Завьялова, Маргарита Павловна

Найдено 1 определение
Завьялова, Маргарита Павловна

(р. 03.03.1939) — спец. в обл. теории познания; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Топки Кемеровской обл. Окончила ист.-фи-лол. ф-т Томского ун-та (1961). Работала на кафедре филос. в Том. ун-те: прошла путь от лаборантки до проф.; с 1990 — зав. кафедрой, декан филос. ф-та этого ун-та. Канд. дисс. — "Проблема моделирования в историческом исследовании" (1970). Докт. дисс. — "Проблема преемственности в социально-историческом познании: методологический и гносеологический аспекты" (1990). Работает над методол. и гносеол. проблемами соц.-ист. познания. Центр. место в ее иссл. занимает проблема преемственности. Последняя рассматривается как фундам. закономерность, одновременно выступающая объектом познания и детерминан-той развития соц.-ист. науки. Согласно З., соотношение прогресса и регресса в развитии разл. обл. обществ. жизни, в т.ч. и науки, зависит от того, что воспроизводит преемственная связь в качестве исходной основы — исторически преходящие, особенные, или непреходящие, конкретно-всеобщие, формы и ценности. Преемственность обосновывается как особый методол. принцип соц.-ист. познания, для к-рого характерны оп-редел. функции. Так, показывается, что эвристическая функция заключается в регуляции процесса использования накопленного знания в науч. творч.; объяснительная функция состоит в ориентациии иссл. на раскрытие преемственных связей и форм их проявления в изучаемых ист. процессах. З. исследует также проблемы филос. образования. Она анализирует филос. основания разработки новых стратегий образования, где приходит к выводу о необходимости сохранения непреходящих дух. ценностей рос. культуры в качестве фундам. основы новой образовательной модели. Считает, что возрождение России должно начаться с возрождения во многом утраченных дух. основ нац. рус. образования (стремление не просто к познанию мира, но и к постижению нравств. принципа мироздания; желание победы "истинного бытия" над ложью, неправдой и несправедливостью). В ряде статей 90-х гг. З. анализирует методол., теор. и методические вопросы многоуров-него университетского образования, в том числе филос.



Соч.: Теория и модель в историческом исследовании // Вопросы научной теории как формы мышления. Томск, 1970; О механизме преемственности в исторической науке. [В соавт.] // Проблемы развития общенаучного знания. Томск, 1983; Познавательные традиции как объект реконструкции исторического развития науки // Закономерности научного развития. Томск, 1985; Единство и преемственность сознания. [В соавт.]. Томск, 1988; Динамика социального знания и практика. Томск, 1989; История мысли как необходимый компонент исследования социальной науки // Формы и методы социального познания. Калинин, 1989; Философские аспекты проблемы перехода к многоуровневой системе образования в университете // Проблема многоуровневой проблемы образования. Ч.1. Томск, 1993; К вопросу о философской основе новой образовательной модели // Проблемы духовного становления и духовной защиты личности. Томск, 1996; Классическое образование как идеал гуманистической культуры // Основные направления развития университетского педагогического образования. Томск, 1996.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008