Пожелание новопосвящаемого брата человечеству, близким и родной стране. Зачитывается перед обрядом инициации и затем сжигается.
ЗАВЕЩАНИЕ
Завещание
Источник: Словарь масонских терминов
ЗАВЕЩАНИЕ
распоряжение относительно своего имущества на случай смерти, сделанное в установленной законом форме, завещатель может лишить права наследования кого-либо из наследников, за исключением лиц, имеющих обязательную долю.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Завещание
античное понятие; первое завещание было составлено в VI в. до н. э. в Риме или Великой Греции. Согласно первым завещаниям люди могли сами определять наследника своего состояния. В Риме по законам 12 таблиц состояние могло быть поделено между несколькими наследниками. В Афинах женщины обладали ограниченным правом завещания своего имущества, в Риме они вообще его не имели (впоследствии этот закон был отменен Адрианом).
ЗАВЕЩАНИЕ
первое 3. было составлено предположит. еще до 6 в. до н.э. в Риме или Великой Греции. Согл. первым 3., завещатель мог определять наследника всего своего состояния. По Законам 12 таблиц в Риме состояние могло быть поделено завещателем между неск. наследниками. В Греции такая форма 3. была принята лишь в 3 в. до н.э. В свое время Солон дополнил закон о 3. тремя новыми положениями: приемные сыновья не могли быть наследниками; 3. могло быть составлено даже в том случае, если у завещателя не было законных сыновей; 3. могло быть составлено только по доброй воле. Сначала завещатель выражал свою последнюю волю устно, в присутствии свидетелей, позже она уже стала фиксироваться письменно, этот документ скреплялся печатью и передавался довер. лицу. В эпоху эллинизма в Египте 3. оформлял гос. чиновник, у к-рого оно и хран. В момент составл. документа завещатель должен был быть совершеннолетним и право-способным. Слабоумным и душевнобольным людям запрещалось составлять 3. В Афинах женщины обладали огранич. правом завещания своего имущества, а в Риме они вообще его не имели (закон, по к-рому женщины мог-ли быть завещателями, был отменен Адрианом). Наследниками могли стать только свобод. граждане, а наследство могло быть оставлено в пользу еще не родивш. детей. Даже рабы могли быть наследниками, если одноврем. с оглашением 3. объявл. свободными. Завещатель мог изменить 3., потребовать его обратно. Законным считалось только последнее 3.; если же в нем ясно не говорилось об отмене предыдущ., то оба они счит. законными. По требованию наследников 3. зачитывалось довер. лицом в присутствии свидетелей, а в Риме — в присутствии претора.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Завещание
(греч. diatheke, лат. testamentum). Первое З. было составлено предположительно еще до 6 в. до н. э. в Риме или Великой Греции. Согласно первым З., завещатель мог определять наследника всего своего состояния. По Законам 12 таблиц в Риме состояние могло быть поделено завещателем между неск. наследниками. В Греции такая форма З. была принята лишь в 3 в. до н. э. В свое время Солон дополнил закон о З. тремя новыми положениями: приемные сыновья не могли быть наследниками; З. могло быть составлено даже в том случае, если у завещателя не было законных сыновей; З. могло быть составлено только по доброй воле. Сначала завещатель выражал свою последнюю волю устно, в присутствии свидетелей, позже она уже стала фиксироваться письменно, этот документ скреплялся печатью и передавался довер. лицу. В эпоху эллинизма в Египте З. оформлял государств, чиновник, у которого оно и хранилось. В момент составления документа завещатель должен был быть совершеннолетним и правоспособным. Слабоумным и душевнобольным людям запрещалось составлять З. В Афинах женщины обладали огранич. правом завещания своего имущества, а в Риме они вообще его не имели (закон, по которому женщины не могли быть завещателями, был отменен Адрианом). Наследниками могли стать только свободные граждане, а наследство могло быть оставлено в пользу еще не родившихся детей. Даже рабы могли быть наследниками, если одновременно с оглашением З. объявлялись свободными. Завещатель мог изменить З., потребовать его обратно. Законным считалось только последнее З.; если же в нем ясно не говорилось об отмене предыдущего, то оба они считались законными. По требованию наследников З. зачитывалось довер. лицом в присутствии свидетелей, а в Риме — в присутствии претора.
Источник: Словарь античности. 1989
ЗАВЕЩАНИЕ
• Testamentum,
торжественное заявление последней воли. Составлять З. мог только тот, кто пользовался правом commercii, и на основании этого testamenti factionis; сыновья при жизни отца, рабы, иностранцы и несовершеннолетние не могли составлять законного З. Наследниками по З. не могли быть иностранцы и женщины, а со времен lex Iulia et Papia Poppaea, Законы Юлия, — также холостяки и бездетные (по крайней мере, отчасти); рабы же могли получать наследство, т. к. они приобретали его или для своего господина, или же для себя, если отпускались на свободу. Древнейшая форма З. была: t. calatum или calatis comitiis factum, которое составлялось патрициями в comitia curiata. Немного новее, но также очень древнее было test. in procinctu, которое могли составлять только военные, и притом устно in procinctu, т. е. перед вооруженным войском, после ауспиции полководца (Cic. de n. d. 2, 3 ). Обе эти формы были вытеснены test. per aes et libram, которое первоначально состояло в передаче имущества завещателя familiae emptori посредством mancipatio (см. Mancipatio). По смерти завещателя familiae emptor должен был приводить в исполнение все распоряжения его, означенные в З. Мало-помалу это перешло в прямое назначение наследника и familiae emptor, и другие лица присутствовали лишь в качестве свидетелей, исполнение же условий З. переходило тотчас к настоящему наследнику. Изъявление последней воли называлось heredis nuncupatio; если она излагалась письменно, что впоследствии почти всегда делалось, то для этого брались деревянные таблицы, употреблявшиеся обыкновенно для писания, складывались потом свидетелями и запечатывались ими. Документ этот сохранялся у какого-нибудь друга завещателя или в каком-либо храме, особенно у весталок, позже также в городском архиве. Так называемое преторское З., вызванное преторским указом о bonorum possessio secundum tabulas (см. Bonorum possessio, b) было равносильно древнему гражданскому З., и обе эти формы долгое время существовали рядом, пока не слились в одну. Позднейшая форма З. состояла в занесении последней воли в протокол, перед судом. Главным содержанием З. было назначение наследника, institutio heredis, и, кроме того, substitutio (т. е. возможное назначение heredis secundi, tertii и т. д.). О лишении наследства, exheredatio, см. Hereditas, Наследства право, 3. Второстепенные части содержания З. составляли усыновление, подарки, отчасти имущества посторонним лицам (см. Legatum и Fidei commissum, Фидеи комиссиум), освобождение рабов, распоряжение относительно похорон, памятника и т. п.
торжественное заявление последней воли. Составлять З. мог только тот, кто пользовался правом commercii, и на основании этого testamenti factionis; сыновья при жизни отца, рабы, иностранцы и несовершеннолетние не могли составлять законного З. Наследниками по З. не могли быть иностранцы и женщины, а со времен lex Iulia et Papia Poppaea, Законы Юлия, — также холостяки и бездетные (по крайней мере, отчасти); рабы же могли получать наследство, т. к. они приобретали его или для своего господина, или же для себя, если отпускались на свободу. Древнейшая форма З. была: t. calatum или calatis comitiis factum, которое составлялось патрициями в comitia curiata. Немного новее, но также очень древнее было test. in procinctu, которое могли составлять только военные, и притом устно in procinctu, т. е. перед вооруженным войском, после ауспиции полководца (Cic. de n. d. 2, 3 ). Обе эти формы были вытеснены test. per aes et libram, которое первоначально состояло в передаче имущества завещателя familiae emptori посредством mancipatio (см. Mancipatio). По смерти завещателя familiae emptor должен был приводить в исполнение все распоряжения его, означенные в З. Мало-помалу это перешло в прямое назначение наследника и familiae emptor, и другие лица присутствовали лишь в качестве свидетелей, исполнение же условий З. переходило тотчас к настоящему наследнику. Изъявление последней воли называлось heredis nuncupatio; если она излагалась письменно, что впоследствии почти всегда делалось, то для этого брались деревянные таблицы, употреблявшиеся обыкновенно для писания, складывались потом свидетелями и запечатывались ими. Документ этот сохранялся у какого-нибудь друга завещателя или в каком-либо храме, особенно у весталок, позже также в городском архиве. Так называемое преторское З., вызванное преторским указом о bonorum possessio secundum tabulas (см. Bonorum possessio, b) было равносильно древнему гражданскому З., и обе эти формы долгое время существовали рядом, пока не слились в одну. Позднейшая форма З. состояла в занесении последней воли в протокол, перед судом. Главным содержанием З. было назначение наследника, institutio heredis, и, кроме того, substitutio (т. е. возможное назначение heredis secundi, tertii и т. д.). О лишении наследства, exheredatio, см. Hereditas, Наследства право, 3. Второстепенные части содержания З. составляли усыновление, подарки, отчасти имущества посторонним лицам (см. Legatum и Fidei commissum, Фидеи комиссиум), освобождение рабов, распоряжение относительно похорон, памятника и т. п.