(в Jew. Encyclopedia ошибочно Zelazowska) — краковская иудействующая католичка (16 в.), жена райцы (члена магистрата) Вейгеля, на старости лет уличенная в отрицании христианских догм и склонности к еврейству. Епископ Петр Гамрат тщетно пытался возвратить ее в лоно церкви; оставшись верной своим убеждениям, З. была осуждена на смерть. Ее сожгли на краковском рынке (1539). По словам очевидца, Лукаша Гурницкого, описавшего допрос З., она заявила, что верит "в того Бога, Который сотворил все, что мы видим и чего не видим, Которого не может обнять человеческий разум, Который изливает свои благодеяния на нас людей и на все в мире", но смело отрицала веру в Бога-Сына. Летописец Бельский говорит: "Она (З.) пошла на смерть так смело, как будто на свадьбу". З. находилась еще под влиянием идей Реформации, начавшей тогда развиваться в Польше, как это утверждается польскими протестантскими летописцами. Быть может, в связи с опасениями евреев, что дело З. возбудит против них христиан, находится появление в том же году апологетической брошюры "Ad quaerelam mercatorum Cracoviensium responsum judaeorum de mercatura" (чрезвычайно редкая книга; ею пользовался Чацкий; после него никто ее не видел). В книге говорится также о религии — не следует преследовать за веру; государству "выгоднее иметь евреев с вероисповеданием открытым, нежели заставлять их таиться или притворяться". — Ср.: Дубнов, "Евреи и Реформация в Польше", "Восх.", 1895, V, 60 и сл.; его же, "Всеобщ. ист. евр.", II, 106—07; Reimer, Katharina Wajgel, в Allg. Zeit. d. Judent., 1909, № 48.
{Евр. энц.}