ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКАЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКАЯ
объективно повторяющаяся связь исторических явлений и процессов, существенное явление общественной жизни, отражающее поступательное развитие истории и являющееся предметом исторической науки. Она исследует конкретные, ограниченные определёнными пространственно-временными координатами закономерности общественного развития, связанные с деятельностью людей, а также объективные предпосылки и результаты этой деятельности. В жизни человек выступает как составная часть определённой общности - классовой, национальной, религиозной и иной. В её рамках он осуществляет или не осуществляет свои цели, вступая в известные системные отношения и совершая известную сумму поступков. Иначе история представляла бы собой хаотичное нагромождение более или менее случайных фактов, соединённых в историческом повествовании в некоторую связь на основании тех или иных субъективных соображений. И. з. конкретна. Нет «исторической закономерности вообще»: она продукт конкретных условий, складывающихся в определённом месте и времени. Человеческая деятельность не только накладывает на неё свой отпечаток, но в значительной степени решает саму её участь. Историческая деятельность человека обусловливает сложность истории, ее несводимость к схеме. Чем шире масса людей, вовлечённых в историческое действие, тем менее прогнозируемы результаты их действий. В особенности это верно для переломных, революционных эпох. Вместе с тем И. з. содержит объективную сторону, ограничивающую возможности свободной деятельности людей, которая коренится в материальных условиях жизни общества, в известной системе социально-экономических отношений, прямо или косвенно определяет их цели и задачи, равно как и средства и способы их осуществления. Но, в отличие от социологического закона, И. з. имеет дело с многообразными качествованиями, предотвращающими вытекающие отсюда опасности обесцвечивания истории.
Важнейшей из них является историческая случайность. Без случайностей история, по выражению К. Маркса, носила бы мистический характер. Обращение к исторической случайности вносит в изучение истории некоторую неопределённость, усложняющую познавательный процесс, вносящую существенную коррективу в понимание природы исторического знания как относительного. Это, в свою очередь, означает, что И. з. в своей конкретности носит черты случайного, и её изучение может обогатить понимание истории. Существующая в рамках исторической закономерности коллизия необходимого и случайного ставит проблему достоверности исторического знания, современное понимание которой отвергает позитивистские иллюзии непреложности основывающегося на источниках фактического знания. Более того, при всей значимости источникового знания, оно не единственный и даже не главный способ получения достоверной информации о прошлом. Эта задача решается с помощью теории «среднего уровня», конструирующей прошлое как идеальный тип.
Лит.: Барг М. А. Категории и методы исторической науки. М, 1984; Б локМ. Апология истории, или ремесло историка. 2-е изд. доп. М., 1986; Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 1987; Е го ж е. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований. Заметки и размышления о новых подходах// Новая и Новейшая история. 1995. № 1; М аркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 33; М огильницкий Б. Г. Введение в методологии истории. М., 1988; C arr Е. Н. What is History? Cambridge, 1962. Б. Г. МОГИЛЬНИЦКИЙ

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКАЯ
определенное объективно существующее необходимо повторяющееся отношение между явлениями и процессами обществ. жизни, вытекающее из их внутр. природы и выражающее поступательное развитие истории; известная правильность, регулярность последовательности или сосуществования социальных явлений, обусловленная одним или несколькими законами.

Науч. решение проблемы З. и. дает исторический материализм. Выделение основоположниками марксизма производств. отношений как отношений первичных и материальных в качестве экономич. основы обществ. жизни впервые позволило подойти к обществ. развитию как к естеств.-историч. процессу, подчиненному собств. объективным законам.

Каждое следующее поколение людей действует в условиях, унаследованных им от прошлого. Это создает преемственность в истории и детерминирует ее общее направление. Люди не могут произвольно изменить характер обществ. строя, при котором они живут. Обществ. идеи, политич. учреждения и движения сами детерминированы объективными условиями обществ. бытия.

Общие черты, повторяющиеся в различных странах, находящихся на одинаковой ступени ист. развития, фиксируются в понятии общественно-экономической формации. Каждая формация представляет собой целостную социальную систему с определенным, ей одной присущим, единством элементов и структуры. В то же время каждая формация является закономерной ступенью поступательного развития всемирной истории. Поэтому понятие З. и. тесно связано с понятием ист. прогресса.

Взгляд на развитие общества как на естеств.-ист. процесс не означает, что ход истории предопределен заранее и осуществляется с фатальной неизбежностью. Ист. законы - это законы-тенденции, к-рые определяют развитие массовых явлений, не предопределяя многообразия деятельности каждого отдельного индивида. Конкретный результат каждого данного социального процесса зависит не только от общих законов, но и от конкретных условий его протекания. В обществ. жизни постоянно складываются различные возможности, но какая из них реализуется, во многом зависит от сознательной деятельности людей. Поэтому детерминизм не только не отрицает свободы воли, но, напротив, последняя органически включается в самую детерминацию социальных явлений. Изучая общий ход к.-л. объективного процесса (зарождения мануфактурного произ-ва или углубления общего кризиса капитализма), историк может отвлечься от индивидуальных особенностей и субъективных стремлений людей, участвовавших в этом процессе. Но если его интересует какое-то конкретное событие, он не может игнорировать роль случая, характер действующих лиц и их мотивы. Это делает неустранимым в ист. исследовании момент описательности, к-рый, однако, подчинен главной задаче - воспроизведению закономерного процесса ист. развития данного объекта. З. и. изучаются всеми обществ. науками. Однако ист. материализм, политич. экономия и др. теоретич. дисциплины исследуют законы обществ. развития в теоретич. форме, отвлекаясь от частных случаев их проявления. История же воспроизводит самый процесс развития. Не формулируя, как правило, законов в теоретич. форме, она раскрывает механизм их действия и особенности их проявления в специфич. условиях. Тем самым она как бы включает в себя теорию и, с другой стороны, дает необходимый материал для широких социологич. обобщений. Законы обществ. развития сами являются историческими. Существует ряд общих законов, действующих на всех этапах развития общества (закон соответствия производств. отношений характеру производит. сил, закон об определяющей роли обществ. бытия в отношении обществ. сознания и др.). Однако характер их действия зависит от конкретно-ист. условий. Большая же часть социальных законов - это законы, действующие только в рамках данной формации (или лишь на отд. этапах развития этой формации) и утрачивающие силу с изменением социально-экономич. структуры общества.

Различен и механизм действия ист. законов. В классово-антагонистич. формациях общество развивается в осн. стихийно и его законы часто действуют разрушительно (проявлением этого служат, напр., экономич. кризисы при капитализме). В условиях социализма, благодаря обобществлению средств произ-ва и преодолению клас. антагонизмов, общество получает возможность сознательно направлять свое развитие, руководствуясь познанными законами. Это способствует громадному ускорению темпов обществ. развития и составляет одно из важнейших преимуществ коммунистич. формации.

Марксистско-ленинская теория З. и. и ее правильное понимание имеет огромное значение для междунар. коммунистич. движения. Открытие Марксом и Энгельсом объективных законов обществ. развития позволило им сделать науч. вывод всемирно-ист. значения об объективной неизбежности перехода общества от капитализма к коммунизму. "Всемирно- исторический поворот человечества от капитализма к социализму, начатый Октябрьской революцией, - закономерный результат развития общества" (Программа КПСС, 1961, с. 7). В Декларации (1957) и Заявлении (1960) Совещаний представителей коммунистич. и рабочих партий, в Программе КПСС (1961) сформулированы общие закономерности социалистич. революции и социалистич. строительства, что имеет огромное значение для борьбы как против реформизма, отрицающего истинность открытых марксизмом-ленинизмом законов революц. преобразования общества, так и против совр. догматизма, извращающего сущность совр. эпохи, выступающего против ленинской идеи мирного сосуществования, пропагандирующего политич. авантюризм.

Идея З. и. в форме представления о "естественных законах" истории в философии нового времени была выдвинута франц. (Монтескье, Руссо и др.) и нем. (Гердер) просветителями в противовес провиденциализму и телеологии, господствовавшим в ср.-век. теологич. концепциях истории от Августина до Боссюэ. Отвергая вмешательство провидения и рассматривая историю как подчиненную определенным "естественным законам", просветители боролись на два фронта: против религ. фатализма и против волюнтаристских концепций, не видевших в истории ничего, кроме хаоса случайностей. Идея детерминированности обществ. развития, глубоко пронизывавшая обществ. сознание эпохи подымающегося капитализма, сыграла большую прогрессивную роль в идеологич. борьбе того времени и в развитии обществ. наук. Однако в домарксовой философии истории З. и. трактовалась абстрактно, неисторично и была опутана множеством идеалистич. и метафизич. оболочек. Речь каждый раз шла о "вечных", "неизменных" законах, и сами эти законы либо заимствовались из естествознания, либо изображались как "законы разума", "прогресса" или "абсолютного духа". Философы не открывали законы в самом ист. процессе, а привносили их извне, из собственного мышления. Ист. факты привлекались лишь для иллюстрации этих априорных конструкций. Филос.-ист. концепции носили поэтому абстрактный, спекулятивный характер и неизбежно приходили в противоречие с данными конкретной истории. Философы, рассматривавшие ист. процесс как закономерный и необходимый, не могли объяснить особенных ист. событий, в к-рых большую роль играет случайность. Напротив, историки, в частности представители нем. романтич. историографии, абсолютизируя особенность и индивидуальность каждого ист. явления, не видели в истории никакой повторяемости и закономерности, приходя к выводу об иррациональности ист. процесса. В бурж. обществоведении 19 в. было двойств. отношение к идее З. и. С одной стороны, социологи и историки-позитивисты (О. Конт, Г. Спенсер, И. Тэн и др.) считали ист. процесс закономерным, но извращали характер этой закономерности, пытаясь свести ее к элементарным законам механики, физики, биологии или психологии и не учитывая специфич. черт различных ист. периодов. С другой стороны, многие историки (особенно Л. Ранке и его школа) и философы (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Т. Карлейль и др.) вообще отрицали детерминированность ист. процесса, провозглашая его царством случайности и результатом деятельности "великих личностей". Борьба бурж. ист. мысли против идеи З. и. особенно усилилась в эпоху империализма. Идеологи буржуазии не могут признать закономерным рождение и развитие социалистич. общества и все большее обострение антагонистич. противоречий капитализма. Это порождает у них враждебное отношение к принципу детерминизма вообще. Кризис бурж. ист. мысли означает прежде всего отказ бурж. историков от раскрытия глубоких внутр. тенденций и законов ист. процесса, подмену его поверхностным описанием единичных явлений. Отрицание З. и. проходит через всю новейшую бурж. философию истории. Под флагом борьбы против позитивистского натурализма, недооценивавшего специфику истории, философы-идеалисты начали фронтальное наступление на материалистич. понимание истории, рассматривающее обществ. развитие как закономерный процесс. В. Дильтей резко противопоставил историю как "науку о духе", основывающуюся, по его мнению, на интуитивном "понимании", материалистич. естествознанию, имеющему дело с причинными законами. Неокантианцы В. Виндельбанд, Г. Риккерт провозгласили, что задачей истории является исключительно описание индивидуальных, единичных явлений и событий. М. Вебер объявил все ист. понятия "идеальными типами", не являющимися отражением ист. реальности. Такие крайне идеалистич. филос. направления, как "философия жизни" (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Т. Лессинг) и совр. экзистенциализм вообще отказывают истории в звании науки и рассматривают ее гл. обр. как форму индивидуального самопознания, истоки к-рого коренятся в непосредственном переживании субъекта и к-рое невозможно выразить в системе понятий. Представители совр. позитивизма, анализирующие логику и язык ист. сочинений (англ. философы Б. Рассел, К. Поппер, П. Гардинер и др.), приходят к выводу, что в истории могут быть "эмпирические обобщения", но не может быть законов. На позициях отрицания объективной ист. закономерности стоит и подавляющее большинство бурж. историков. Как указывал В. И. Ленин, "изгнание законов из науки есть на деле лишь протаскивание законов религии" (Соч., т. 20, с. 182). Апология случайности, царящая в совр. бурж. историографии, дополняется возрождением христианской философии истории, рассматривающей обществ. развитие как реализацию некоего "божеств. плана" (Ж. Маритен - Франция, Р. Нибур - США, и др.); ярким примером мистификации З. и. в религ. духе является философия истории А. Тойнби.

Однако примитивная фактография и религ. мистика не удовлетворяют ни потребностей развития ист. науки, ни даже идеологич. потребностей самого бурж. общества, стремящегося противопоставить марксизму- ленинизму какую-то цельную теорию обществ. развития. Бурж. историки все чаще говорят о необходимости "исторического синтеза" или "теоретической истории", к-рая бы не ограничивалась описанием единичного, но вскрывала бы определенные общие черты и закономерности ист. процесса. Особенно сильна эта "синтетическая" тенденция во франц. историографии, где ее теоретически много лет направлял философ-позитивист А. Бер, а центром, вокруг к-рого группируются историки, является школа "Анналов", осн. М. Блоком и Л. Февром. В Амер. ист. ассоциации создан спец. комитет по изучению единообразия в истории.

Однако, говоря о роли обобщения в ист. исследовании, бурж. ученые имеют в виду не такое обобщение, до к-рого теоретич. мышление поднимается в результате раскрытия сущности изучаемого процесса, а лишь элементарное эмпирич. обобщение, осуществляемое путем сравнения различных предметов и явлений и выделения их сходных и различных признаков. С другой стороны, заимствование теоретич. понятий из бурж. социологии еще больше осложняет работу историка, т. к. эти понятия зачастую совершенно произвольны, а сама бурж. социология глубоко антиисторична. Попытки изучать З. и. с позиций филос. идеализма и бурж. мировоззрения не могут привести к серьезным результатам. Подлинная наука об истории общества и закономерностях его развития возможна только на базе марксизма-ленинизма.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология. Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1953; Маркс К., К критике политич. экономии, М., 1952, с. 212-22; Энгельс Р., Людвиг Фейербах и конец нем. классич. философии, M., 1955, раздел 4; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1, с. 115-30; его же, Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, гл. 6, с. 306-41; Программа КПСС. (Принята XXII съездом КПСС), M., 1961; Плеханов Г. В., Материалистич. понимание истории, Избр. филос. произв., т. 2, M., 1956; его же, о книге Риккерта, там же, т. 3, M., 1957; Асмус В. P., Маркс и бурж. историзм, М.-Л., 1933; Глезерман Г., О законах обществ. развития, М., 1960; Грушин Б. A., Очерки логики ист. исследования, М., 1961; Гулыга А. В., О характере ист. знания, "ВФ", 1962, No 9; Федосеев П., Францев Ю., История и социология, "Коммунист", 1964, No 2; Данилов А. И., Теоретико-методологич. проблемы ист. науки в бурж. историографии ФРГ, в сб.: Ср. века, 1959, в. 15; Ист. материализм и социальная философия совр. буржуазии. Сб. ст., M., 1960; Кон И. С., Филос. идеализм и кризис бурж. ист. мысли, М., 1959; его же, Неопозитивизм и вопросы логики ист. науки, "ВИ", 1963, No 9; Рубинштейн С. Л., Бытие и сознание, M., 1957, гл. 3; Шафф А., Объективный характер законов истории, пер. с польск., М., 1959; Бунге М., Причинность, пер. с англ., М., 1962; Collingwood R. G., The idea of history, N. Y., 1956; Marrou H. I., De la connaissance historique, 4 ed., P., 1960; Meinecke F., Zur Theorie und Philosophie der Geschichte, Werke, Bd 4, M?nch., 1959; Popper K. R., The poverty of historlcism, Boston, (1957); Rossi P., Storia e storicismo nella filosofia contemporanea, Mil., 1960; Rothacker E., Logik und Systematik der Geisteswissenschaften, Bonn, 1948; The social sciences in historical study, "Social science research council. Bulletin", 1954, No 64; Toynbee A. J., A study of history, v. 1-12, L., 1955-61; Gardiner P. (ed.), Theories of history, (Glencoe), 1959.

И. С. Кон. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
179.38 кб

Проблема исторической закономерности

Панфилова Татьяна Васильевна
Читать PDF
212.42 кб

Проблема исторической закономерности

Панфилова Татьяна Васильевна
Читать PDF
373.51 кб

В поисках исторических закономерностей

Риер Яков Григорьевич
История, содержащая опыт прошлого, издавна интересна не только профессионалам, но и широкому кругу ученых разных специальностей.
Читать PDF
444.34 кб

Поиски исторических закономерностей в философии и социологии

Куликов Александр Николаевич
The author reviews L.E. Grinin`s text-book 'The Philosophy and Sociology of History. Some Laws of the History of Mankind'.
Читать PDF
20.41 мб

Закономерности исторической динамики научно-популярного жанра

Ваганов Андрей Геннадьевич
Статья посвящена почти не изученной систематически в книговедении и культурологи проблеме зарождения и формирования научной популяризации как самостоятельного жанра.
Читать PDF
59.17 кб

Закономерности исторического развития социокультурных порядков

Флиер Андрей Яковлевич
Статья посвящена рассмотрению некоторых закономерностей исторической эволюции культуры по направлению от императивных форм сознания и поведения к вариативным формам.
Читать PDF
164.63 кб

Некоторые закономерности исторического социокультурного развития

Флиер Андрей Яковлевич
В статье рассматриваются основные тенденции исторического социокультурного развития, которые выявляются при анализе истории культуры как системного процесса, обосновывается универсальный характер этих тенденций, что позволят квали
Читать PDF
4.49 мб

Философский анализ исторического процесса: в поисках закономерности

Гаджиев Ровшан Сабир Оглы
В настоящей статье исследуется еще один взгляд на историю человечества. Освещаются глобальные проблемы исторического процесса, которые все еще далеки от своего однозначного ответа.
Читать PDF
1.97 мб

Идея исторической закономерности в университетской философии истории

Малинов А. В.
Problems of historical regularity studied in the works by historians-theorists, or philosophers of history belonging to the so called university or academic philosophy of history (N.I. Kareev. A.S. Lappo-Danilevsky, P.N.
Читать PDF
377.99 кб

Историческая биография: опыт и закономерности (на примере серии «ЖЗЛ»)

Измайлова М. И.
Читать PDF
124.00 кб

Проблема закономерностей исторического процесса в философии истории Гегеля

Глущенко Георгий Юрьевич
Статья посвящена проблеме существования объективных закономерностей развития истории в философском наследии Георга Фридриха Гегеля.
Читать PDF
399.17 кб

Становление и развитие предметного мира культуры: исторические закономерности

Коськов Михаил Алексеевич
В статье дается анализ закономерностей развития предметного мира культуры. Раскрываются особенности предметной культуры на этапах ручного и машинного производства, показывается специфика этапа автоматизированного производства.
Читать PDF
216.33 кб

Посткризисный диалог России и Европы: исторические закономерности и новые черты

Мальковская Ирина Александровна
В статье рассматриваются проблемы диалога России и Европы в контексте исторических закономерностей, обусловленных фактором восприятия общества, его политических лидеров и их политических ориентаций.
Читать PDF
370.86 кб

Социально-философский органицизм о проблеме объективности и закономерности исторического процесса

Фатенков А. Н.
Читать PDF
828.50 кб

Горнодобывающая промышленность Дальнего Востока РСФСР: закономерности и диспропорции исторического р

Платонова Н. М.
В историческом контексте эпохи «застоя» автор анализирует динамику горнодобывающей промышленности Дальневосточного региона в целом, а также факторы, которые затрудняли её развитие.