ЗАК Лев (Леон) Васильевич

Найдено 1 определение
ЗАК Лев (Леон) Васильевич
12.07.1892 (с. Растяпино Нижегородской губ.). - 30.03.1980 (Ванв, близ Парижа). Живописец, график, сценограф и поэт. Сын аптекаря. Брат (по первому браку матери) философа С. Л. Франка, который в юности оказал на него большое влияние. В 1902 учился в московской Лазаревской гимназии, где преподавались восточные языки. В 1905 получил первые уроки живописи у А. Г. Якимченко, позже посещал художественные студии Ф. И. Рерберга и И. И. Маш281 кова. В 1907 поступил на филологический факультет Московского университета. Участвовал в выставках МТХ (ежегодно в 1908-12, 1916, 1917) и «Мир искусства» (Пг., 1916 и 1917). Исполнял виньетки для журнала «Золотое руно» (1909, № 11/12). В 1910-е подружился с филологом Р. О. Якобсоном, вошел в круг московских футуристов и стал членом литературной группы «Мезонин поэзии». Оформил обложки поэтических сборников членов группы Р. Ивнева и В. Шершеневича, а также коллективных футуристических альманахов «Засахаре кры», «Вернисаж», «Пир во время чумы» (все - М., 1913); в двух последних, а также в альманахе «Крематорий здравомыслия» (М., 1913) опубликовал свои стихотворения под псевдонимом «Хрисанф». Подготовил свой поэтический сборник «Пиротехнические импровизации» (не издан). Писал прозу под псевдонимом «М. Россиянский» (девичья фамилия матери). В 1917 приехал в Петроград и женился на Надежде Александровне Браудо. В начале революции перебрался в Николаев. В апреле 1920 с женой и дочерью эвакуировался из Ялты в Константинополь. Получив отказ во французской визе, устроился в Риме, затем во Флоренции. В Италии познакомился с художниками Ф. Гозиасоном и В. Боберманом, дружба и сотрудничество с которыми продолжились в последующие годы. В 1921 посетил Париж, чтобы участвовать в салоне Независимых. В 1922 переехал в Берлин. Работал сценографом «Русского романтического театра » Б. Г. Романова; оформил балеты «Королева мая» на музыку К. В. Глюка (1922), «Жизель» А. Адана (1922), «Сильфида» (1924) и «Трапеза» на музыку С. С. Прокофьева (1925). Участвовал в выставках в галерее Flechtheim (1922) и в магазине русского книгоиздательства «Заря» (с Гозиасоном, Боберманом, И. А. Пуни, К. А. Терешковичем-. январь 1923). Исполнил литографии для русских изданий «Пир во время чумы» А. С. Пушкина (1923) и «Мандрагора» Макиавелли (1924). В конце 1923 с театром Б. Г. Романова приехал в Париж и остался во Франции. Первое время работал в одной мастерской с Гозиасоном и Боберманом. Провел выставки в галерях Т. Carmine, Percier (обе - 1925; совм. с Гозиасоном и Боберманом), d ’Art Contemporain (1925, акварели и рисунки; совм. с Е. Котель) и самостоятельную выставку в галерее Percier (1927; живопись). Выставлялся в Осеннем салоне и салоне Независимых (с 1924). В 1928 провел персональную выставку в галерее A. Manteau в Брюсселе и заключил с ней долговременный контракт. Участвовал в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928), выставках русского искусства в Брюсселе (1928), Париже (La Renaissance, 1932) и Лондоне (Belgrave Square, 1935). Входил в инициативную группу по созданию культурно-профессионального объединения русских художников во Франции «Русский художественный цех». В 1929 стал учредителем салона Сверхнезависимых. Создавал рисунки для тканей и шарфов по заказу модельера Монатги (1926), исполнял статуэтки музыкантов и балерин из дутого стекла для магазина прикладного искусства «Примавера» в Париже (в 1929 показал их в 19-м Салоне художниковдекораторов). В 1930 примкнул к группе «неогуманистов», поддерживаемых критиком Вальдемаром Жоржем. Провел персональные выставки в парижских галереях J. Вопjean(1930), Quatre Chemins (1932), Simonson (1933), Wildenstcin (1935), участвовал в групповых выставках в галереях A. Manteau («Защита Запада», 1931; совм. с К. Бераром, П. Ф. Челищевым, Е. Берманом, Леонидом и др.) и J. Bonjean («Новое поколение», 1932), в ежегодном Салоне современного искусства в Антверпене (групповая выставка «неогуманистов», 1933), Выставке русского искусства в Праге (1935) и др. В 1935 Музей Же де Пом приобрел его картину «Мать и дитя». В 193637 исполнил иллюстрации к трехтомнику Ш. Бодлера и книге «Мудрость» П. Верлена для владельца магазина библиофильской книги коллекционера Анри Матарасо; создал серию листов к Талмуду. В 1938 получил французское гражданство. В 1939, с началом войны, покинул Париж и до 1944 переезжал из города в город (Биарриц, Аркашон, Виллафранка, близ Ниццы, Гренобль). Участвовал в выставке группы «Скоморохи» в Биаррице (1941, совм. с Н. Д. Миллиоти и другими русскими художниками). В 1941 принял католичество. В 1940-е перешел от «неогуманизма» к «суровому экспрессионизму» и в дальнейшем постепенно уходил от фигуративности. В 1946 провел последние выставки фигуративных работ в галереях К. Granoff и A. Manteau, показал картины «Голова апостола», «Голгофа», «Богородица», «Материнство» и др. Участвовал в выставке «В честь Победы», организованной в Париже Союзом советских патриотов (1946), выставках в Брюсселе (1946 и 1947) и Лондоне (1947). В 1946-48 исполнил иллюстрации к книгам: «Сонеты» П. Ронсара, «Трагедии» А. д ’Обиньи, «Федра» Ж. Расина, «Озарения» и «Сквозь Ад» А. Рембо и др. Создал графический альбом «171 медитация » и написал поэму «Говорит Бог» (1948). В 1930-40-е неоднократно возвращался к работе в театре, оформил балеты «Жизель» А. Адана для труппы Веры Немчиновой в Театре Елисейских полей (1930), «Шут» С. С. Прокофьева для Ballet Russe de Monte-Carlo (1932), «Поцелуй феи» И. Ф. Стравинского (балетм. Б. Ф. Нижинская) для театра Шатле (1934), «Стенька Разин» А. К. Глазунова и «Князь Игорь» А. П. Бородина для Нового Русского балета Монте-Карло (1943) и «Концерт» на музыку С. С. Прокофьева для Opera Comique (1947). В 1948, на персональной выставке в парижской галерее des Garets, впервые показал геометрическую абстракцию. В дальнейшем исполнял абстрактно-геометрические композиции, позже пришел к «лирической абстракции», основанной на комбинациях цветовых пятен. Провел персональные выставки в галерее Cavalino в Венеции (1949), парижских галереях Billiet-Caputo (1950), Kleber (1955), Drian (1958) и J. Massol (1960-79; ежегодно), галерее Waddington в Лондоне (1959, 1961) и др. Участвовал в Международных выставках в Венеции (1949) и Лондоне (1958), выставках «Русские художники Парижской школы» в Сен-Дени (1960) и в Доме французской мысли в Париже (1961). В 1950 вместе с дочерью - скульптором Ириной Зак (род. в 1918) - создал композицию из обожженной глины «Крестный путь» для церкви в Карсаке (Дордонь) и скульптуру «Св. Тереза с младенцем Иисусом». С этого времени начал работать для церкви: исполнял резьбу по камню, витражи, горельефы, кованые кресты и кресты из бронзы и пр. Произвел художественные и реставрационные работы в парижских часовнях Нотр-Дам-де-Повр (1955; витраж, барельеф) и Пти-Фрер-де-Повр (1959; витраж), соборах Сакре-Кер (1959; витраж и жертвенник из мрамора) и св. Жанны д ’Арк (1965; витраж, кованый крест), в католических храмах Бреста, Вапони и Страсбурга. Создавал картоны гобеленов для мануфактур Gobelins и Aubusson. В 1959 приобрел мастерскую в Ванве. В 1960 посетил с женой СССР. В 1970 под псевдонимом «М. Россиянский» выпустил в Мюнхене книгу стихов на русском языке «Утро внутри. 1913-1970», в 1972 - книгу-альбом «Комментарии к молчанию» (10 авторских офортов; 50 экз.). В 1970 получил приз Президента Республики на биеннале в Ментоне. Ретроспективные выставки прошли в галерее Numaga в Овернье, Швейцария (1972), и в Музее искусства и истории в Люксембурге (1973); выставки состоялись также в галерее Mony Calatchi в Париже («В честь моего друга Л. Зака», 1976) и в Музее современного искусства города Парижа (1976/77). В 1981 в рамках Осеннего салона прошла мемориальная выставка. Представлен в Музее современного искусства города Парижа, галерее Тейт в Лондоне, Королевском музее в Брюсселе, Институте Карнеги в Питтсбурге, в музеях Нанта, Антверпена, Венеции. Рукописи стихов хранятся в Библиотеке филологического факультета Иерусалимского университета.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999