архимандрит Константин) (28.3.1887, Петербург - 1975, Джорданвилл, США) - экономист, юрист, богослов, Высшее образование З. получил на юридическом факультете Петербургского университета и экономическом отделении Политехнического института. Проявил себя вдумчивым ученым еще в студенческие годы, подготовив к изданию два историко-экономических исследования (К вопросу о платежных книгах и платежницах. СПб., 1909: Очерки истории самоуправления государственных крестьян. СПб., 1912), После окончания Политехнического института З. был оставлен при нем для подготовки к получению профессорского звания. Его научные руководители - известнейшие историки и экономисты В.Гессен, М.Дьяконов, П.Струве.
К Октябрьской революции З. отнесся отрицательно ив 1920 эмигрировал.
С начала 20-х проживал в Праге, где состоял приват-доцентом Русского юридического факультета. Читал там курс лекций по административному праву и вел семинарий, основная тема которого анализ современного правового государства и проблем перехода к новым, принципиально иным формам этатического устройства. Совместно с Г.Вернадским З. руководил сводным семинаром, изучающим историю русского и административного права, эволюцию сословий в дореформенной России и правовых учреждений XVIII и XIX вв. Состоял профессором Русского института сельскохозяйственной кооперации в Праге, Педагогическую работу совмещал с исследовательской деятельностью. Выступал с докладами на заседаниях экономического семинара академика П.Струве, в частности, о советском крестьянском законодательстве; предлагал признать факт «черного передела» земель в России, закрепление земли за ее владельцами и развитие на этой основе новых форм собственности.
Осенью 1924 З. участвовал в работе состоявшегося в Праге 3-го съезда русских ученых. В своем выступлении доказывал, что правовые свободы состоят в непосредственной связи со свободой хозяйственного определения, выступая его производной. Эти же мысли содержались в его «Лекциях по административному праву, читанных на Русском юридическом факультете в 1922-1923 учебном году» (Прага, 1923). В выступлении на открытом заседании Русского студенческого национального объединения в Праге 20.1.1924 З. отрицал возможность признания советской власти, которую воспринимал как «абсолютное зло», но одновременно подчеркивал, что борьба с этим злом «может быть выражена лишь религиозными красками». В Париже раскрылся талант З. как публициста, литературного критика, культуролога; публиковался в газетах «Россия», «Россия и славянство». Участвовал в Товариществе «Единство», организованном в противовес белорусским и украинским сепаратистам, пытавшимся расколоть эмигрантские и научные круги по национальному признаку.
В начале 30-х З. уехал в Харбин, где с 1934 возглавил Педагогический институт. Период его руководства был ознаменован проведением «открытых лекций» по гуманитарным дисциплинам, доступных всем желающим. В 1938 З. издал первый выпуск пособия к лекциям по этике («Основы этики») - одну их трех задуманных частей курса этики. Даже в тяжелое время 2-й мировой войны З. продолжал исследовательскую деятельность. В 1942 была издана в Харбине его работа «Киевская Русь», в которую были включены фрагменты сочинений российских историков, отрывки из литературных памятников.
В 1945 принял священство. В конце 40-х З. вместе с семьей переехал в США, где в 1949 был пострижен в монашество, с 1954 - архимандрит, С начала 60-х профессор пастырского богословия и русской литературы в семинарии Св.Троицкого монастыря в городе Джорданвилле (США), являющимся духовным центром Синодальной русской церкви. В 60-70-е был опубликован целый ряд работ З. по истории русской словесности, русской истории, пастырскому богословию.