— поэт так называемой "украинско-польской школы", родился 2/14 февраля 1802 г. в деревне Богатырке, Киевской губернии, на первом году жизни лишился матери и был отдан отцом на воспитание одной из своих теток, жившей в Каневском уезде, в деревне Медведовке. 4-х лет от роду Залеский, по словам его биографа Здзярского, помещен был теткою в приходскую школу в Каневе и пробыл здесь до 1809 г.; вернулся затем к тетке, но вскоре заболел какой-то накожной болезнью и был отдан на излечение старику-знахарю Зую, жившему у Днепра. Полтора года, проведенные будущим поэтом в хате поселянина, где жизнь его протекала на свободе "под звуки торбана и напевы дум", произвели на него глубокое впечатление и вызывали в нем впоследствии самые светлые воспоминания. "Там я почувствовал себя поэтом украинским. Много даров и милостей Божеских расточил я в продолжение долгих своих скитаний, но и по сей день живу лишь тем, что оттуда вынес" — говорил сам Залеский впоследствии, быть может несколько идеализируя свое детство, лишенное материнской ласки, где каждый проблеск расположения к нему был особенно дорог и памятен ребенку. "Тоскливый тон малороссийских песен, "недоля", воспетая во многих из них, как нельзя лучше отвечали тому, что испытывал в своем детстве Залеский", — говорит об этом периоде его жизни Н. К. Грунский, а потому неудивительно, что впоследствии поэту казалось, будто песни бандуристов, слышанные им на Украине, постоянно звучали в его ушах. На десятом году Залеского стали готовить к средней школе. В это время он жил в Малых Ерчиках у другой своей тетки госпожи Ясеньской, с детьми которой занимался экс-иезуит. В 1812 г. мальчика поместили в Уманьскую бесплатную школу, где на развитие его поэтического таланта большое влияние оказал профессор поэтики и риторики ксендз Гриневецкий. Он побуждал своих учеников к переводам на польский язык произведений классической литературы и лучшие из этих переводов посылал для напечатания в "Dziennik Wileński". В этом издании были помещены переводы Залеского из Горация, переложение с французского "Мария Стюарт в темнице" и более самостоятельная "Дума о Вацлаве". Благотворное влияние на литературное развитие юноши Залеского имел и кружок школьных товарищей, среди которых был Грабовский и Северин Гощинский, тоже будущий поэт украинско-польской школы. С последним особенно близко сошелся Залеский, и с ним же в 1820 г., не окончив Уманьской школы отправился в Варшаву. Здесь оба друга поступили вольнослушателями в Варшавский университет; но в то время, как Гощинского манил в Варшаву тот политический подъем, который замечался в тогдашнем варшавском обществе, Залеский всецело погружен был в поэзию, искал знакомства среди писателей и следил за литературными движениями. Участие его в кружковой политической жизни в эту пору было незначительно, хотя он, увлекаемый примером товарищей, и вступил в общество так называемых "Свободных поляков". След влияния от вступления в этот кружок сохранился в неизданном стихотворении Залеского "Wyjeżdżający do legionów"; роем этой думы является известный польский патриот, тоже поэт, Годебовский. Из литературных влияний, испытанных в это время Залеским, следует отметить влияние Казимира Бродзинского, которому молодой поэт обязан был своим славянофильством. С детства знакомый с языками старославянским, малорусским и русским, Залеский хорошо знал русскую литературу, был знаком и с памятниками чешской народной поэзии и в связи с этим даже выступил в качестве кандидата на новую кафедру, учрежденную в Варшавском университете — кафедру славянских наречий, но попытка эта не имела успеха, так как у Залеского не оказалось достаточных научных познаний. Необходимость добывать себе средства к существованию собственным трудом в 1823 г. заставила Залеского принять место домашнего учителя, сперва в доме полковника Гурского, в деревне Лещинке, потом у генерала Шембека, в Плоцке; с осени 1825 г. он жил с Шембеками в Раве, изредка только приезжая на время в Варшаву. С 1822 г. стали появляться в различных периодических изданиях его литературные опыты. К произведениям этого периода (1820—30 гг.), кроме мелких лирических стихотворений, относятся: неудачная в историческом отношении "Думка гетмана Косинского", баллады-переделки "Людмила", "Любор" и "Араб у могилы коня", в которых сильно сказывается влияние переводов Жуковского, дума "Nieszczęśliwa rodzina", представляющая переделку украинской думы и вторично впоследствии обработанная поэтом под заглавием "Wzgórek pożegnania", стихотворение "Ukaranie" — на тему малороссийской песни "Ой, не ходи, Грицю, тай на вечерници!", большое художественное стихотворение "Janusz Bieniawski", источником для которого, как полагает профессор Колесса, послужила украинская дума о Иване Коновченке; "Dumka Mazepy", две думы о князе Дамиане Вишневецком, в которых усматривается кое-что общее с "Песнью о Вещем Олеге" Пушкина, "Zolotarenko w Warszawie", много переделок народных украинских песен и, наконец, одно из лучших произведений Залеского, "фантазия", посвященная воспоминаниям "золотого" сна молодости, — "Rusałki", где в захватывающей форме переданы поэтом фантастические поверья родной Украины. Произведение это имеет и автобиографический характер: в нем воспета любовь Залеского (под именем казака Цислава Зори) к Розе Жуковской (под именем Зорины), с которой он познакомился в Варшаве в 1825 г., и горячее чувство поэта искусно сплетается здесь с богатой фантазией.
"Rusałki" напечатаны были в 1829 г. Наступившие вскоре затем в Польше политические события не располагали к поэтической деятельности; в конце концов Залеский, мало интересовавшийся политикой, вовлечен был в мятежное движение, принял участие в восстании (1830—31 г.) и вслед за тем должен был уехать за границу. Из произведений его, напечатанных в это время, наибольший успех имели "Czayki" и "Śpiewające jezioro".
По выезде за границу Залеский до 1835 г. жил в Париже, где принимал деятельное участие в устройстве эмигрантов и близко сошелся с Адамом Мицкевичем. В 1834 г. прибыл в Париж давнишний друг и тезка поэта — капитан Иосиф Залеский, с которым затем певец Украины почти неразлучно прожил 30 лет, много путешествуя по Италии и Швейцарии и часто меняя место жительства. Но всюду преследовала поэта тоска по родине, которую он изливал в своих лирических стихотворениях, "Synowski żal" и др. Известность его, как поэта, в это время значительно возросла. В 1837 г. в Львове вышло в свет первое собрание его сочинений; за ним последовали другие: в Вильне, Париже, Познани, Петрограде и опять в Львове. Из позднейших (1831—41 гг.) более крупных произведений Залеского отметим: большое лирическое стихотворение "Kalinovy most", в котором поэт, сравнивая жизнь человеческую с бурливым потоком, скорбит о неудавшейся жизни, о разбитых идеалах; поэму "Potrzeba Zbarazka", воспевающую баснословные предания о борьбе казачества с татарами; затем проникнутую религиозным чувством поэму "Przenajświętsza Rodzina", где в изображение детства Спасителя слишком очевидно вкрались черты украинского быта, и два больших эпоса: "Złota Duma" (неоконченная поэма) и "Duch od stepu". Первую сам Залеский ставил выше всех своих произведений; незамысловатая по содержанию, поэма эта интересна в автобиографическом отношении и хороша по глубокому лиризму, лежащему в ее основании. Много субъективного элемента и в эпопее "Duch od stepu", в которой, воспевая человечество с древнейшей поры и особенно подчеркивая выдающуюся роль славянства, автор, однако, нередко грешит против исторической истины. Вообще следует заметить, что по самому складу своей души Залеский преимущественно был лирическим поэтом; в эпосе он несравненно слабее. Здесь нередко предвзятая мысль примирить дух казачества с воззрениями поляков ведет его к нарушению исторической правды, к идеализации, к приукрашиванию прошлого. Эти недостатки только до некоторой степени искупаются теми прекрасными лирическими отступлениями, которыми так богат эпос Залеского. Лирическое настроение его подкупает своею глубиною и искренностью. Ero "Dumki", "Szumki", "Pyłki", "Fantazyje", "Wiośnianki" — захватывают читателя своей свежестью и непосредственностью чувства.
Характерные черты своей поэзии самому Залескому удалось схватить в его стихотворении "Spiew poety", где он сравнивает себя с жаворонком. "В его поэзии нет яркости цветов — говорит Грунский — это полевой цветок, который иногда мил сердцу более, чем роскошная роза. Тоскливая мелодия, чарующая мягкость, замечательная музыкальность, необычайная простота и естественность стиха — вот прежде всего чарующие стороны поэзии Залеского. И вся эта поэзия черпает свои лучшие соки из поэзии народной, не польской, а малорусской. Сам поэт исполнен какой-то мистической любви к Украине, к ее думке".
Мистические ноты, и раньше слышавшиеся в произведениях Залеского, стали преобладать в последнем периоде его творчества (1842—86 гг.).
В 1843 г. Залеский вместе с другом совершил большое путешествие через Италию, Мальту и Смирну в Иерусалим. По возвращении в Париж он задумал жениться и действительно в 1846 г. ввел в свой дом молодую жену Софью Розенгардт. С этого времени в течение многих лет муза его почти безмолвствует. Семейное счастье всецело поглотило поэта. Только в 60-х гг. он опять берется за перо. К этому времени относятся: "Wigilia godów Tysiącolecia", написанная в память тысячелетия крещения поляков и неоконченная, переложения псалмов, молитвы и гимны, помещенные в сборниках "Wniebogłosy" и "Oratoryjum Wieszcze", и томик "Dum i dumek" (1864 г.).
Скончался Залеский глубоким стариком 31 марта 1886 г. в Вильпре, завещав положить с собою в могилу горсточку украинской земли.
C. Chmielowski
, "Poezye I. B. Zaleskiego" ("Niwa", 1877 г., №№65—66). — H. Zathey, "Młodość Bohdana Zaleskiego", Краков, 1886. — Zdziarski, "Bohdan Zaleski. — Его же, "Ostatni okres w twórczości B. Zaleskiego" ("Ateneum" 1899 г., т. I). — Tretiak, "Bohdan Zaleski" (1802—1831), Краков, 1911 т. — Его же. "Bohdan Zaleski na tulactwie". Крак. 1913 г. — "Журнал Минист. Народ. Просв.", 1914 г., январь (критическая статья Н. К. Грунского). — Пыпин, "История русской этнографии, т. III, стр. 247 и след. — А. Коlessa, " Ukraińska rytmika ludowa w poezyach B. Zaleskiego". Львов. 1910 г. — M. Mazanowski, "I. B. Zaleski" (СПб. 1900 г.). — "Wiek XIX". Варш. 1909 г., т. V (здесь подробная библиография).А. Г.
{Половцов}