Зайнаб бинт Мухаммад
Зайнаб бинт Мухаммад
ум. в 8/630)–старшая из дочерей пророка Мухаммада и Хадиджы. Она родилась приблизительно за десять лет до начала пророческой миссии Мухаммада, которому тогда было около тридцати лет. После достижения Зайнаб совершеннолетия, ее тетя по матери Хала бинт Хувайлид посватала ее для своего сына Абу аль–Аса ибн Рабиа, который был в то время одним из авторитетных и знатных горожан Мекки. Хадиджа дала свое согласие на этот брак. Мухаммад также не стал возражать против этого. От этого брака Зайнаб родила сына Али, который умер в младенчестве и дочь Умаму, которая после смерти своей тети Фатимы стала женой Али ибн Абу Талиба. После начала пророческой миссии пророка Мухаммада, Зайнаб, вместе со своими сестрами и матерью стала одной из первых мусульманок. Однако ее муж Абу аль–Ас отказался уверовать и длительное время оставался язычником. В связи с тем, что в то время еще не был ниспослан коранический запрет на замужество мусульманок с немусульманами (Коран, 60: 10), Зайнаб продолжала оставаться женой Абу аль–Аса вплоть до ее переселения (хиджры) в Медину. Сам же Абу аль–Ас выступил против мусульман и был пленен ими в битве при Бадре. Его доставили к пророку Мухаммаду. Зайнаб же, вместе с другими мекканцами, отправила в качестве выкупа за своего мужа в Медину свой свадебный подарок–ожерелье, которое ей когда–то подарила ее покойная мать Хадиджа. Пророк Мухаммад, увидев это ожерелье, опечалился и попросил у своих сподвижников разрешения отпустить Абу аль–Аса и вернуть ему обратно этот выкуп. Сподвижники не стали возражать против этого и он был освобожден. Забрав ожерелье, он вернулся в Мекку. Согласно некоторым сообщениям, отпустив Абу аль–Аса, пророк поручил ему разрешить Зайнаб переехать в Мекку. Другие источники же утверждают, что Абу аль–Ас сам пообещал ему сделать это. После возвращения в Мекку Абу аль–Ас сдержал свое слово и позволил Зайнаб переехать в Медину. Она выехала из города в сопровождении своего деверя Кинаны ибн арРаби. Однако по пути их настигли курайшиты, которые были против отъезда дочери пророка из Мекки. Они очень грубо обошлись с Зайнаб, ударив ее копьями и свалив с лошади. В результате этого она получила увечья. Кинана оказал нападавшим сопротивление. Однако конфликт был урегулирован подошедшим к месту событий мекканским лидером Абу Суфьяном. Он отозвал Кинану в сторону и сказал ему: «Ты неправильно поступил, что открыто и у всех на глазах начал увозить Зайнаб в то время, когда все знают о поражении при Бадре и бедах, которые причинял нам ее отец Мухаммад. Если ты вывезешь его дочь открыто, что ты и попытался сделать, то все племена обвинят нас в трусости и слабости, а также будут позорить нас. Поэтому верни ее в дом мужа и оставь там на несколько дней, пока люди не скажут, что мы вернули Зайнаб. После этого втайне отвези ее к отцу. Мы ничего не имеем против того, чтобы Зайнаб уехала к своему отцу». Кинана послушался совета Абу Суфьяна. Они вместе вернулись назад. После того, как мекканцы убедились, что Зайнаб вернулась, они успокоились. Через несколько дней Кинана, под покровом ночи, тайно выступил с ней из Мекки и благополучно дошел до заранее оговоренного места, где их уже ждали Зейд ибн Хариса и один из ансаров, в сопровождении которых Зайнаб прибыла к пророку. После этого, на протяжении нескольких лет супруги не виделись друг с другом. Незадолго до завоевания Мекки мусульманами, Абу аль–Ас поехал по торговым делам в Сирию. На обратном пути его караван был атакован и захвачен мусульманами. Но ему удалось бежать. Спасшись от преследования, Абу аль–Ас тайно проник в Медину и встретился с Зайнаб. Он попросил у нее помощи. Тогда Зайнаб пришла к пророку и рассказала ему об Абу аль–Асе. В ответ пророк распорядился уважительно относиться к нему. Но запретил своей дочери возобновлять с язычником супружеские отношения, так как к тому времени уже существовал запрет на брак мусульманок с немусульманами. Затем пророк приказал вернуть ему захваченный караван. Абу аль–Ас вернулся в Мекку, уладил там все свои дела, расплатился с долгами, а затем объявил о принятии Ислама. После этого он вернулся в Медину и с разрешения пророка продолжил свое супружество с Зайнаб. При этом нового брачного договора заключено не было. Все это произошло в 7 году хиджры, а спустя несколько месяцев Зайнаб тяжело заболела и умерла.