1Мак 5:18 — отец Иосифа, военачальника в 1-й год Маккавейской войны. Захарии 1:1 — один из 12-ти меньших пророков, живших после Вавилонского плена. Он именуется сыном Варахииным, сыном Аддовым; но Ездра просто называет его сыном Адды (1Езд 5:1). Под этим наименованием впрочем должно разуметь слово: внук или потомок, как и в других подобных случаях. Он был, вероятно, священнического рода и родился во время плена. Его общественная деятельность началась во второй год царствования Дария, он сотрудничал вместе с пророком Аггеем в Иудее или Иерусалиме, по возвращении из плена. Оба они особенно возбуждали Иудеев к окончанию построения храма Иерусалимского, и по их убеждениям чрез три с половиною года со времени возобновления работ храм был окончен и освящен (Зах 6:14-16). О времени смерти Захарии из Свящ. Писания ничего неизвестно. По преданию, он умер в глубокой старости и погребен близ Иерусалима, подле пророка, Аггея. По преданию Иудейскому, он был членом великой синагоги. У LXX толковников, в Вульгате, Италийском и Сирийском (пешито) переводах пророкам Аггею и Захарии приписывают некоторые псалмы, но в Еврейском тексте подобных надписей нет.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990