Зайцевский Алексей Яковлевич - ""богослов"" поморского старообрядческого толка (1759 - 1803). Его сочинения, оставшиеся в рукописях, имели предметом: 1) полемику с православной церковью по вопросу о крещении и вообще против ""новшеств"" патриарха Никона (20 ответов его ""никонианам"" были известны митрополиту Платону ); 2) полемику против федосеевцев по вопросу о браке (Зайцевский доказывал возможность таинства брака без повенчания в церкви); 3) полемику против учения поповцев о действительности священства в священниках, переходящих из православной церкви. Зайцевский признавал учение о пришествии в мир антихриста. Он писал стихи, славился как хороший зодчий (построил покровскую часовню в Москве, разрушенную, по распоряжению правительства, в 1837 г.). - См. Н. Попов ""Сборник для истории старообрядства"" (т. II, Москва, 1866, каталог П. Любопытного); Дружинин ""Писания русских старообрядцев"" (СПб., 1912).
Зайцевский Алексей Яковлевич
— "богослов" поморского старообрядческого толка, Зарайский купец, родился в 1759 г., умер в 1803 г. Павел Любопытный так характеризует его: "Муж благочестивый, ученый, даровитый и твердого духа, знатный писатель апологии против врагов благочестия, утверждающих во еретическом крещении бытие Святого Духа и очищение первородного греха; отличный победитель бракоборства и заблуждения грубых федосиян; не раз торжественно поражавший грубое заблуждение старообрядцев и слепоствующей нетовщины. Муж был тщательный в созидании церкви и устройстве ее благолепия. Он был редкий зодчий (построил Покровскую часовню в Москве, разрушенную в 1837 г.), и знатный певец своей церкви. Его отличные таланты гремели в Москве, Зарайске и прочих странах у всех церквей староверства и у знатных особ вышнего круга. Он был славный заступник Христовой церкви и обличитель всех врагов ее".
Его сочинения: І) "Книга о святом еретическом крещении, в разных родах расположенная подлинными изображениями святых, отец и духом Христовой церкви разных веков против зловерных вралей и глупцов, настоятельно утверждающих, что крещение, произведенное или кафолическою формою, или еретическим образом, от оных церквей, оба имеют в себе наитие Святого Духа и ими первородный грех очищается"; 2) "Двадцать ответов ревностным любителям догматизма и обрядов Никона патриарха и содружников Московского митрополита Платона, не раз обозревавшего оные с изумлением"; 3) "Апология против заблуждения нечестивых бракоборцев, отвергающих в Христовой церкви вечность брачного бытия и утверждающих настоятельно, по грубости своей, что существо супружеской тайны состоит в пресвитерском венчании, а не в вечности обета сочетовающихся лиц"; 4) "Рассуждение о явном заблуждении и упорстве старообрядцев, о их суеверном благоговении и привязанности к бегствующему священству, нечестивой и ложной хиротонии внешних"; 5) "Суждение о бытии в мире антихриста и некоторых его отношений, клонящихся более до обоюдного мышления, духовного и чувственного"; 6) "Пять ответов Павлу Онуфриевичу Любопытному, усвоящих изражение благочестивый не единственно кафолику, но и внешним", и 7) "Объяснение Московскому митрополиту Платону о законном бракосочетании Московского купца Василия Федорова Монина, учиненного по обряду Поморской церкви". По свидетельству Любопытного, Зайцевский оставил и другие творения в прозе и стихах, но они не дошли до нас.
Н. Попов
, "Сборник для истории старообрядчества" (т. II. М. 1866 г., каталог П. Любопытного). — Ф. В. Ливанов, "Раскольники и острожники", (т. IV, каталог П. Любопытного. СПб. 1873 г.). — В. Г. Дружинин, "Писания русских старообрядцев" (СПб. 1912 г.)Михайлов.
{Половцов}
Зайцевский, Алексей Яковлевич
(1759—1803) — зарайский купец, один из более известных "богословов" поморской раскольнической секты. Его сочинения, рассеянные по рукописям, имели своим предметом: 1) полемику с правосл. церковью по вопросу о крещении (он доказывал необходимость перекрещивания православных при переходе их в раскол) и вообще против "новшеств" патриарха Никона (20-ть ответов его "никонианам" были известны митр. Платону); 2) полемику против федосеевцев по вопросу о браке (З. доказывал возможность таинства брака без повенчания в церкви); 3) полемику против учения поповцев о действительности священства в священниках, переходящих из православной церкви в раскол. З. признавал старое раскольническое учение о существовании в настоящее время в мире антихриста; полемизировал против поповщины (эти сочинения его, по-видимому, не сохранились); писал стихи; славился между раскольниками как хороший зодчий (построил известную покровскую раскольничью часовню в Москве, разрушенную по распоряжению правительства в 1837 г.). См. Р. Попова "Сборник для истории старообрядства" (т. II, М., 1866, каталог П. Любопытного).
Н. Б.
{Брокгауз}
Зайцевский, Алексей Яковлевич
зарайский купец, раскольник поморск. толка, писатель, строитель часовни в Покровском с. в Москве, р. 1759, † 1803 г.
{Половцов}