Зарьян, Наири

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЗАРЬЯН Наири
(наст. имя и фам. – Айастан Егиазарьян) (31.12.1900–12.7.1969), писатель. Сын крестьянина. Во время геноцида армян в Турции в 1915, потеряв родителей, бежал в Россию; воспитывался в сиротском приюте. Окончил ист. ф?т Ереванского ун?та (1928). Печатался с 1921. С 1930 чл. ВКП(б). В поэме «Рушанская скала» (1930) изобразил соц. преобразование села; воспевал коммун. строй в сб?ках стихов «Крепость» (1935) и «Вечные вершины» (1937), коллективизацию – в романе «Ацаван» (1937–47). В Вел. Отеч. войну опубл. сб?ки стихов «Бранный клич» (1941), «Слушайте, века!» (1942), «Раскаленной душой» (1943), поэмы «Танец бессмертия» (1941), «Голос Родины» (1943), пьесу «Месть» (1942) и др. После войны написал ист. трагедию «Ара Прекрасный» (1946), комедии «У родника» (1948) и «Опытное поле» (1950). Был пред. К?та защиты мира Армянской ССР.

Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013

Зарьян, Наири

[1900—] — современный армянский пролетарский поэт и активный деятель пролетарских литературных организаций северо-восточной Турции. Окончил историко-литературный факультет государственного Эриванского университета. Основной мотив творчества З. — гражданская война в Советской Армении, героическая борьба рабочих и крестьян с национальной буржуазией. Поэмы: "Ноябрьский день", "Трибун", "Татевская скала" и ряд стихотворений этого времени носят на себе отпечаток революционного космического романтизма; на форме сказалось влияние Маяковского и Безыменского. Последующие произведения З., сборник "В голубой стране каналов" и поэма "Грануш", отражают социалистическое строительство Армении. В них З. освобождается от космизма и приближается к современной действительности. З. дает гл. обр. бытовой материал (сатирическая поэма "Товарищ Вартан Варагьян", рисующая тип советского Хлестакова). Постепенно З. освобождается также от влияния Маяковского и становится более самобытным поэтом. Стихи последнего времени носят философско-созерцательный характер.



Библиография: В голубой стране каналов (Сб. стих.); Из ноябрьских дней (Поэма); Грапуш (Поэма); Строители (Поэма); Трибун (Поэма); Товарищ Вартан Варагьян.


Н. Дабагьян.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008