ЗАКОНОПОЛОЖЕНИЕ (Гораа)
ЗАКОНОПОЛОЖЕНИЕ (Гораа)
В талмудической литературе это означает принятие или утверждение галахи* (постановления) или ряда узаконенных норм. Существует много правил по отношению к установлению законов. Первое: не устанавливать закон только на основании высказанных в Мишне* мнений; всякий, кто нарушил это указание, назывался у хазал* "губитель мира". Правило это нетрудно понять, так как в Мишне часто приводятся мнения, которые не были утверждены большинством. Второе: не следует устанавливать закон по сказанному в агаде*, ибо агада не ставила своей целью издавать законы для практического руководства. Другой принцип: мудрецы фиксировали, что суд вправе отменить решение другого суда, только если он превосходит первый суд мудростью и числом судей. Об этом писал Рамбам*: "Если суд принял закон или утвердил постановление или обычай, и они распространились в Израиле, а другой суд желает отменить решение первого [...], не волен он сделать так, пока не превзойдет он предшествовавший суд и мудростью, и числом судей". Правило это относится к галахот и обычаям, принятым во всем Израиле. В противном случае можно отменить установление. Разумеется, мудрецы Торы каждой эпохи вправе устанавливать новые и более строгие нормы, если сочтут это необходимым. Человек вправе истолковать и проводить в жизнь религиозные законы (быть раввином), только если он хорошо знает эти законы и получил надлежащие полномочия, своего рода диплом. Он дается иногда ограниченно — на определенную компетенцию, а иногда без ограничения. Например, можно иметь право на решение ритуальных вопросов, но не иметь полномочий судьи в гражданских и уголовных делах. Мудрецы запретили ученику принимать решения в присутствии его учителя. Издающий постановление (раввин) должен строго придерживаться галахи, и так же, как нельзя разрешать запретное, так нельзя и запрещать разрешенное, дабы не причинить ущерб еврейскому имуществу.
Источник: Энциклопедия иудаизма. 1983