Заитов Ишмухаммед-хаджи
Заитов Ишмухаммед-хаджи
Ишмухаммед б. Захид б. Бикмухаммед б. Альмухаммед б. Улуш б. Кулуш б. Теляш б. Кызылбай б. Урманче б. Чытырман б. Аяз б. Бишмет, 1746–01.02.1841) – религиозный деятель. Из тептярей д. Кубяковой Белебеевского уезда Оренб. губ. В юности был неграмотным и вел разгульный образ жизни, развлекая гостей на праздничных застольях своим пением и игрой на скрипке. Однако в 22 года с ним произошла решительная перемена. Неожиданно он исчез из деревни и отправился пешком в паломничество (хадж). 8 лет провел в Каире, а затем путешествовал по странам Востока, постигая исламские науки. В Хиджазе он получил разрешение сразу от нескольких шейхов быть суфийским наставником. По возвращении на родину после 20 лет странствий З. приобрел огромный авторитет в качестве имама, педагога и ученого. В 1788 г. оренб. военный губернатор О.А. Игельстром назначил его имамом и мударрисом недавно построенной мечети на оренб. Меновом дворе (см. Оренб. меновнинская мечеть). Благодаря щедрым пожертвованиям мус. торговцев на этом посту он быстро скопил себе крупное состояние и уже в 1797 г. вернулся в родную деревню, где до конца жизни был ахуном, имамом и мударрисом. Здесь он построил мельницы и мастерские, стал хозяином обширных земельных и лесных угодий. З. имел необыкновенно красивый голос и считался выдающимся чтецом Корана, владел искусством каллиграфии. Поэтому на обучение к нему издалека приходили многие люди, среди которых были известные впоследствии имамы: Тахир б. Субхан Аладаи, Абдуллатиф б. Субхан аль-Карачи, Хабибулла б. Абдулваххаб альЧекмагуши, Таджуддин б. Абдуррашид альИштиряки, Тавабиль б. Сабак аль-Югамеши, Нурмухаммед б. Ибрагим аль-Казани и др. Несмотря на свою популярность, постепенно он растратил состояние и посл. годы жизни провел в бедности. Лит.: Денисов Д.Н. Исторические мечети Оренбурга // Мечети в духовной культуре татарского народа (XVIII в. – 1917 г.). – Казань, 2006, с. 53–72; Фахреддин Р. Асар. Т. 1. – Казань, 2006, с. 346–48. Д.Д.