проходила от Красноводска до Ташкента через Джебел, Кизыл-Арват, Мары, Чарджоу, Каган, Зиадин, Самарканд, Урсатьевскую. Дорога стала сооружаться воинскими частями сразу же после присоединения Средней Азии к Российской империи, ее основное направление Красноводск - Самарканд было построено в период 1880-1896 гг. К 1899 г. эта дорога была продолжена до Ташкента и Андижана, а в 1900 г. от Мары до крепости Кушка. Строительство дороги производилось военным ведомством в очень трудных условиях: пески пустыни Каракум все время двигались, редкие реки часто меняли русла, во время половодья реки сносили мосты. Военным приходилось вести большие работы по посадке деревьев, укреплению мостов, русел рек. Опыт русских инженеров по строительству этой дороги впоследствии был применен французами для проектирования и постройки железной дороги в Сахаре. Постройка Закаспийской железной дороги имела большое экономическое и военно-политическое значение. Она способствовала развитию экономики в присоединенных районах Закаспия, облегчала освоение Туркмении, которая являлась важным стратегическим плацдармом для противодействия английской захватнической политике в Средней Азии.