так в Коране именуется благотворительность, вменяемая в обязанность всем мусульманам и являющаяся одним из краеугольных камней Ислама.
Закят
Закят
Источник: Краткий словарь исламских терминов (проект www.igrunov.ru)
Закят
в исламском праве обязательная ежегодная выплата части средств (одна сороковая часть) в пользу нуждающихся, совершаемая с намерением заслужить довольство Аллаха. Словарное значение слова закят–«очищение». Этот вид обязательной (фард) милостыни является одним из «столпов» Ислама (См. Ислам). В одном из хадисов пророк Мухаммад, отвечая на вопрос ангела Джибрила о сущности Ислама, сказал: «Ты должен засвидетельствовать, что нет божества, кроме Аллаха, совершать молитву, выплачивать закят, поститься в месяц рамадан, совершать паломничество к священному дому, если на то будет возможность» (Хадис приводится у Муслима). Закят выплачивают только обеспеченные люди, для которых это является одним из видов служения Аллаху. Шариатом четко определено количество материальных средств, при достижении которых мусульманину вменяется в обязанность выплачивать закят. Это количество называется "нисаб". Выплата закята стала составной частью исламской веры (фард) во 2 году хиджры и является одной из 5–ти столпов Ислама. В Коране закят часто упоминается вместе с намазом (салатом) и подчеркивается, что он является важной составной частью веры мусульман: «Совершайте салат, давайте закят и преклоняйте колени вместе с преклоняющими» (2: 43). Намаз является видом служения Аллаху посредством тела, а закят–посредством материальных средств. В Коране говорится о том, что обязательное материальное пожертвование является лучшим качеством верующего мусульманина: «Воистину, блаженны верующие, которые смиренны при [совершении] молитв, которые избегают [всего] суетного, которые вносят закат...» (23: 1–4). Закят приучает мусульманина не быть рабом своих материальных накоплений, а расходовать и отдавать их во имя Аллаха, во имя духовной близости с Творцом и ожиданием от него несравненно больших благ в следующем мире. Рукны и шарты закята Необходимым актом (рукном) для совершения закята является передача определенного количества материальных средств одному или нескольким нуждающимся мусульманам. В соответствии с этим правилом, все другие пути для выплаты закята считаются недействительными. Например, закятом не считается списание долгов одного человека другому, так как непосредственного акта передачи материальных средств в этом нет. Условия (шарты) закята: 1. Пожертвователь должен быть мусульманином, совершеннолетним, свободным и состоятельным человеком. 2. Он должен обладать необходимым минимумом средств, оговоренных положениями религии. Этот минимум называется нисабом. 3. Для выплаты закята необходимо, чтобы прошел один год после того, как количество материальных средств пожертвователя достигло уровня нисаба. Причем уровень нисаба должен сохраняться как в начале года, так и в конце. Если количество средств превышало уровень нисаба, но колебалось в течение года, то закят выплачивается из того количества, которое имеется в наличии в конце года. В шафиитском мазхабе при выплате закята решающее значение имеют только те средства, которые имеются в наличии в конце года. То есть, если в начале года средства не достигали уровня нисаба, а в конце превысили его, то закят необходимо выплатить. 4. Необходимо быть действительным хозяином отдаваемых в закят средств и иметь право их отдавать. Нельзя отдавать закят из средств, принадлежащих другому человеку. Запрещается также отдавать закят из средств, которые были нажиты незаконным путем. При передаче средств в качестве закята неимущим людям необходимо иметь намерение об этом. Необязательно ставить их в известность о том, что им передается закят. Разрешается сказать им, что им передан подарок. Виды собственности, с которых выплачивается закят и размеры их нисаба Все виды собственности разделяются на явные (амвал аззахира) и скрытые (амвал аль–батина). К явным относятся, например, крупный и мелкий рогатый скот, собранные с полей различные виды урожая, добытые изпод земли полезные ископаемые, проходящие через таможню товары. А скрытые виды собственности–это деньги, золото, драгоценные камни и т.д. На все эти виды собственности имеется определенный минимальный уровень (нисаб), с которого становится необходимым выплачивать закят. 1. Закят с крупного и мелкого скота. Необходимо выплачивать закят со скота, который пасся на лугах на протяжении как минимум полугода. Это такие животные, как овцы, козы, коровы, буйволы и верблюды. Если минимальное количество овец и коз (мелкого рогатого скота) достигло сорока и выше голов, то с этого количества необходимо выплатить закят в размере одной овцы или козы. Это количество и является для них нисабом. При количестве голов мелкого рогатого скота от 40 до 120 необходимо выплатить закят в размере 1 козы или овцы; от 121 до 200 голов–2 овцы; от 201 до 300–3 овцы. Если же овец больше трехсот, то с каждой сотни выплачивается по одной овце. Для крупного рогатого скота минимум (нисаб), с которого выплачивается закят составляет 30 голов. При достижении этого количества, необходимо отдать одного годовалого теленка. Если количество крупного рогатого скота достигло 60, то в качестве закята необходимо отдать двух годовалых теленков. А далее, с каждых 30 голов отдается один годовалый теленок, а с каждых 40 голов–двухгодовалый теленок. Для верблюдов минимум, с которого выплачивается закят, составляет 5 верблюдов. Если человек имеет от 5 до 25 верблюдов, то он должен выплачивать в качестве закята по 1 овце на каждые 5 верблюдов. А если их количество превысило 25, то отдаются сами верблюды в следующем количестве: от 25 до 35 голов–одна годовалая верблюдица; от 36 до 45 голов–одна двухгодовалая верблюдица; от 46 до 60 голов–одна трехгодовалая верблюдица; от 61 до 75 голов–одна четырехгодовалая верблюдица; от 76 до 90 голов–две двухгодовалые верблюдицы; от 91 до 120 голов–две трехгодовалые верблюдицы; более 121 головы–три двухгодовалые верблюдицы. А далее в различных мазхабах приводятся различные цифры. 2. Закят с золота, серебра и денег. Согласно ханафитскому мазхабу со всех золотых и серебряных изделий должен выплачиваться закят независимо от того, носились они в качестве украшений, или использовались в каких–то практических нуждах. Шафииты же считают, что с украшений, которые носят женщины или мужчины закят платить не нужно. Минимальным количеством (нисабом) золота, с которого начинает выплачиваться закят, является его вес равный приблизительно 85 граммам. А для серебра он составляет приблизительно 595 граммов. В различных мазхабах существуют незначительные различия в точном определении эквивалента динара, о котором говорится в хадисах. Так, в одном из хадисов из сборника Абу Давуда приводятся слова пророка: «… и тебе ничего не нужно отдавать, пока не будет у тебя двадцати динаров, если же у тебя будет двадцать динаров и пройдет год, то с этого следует выплатить половину динара, и с того, что будет превышать это количество, (величина закята должна) исчисляться так же». Поэтому приведенные выше цифры в некоторых случаях немного различаются. В частности, называются также цифры 80,18 грамм для золота и 561,2 грамма для серебра. Начиная с этого количества и выше, с золота и серебра необходимо по прошествии одного года выплатить 2,5% суммы от общего веса драгоценных металлов, которые имеются в наличии. С денег необходимо выплачивать закят по тому же правилу, по какому он выплачивается с золота и серебра. То есть, если количество денег эквивалентно стоимости 85 (80,18) граммов золота или 595 (561,2) граммов серебра, то с них нужно выплатить закят в размере 2,5%. 3. Закят с товаров, предназначенных для торговли. Эти товары должны быть приобретены только для последующей продажи. Когда заканчивается годичный срок, мусульманин, имеющий необходимый минимум (нисаб) для выплаты закята в размере стоимости 85 граммов золота должен сложить всю сумму прибыли, долгов, имеющегося в наличии товара, а затем выплатить с этой суммы 2,5%. Закят с любых видов арендной платы (за аренду помещений, автомобилей) составляет 2,5% от полученной суммы. 4. Закят с сельскохозяйственной продукции. С посевов и плодов необходимо выплачивать закят. В ханафитстком мазхабе закят нужно платить со всего, что выращивает на земле человек с целью получения прибыли. В шафиитском мазхабе считается, что закят нужно платить только с того вида урожая, который можно использовать в пищу. Минимальное количество урожая, с которого необходимо выплачивать закят, зависит от вида орошения. Если урожай был выращен без применения вспомогательных оросительных систем (дождем, водами рек и других водоемов), то необходимо выплатить десятую часть урожая. Эта десятина называется ушр. А если для выращивания урожая было необходимо прибегнуть к искусственному орошению (например, если пришлось специально для этого привозить воду), то нужно выплатить половину ушра. Для выплаты закята с сельскохозяйственной продукции не ставится условием прошествие года. Десятину нужно платить с собранного урожая. Однако в ханафитском мазхабе существует фетва имамейна (Абу Йусуфа и Мухаммада ибн Хасана), согласно которой закят должен выплачивать с урожая, который может храниться в течение года (например, чай, хлопок) и количество которого составляет 5 васков (приблизительно 875 кг) и выше. Однако большинство ханафитов придерживается фетвы самого Абу Ханифы, согласно которому с любого собранного урожая необходимо платить десятину. Выплата закята Закят с явных видов собственности (амвал аззахира) обычно осуществлялся государственными органами. Закят со скрытых видов собственности (амвал аль–батина) же пожертвователь отдавал сам. В тех странах, где не функционируют законы шариата, все виды закята передаются хозяевами различных видов собственности тем 8 категориям людей, о которых ведется речь в аяте Корана: «Милостыня предназначена лишь бедным, неимущим, тем, кто занимается [сбором и раздачей], чьи сердца хотят завоевать, на выкуп [для освобождения] рабов, [несостоятельным] должникам, на дела во имя Аллаха, путникам. Так предписано Аллахом, воистину, Аллах–знающий, мудрый» (9: 60).