ЗАКОНЫ ВЛАСТИ

Найдено 1 определение
ЗАКОНЫ ВЛАСТИ
   • Legum latio.

         В первобытное время греческих государств, как и государства вообще, законы (?????) являются не как нечто сотворенное и переменное, а как прочная власть, обязующая государство, не изменяющаяся и не имеющая определенного источника (см. также ´??????? ?????, Законы неписаные). Царь, будучи представителем судебной власти, был вместе с тем и высшим излагателем законов. Где после упразднения патриархальной власти новый государственный строй, возникнувший за периодом внутреннего разложения и брожения, повел к необходимости создать новые законы, чтобы соединить враждебные друг другу элементы, обыкновенно законодательская деятельность была поручаема какому-либо гражданину, пользовавшемуся всеобщим доверием. Так, в эпизефирских Локрах по общему согласию всех граждан Залевк был призван к созданию нового государственного строя, в Катане — Харонд, в Лакедемоне — Ликург, в Афинах — Дракон и Солон (см. также ???????????, Айсимнет). Но раз законный порядок общественной жизни был установлен, упразднение старых и введение новых законов было сопряжено с большими трудностями; так, в демократических Афинах, по крайней мере, до тех пор, пока произвол экклезии не заменил прежнюю любовь к законам, пока ????????? не сменили ????? ??????, по Солоновым законам, законодательство было делом не экклезии — эта последняя могла только в первом годичном собрании, посвященном ревизии законов, указать на недостатки существующих законов и предлагать изменения, — а так называемая ?????????, избираемых из числа присяжных гелиастов (см. Demosth. adv. Lept. p. 485). О ведении дела номофетами, имевшем некоторое сходство с судопроизводством, см. ????????, Экклесия. О развитии римского законодательства нас лучше всего поучает экскурс у Тацита (Tac. ann. 3. 26-28). По мнению последнего, первым римским законодателем был Сервий Туллий, его предшественникам приписываются только отдельные распоряжения. Другие же приводят дословные цитаты из законов Ромула и его ближайших преемников; называли их вообще leges regiae (commentarii rigum. Cic. Rab. Post. 5, 15), по мнению же Дионисия Галикарнасского (3, 36), под этим именем следует разуметь только сборник предписаний, касающихся сакрального права. Собрал их некто Папирий в последние времена царей (ius Papirianum). Их толкователем был Граний Флакк, современник Цезаря (liber ad Caesarem de indigitamentis scriptus). Император Клавдий также ссылался еще на законы царя Тулла Гостилия (Tac. ann. 12, 8). Законы Сервия Туллия исходили из аристократического принципа, по которому политическое влияние гражданина возрастало в прямой пропорции с его состоянием. За изгнанием царей последовало только несколько законов против несправедливых поползновений патрициев, которые все же покровительствовали свободе граждан и дали разумное направление борьбе обоих сословий; наконец, законы XII таблиц, составленные децемвирами, положили прочное основание законодательской деятельности последующих времен. Нам известны только отрывки этих законов из разрозненных свидетельств позднейших авторов, особенно из книг Цицерона, Феста и Гая, иногда с обозначением таблицы; ср. Tabulae, Табулы, 5. Первая попытка к их восстановлению и дополнению была сделана Грановием в его quatuor fontes iuris civilis (1653); с большей полнотой они были изданы Dirksen´oм (1824) и в новейшее время R. Sch?ll´ом. Legis duodecim tabularum reliquiae (1866). По Тациту, со времени этих XII таблиц начинается упадок римского законодательства (duodecim tabulae finis aequi iuris). Leges Liciniae Sextiae в 366 г. до Р. X. упрочили за плебеями политическое равноправие с патрициями. Последовавшие за ними 2 столетия вследствие постоянных войн с внешними державами не были благоприятны развитию законодательства; Туллиевы законы были забыты, и под влиянием многих причин развился пролетариат, который рано или поздно должен был повести к падению Римского государства. Благонамеренные реформаторские попытки братьев Гракхов, 134-121 гг., которым симпатизировали многие политические деятели, хотя и считали их утопистами, возбудили явную ненависть аристократии. Несомненно, что вследствие этих законов и законов Сатурнина и Друза, последователей Гракхов, демократия окрепла так, что повела к падению Республики и к учреждению единодержавия. Правда, Сулла своими реакционными мерами в 82 г. (см. Leges Corneliae, Законы Корнелиев) возобновил прежнее влияние аристократии со всей своей односторонностью (см. Zachariae, L. Cornelius Sulla, Суллы), но тотчас после его смерти началась оппозиция демократов. Борьба велась с переменным успехом; в законодательстве достигались только так называемые privilegia, которые приходилось постоянно возобновлять (in singulos homines latae quaestiones). Наконец в 52 г. Помпею было поручено водворить порядок в администрации (Leg. de vi et ambitu, Dio Cass. 45, 56 сл. App. b. с. 2, 23, 24). Но он сам нисколько не соблюдал своих собственных законов, suarum legum auctor idem ас subversor (Cic. ad Att. 8, 3, 2. Plut. Pomp. 65, 56). Полное бесправие царствовало в последующие 24 года, во время соревнования и открытой борьбы Цезаря с Помпеем и агонии Республики; все священное было попрано, права не существовало (non mos, non ius). Только с того времени, как единодержавная власть была сосредоточена в руках Августа, возвратились лучшие порядки; Август способствовал этому изданием законов, которые согласовались с новым государственным строем и с требованиями мира. Он сделал всех граждан блюстителями своих законов. Тотчас же образовалось особое сословие доносчиков (dejatores), особенно с тех пор, как в 9 г. от Р. X. законом Pappia Poppaca за доносы были положены награды. Вскоре эти доносчики стали заниматься своим промыслом более для личной выгоды, чем для государственной пользы и сделались истинным бичом всех семейств, пока наконец император Тиберий, в 20 г., не учредил особую комиссию, состоящую из 15 граждан; lex Pappia Poppaca, правда, не был упразднен, но все же были допущены значительные облегчения. Однако право выступать блюстителям закона оставалось за гражданами еще долго в Римском государстве; несмотря на строгие наказания, доносчики не переводились (Tac. ann. 4, 30: genus hominum publico exitio repertum et ne poenis unquam satis coercitum). Затем мало-помалу единственной законодательницей сделалась воля императора и истинный источник законодательности иссяк; несмотря на то, Юстиниан (см. Iustinianus, Юстиниан) заслужил благодарность всех последующих времен собранием постановлений римского права в corpus iuris и изданием 4-х книг institutiones. ср. Iuris consulti.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
99.97 кб

Законодательная власть государства Израиль

Изаксон Раиса Андреевна
В статье рассматривается верховный орган власти Государства Израиль парламент, представляющий законодательную власть.
Читать PDF
178.55 кб

Этапы формирования выборной законодательной власти в России

Трофимов Евгений Николаевич
Анализируются исторические и нормативно-правовые проблемы формирования представительной власти в России, исследуются, начиная с X в.
Читать PDF
320.56 кб

Институционализация законодательной власти в Приморском крае

М. С. Танцура
Читать PDF
212.37 кб

Новый этап в деятельности региональной законодательной власти

Слиска Л. К.
Читать PDF
181.87 кб

Участие психолога в формировании имиджа законодательной власти

Кибак И. А.
Раскрывается участие психолога (социолога) в формировании имиджа законодательной власти.
Читать PDF
176.72 кб

Законодательное оформление советской власти в России (1918 г. )

Кабытова Н. Н.
В статье анализируется процесс законодательного оформления советской власти в центре и на местах после роспуска Учредительного собрания и объединения советов рабочих и солдатских депутатов с крестьянскими советами.
Читать PDF
143.40 кб

Археология в законодательстве первых десятилетий советской власти

Сорокина Ирина Анатольевна
Статья посвящена исследованию законодательных и нормативных документов в области археологического наследия, принятых советским правительством и Народным комиссариатом просвещения с 1917 по 1935 г.
Читать PDF
214.98 кб

Учение о власти в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона

Кожаев М. М.
Рассматривается проблематика первого отечественного политико-философского трактата митрополита Илариона, на основании чего раскрываются некоторые аспекты православных принципов государственной власти и оформления древнерусского ид
Читать PDF
395.52 кб

Коммуникационная политика региональных законодательных органов власти

Григоренко Наталья Игнатьевна, Минаева Людмила Владимировна
Выстраивание отношений органов государственной власти с разнообразными группами является необходимым аспектом государственного управления в демократической стране, поскольку они обеспечивают основу процесса принятия политических р
Читать PDF
219.29 кб

Законодательная власть современной России в условиях многопартийности

Буринова Л.Д.
Читать PDF
305.72 кб

Разработка аграрного законодательства польскими властями в 1921-1939 гг

Гресь С.М.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с разработкой и принятием аграрных законов в Речи Посполитой межвоенного времени. Данные законы имели непосредственное отношение к Западной Беларуси.
Читать PDF
104.77 кб

Свобода против закона. Власть и свобода в российской политической мысли

Марчиняк Влодзимеж
Сокращенный вариант статьи, опубликованный в журнале "Givitas: Studia z filozofii polityki" W&subline;wa, 2001, N 5. Перевод Л.С.Лыкошиной
Читать PDF
298.03 кб

Первые декреты советской власти как основа конституционного законодательства

Мерзлякова Ирина Станиславовна, Киселева Надежда Анатольевна
Данная статья представляет собой вступительную речь к открытию дискуссий круглого стола «Первые декреты Советской власти: историко-аналитический срез», целью которого являлось изучение студентами юридического факультета Забайкальс
Читать PDF
389.95 кб

Концептуальные подходы к оценке эффективности законодательной власти региона

Кулова Маргарита Ростиславовна
В статье представлен социологический анализ эффективности деятельности парламента Республики Северная Осетия Алания на основе проведенных в марте апреле 2015 г.
Читать PDF
89.14 кб

РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В БУРЯТ-МОНГОЛЬСКОЙ АССР В 1920-е гг.

Батуев Цыденжап Бимбаевич
В статье рассматривается история становления и развития законодательной власти в Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республике в первые годы Советской власти.

Похожие термины:

  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

    система органов государства, имеющая право принимать законы: Сенат, Конгресс, парламент, Верховный Совет, Народное собрание и др. Представительная власть государства.