ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
(англ. cultivation), выращивание растений человеком, прежде всего ради плодов, семян, листьев или волокон. Овощи шли в пищу с древнейших времен, но, перейдя к их целенаправленному разведению, люди смогли увеличить и стабилизировать свои съестные запасы. Процесс развития З. был довольно медленным, как и доместикация животных, постепенно выделялись виды, наиболее полезные для человека. Раньше других в Старом Свете начали культивировать пшеницу и ячмень, происходящие из Юго-Западной Азии, их культурные виды появляются в 7-м тысячелетии до н.э. Позже к ним добавились овес и рожь в Европе, просо и рис в Азии, сорго в Африке, а также многочисленные овощи и фрукты различного происхождения. Переход от собирательства к производящему хозяйству получил название неолитической революции, он является одним из важнейших этапов в истории человечества. В Америке этот процесс развивался также медленно в многочисленных центрах. К числу земледельческих культур здесь принадлежат бобы, хлопок, тыква, маис, маниок, картофель и кабачки.
Источник: Археологический словарь. 1990
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
• Agri cultura.
Влияние его на условия античной жизни несомненно. В Греции, судя по словам Фукидида 1, 2, вначале на земледелие мало обращали внимания, вследствие постоянных народных передвижений, и старались получить от земли только то, что нужно было для удовлетворения насущных потребностей, причем преимущество обладания плодородными полосами земли служило поводом ко всякого рода борьбе и раздорам. Тем не менее земледелие является уже на первых порах существенной основой веры в богов (пеласгической мифологии) и религиозного культа, особенно почитания Деметры. В гомеровские времена земледелие было главным занятием греков, да и впоследствии считалось самым естественным для человека и самым честным способом обогащения (Plut. Philop. 4). Земледелие было существенной основой порядка государственной и общественной жизни, и потому наиболее разумные из тиранов усердно заботились о его процветании. Оно было основой прочности и силы особенно олигархических государств, преимущественно Спарты. Обыкновенно, впрочем, у греков в понятие земледелия входило не только хлебопашество, но и садоводство, возделывание маслины, винограда и даже часть скотоводства (овцеводство). Земледелие же составляло в полном смысле слова основу римской жизни; последняя до тех пор и была могучей нравственной силой, пока оно не пало. Его влияние отразилось даже в языке, который, по меткому замечанию Пибура, оттуда заимствовал все своеобразные обозначения благ мирной, тихой жизни. Только после того, как земледелие совершенно пало, явились теоретические изложения его правил (Катон, Варрон, Вергилий и др.), вместе с некоторыми попытками оживить его на практике (ср.: Cic. off. 1, 42. Plin. ep. 3, 19).
Влияние его на условия античной жизни несомненно. В Греции, судя по словам Фукидида 1, 2, вначале на земледелие мало обращали внимания, вследствие постоянных народных передвижений, и старались получить от земли только то, что нужно было для удовлетворения насущных потребностей, причем преимущество обладания плодородными полосами земли служило поводом ко всякого рода борьбе и раздорам. Тем не менее земледелие является уже на первых порах существенной основой веры в богов (пеласгической мифологии) и религиозного культа, особенно почитания Деметры. В гомеровские времена земледелие было главным занятием греков, да и впоследствии считалось самым естественным для человека и самым честным способом обогащения (Plut. Philop. 4). Земледелие было существенной основой порядка государственной и общественной жизни, и потому наиболее разумные из тиранов усердно заботились о его процветании. Оно было основой прочности и силы особенно олигархических государств, преимущественно Спарты. Обыкновенно, впрочем, у греков в понятие земледелия входило не только хлебопашество, но и садоводство, возделывание маслины, винограда и даже часть скотоводства (овцеводство). Земледелие же составляло в полном смысле слова основу римской жизни; последняя до тех пор и была могучей нравственной силой, пока оно не пало. Его влияние отразилось даже в языке, который, по меткому замечанию Пибура, оттуда заимствовал все своеобразные обозначения благ мирной, тихой жизни. Только после того, как земледелие совершенно пало, явились теоретические изложения его правил (Катон, Варрон, Вергилий и др.), вместе с некоторыми попытками оживить его на практике (ср.: Cic. off. 1, 42. Plin. ep. 3, 19).
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
обработка земли с целью получения продуктов. Вместе с доместикацией животных 3. появляется в Ю.-З. Азии и Египте. Первыми здесь начали выращивать пшеницу и ячмень (ок. 7000 г. до н.э.), позже - овес и рожь - в Европе, просо и рис - в Азии, сорго - в Африке. В Америке были одомашнены бобы, хлопок, тыква, маис, маниок, картофель, кабачки. Переход от добычи пищи охотой и собирательством к сельскому (производящему) хозяйству называют неолитической революцией. Культивированные злаковые более четко отличаются от диких, чем дикие животные от домашних животных. Например, у пшеницы зернонесущая часть - шип - более хрупкая у дикого вида. Это облегчает рассеивание семян естественным путем. У культивированной шип более прочен и сами семена при поспевании осыпаются меньше. Посев семян здесь полностью зависит от человека. Первыми были одомашнены два вида пшеницы - однозернянка и эммер (двузернянка). Предок домашней однозернянки обнаружен в горах Ю.-В. Турции и Загроса в Иране и Ираке. Первые находки однозернянки зафиксированы в Али-Коше (7000 г. до н.э.) и Джармо (6750 г. до н.э.). Дикий эммер (полба) распространен в Ю. Сирии и Палестине, хотя первые находки культивированного эммера найдены далеко от центра их естественного произрастания - в Али-Коше, Джармо и Бейде (6800 г. до н.э.) в Иордании.
Ячмень в диком виде распространен в тех же примерно областях, что и дикая пшеница. Его заросли находят от Анатолии до Афганистана. Первые зерна домашнего ячменя найдены в Али-Коше и Бейде.
Эксперименты показали, что один человек за три недели созревания дикорастущих семян может собрать орудиями каменного века (ножи с микролитами) больше, чем может израсходовать семья из 5 человек за год.
Однако земледелие в древности занимало менее важное место, чем скотоводство.
Ячмень в диком виде распространен в тех же примерно областях, что и дикая пшеница. Его заросли находят от Анатолии до Афганистана. Первые зерна домашнего ячменя найдены в Али-Коше и Бейде.
Эксперименты показали, что один человек за три недели созревания дикорастущих семян может собрать орудиями каменного века (ножи с микролитами) больше, чем может израсходовать семья из 5 человек за год.
Однако земледелие в древности занимало менее важное место, чем скотоводство.
Источник: Археологический словарь. 1996
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
на терр. Греции, прилежащих к ней о-вах и противополож. побережье М. Азии площадей, пригодных для земледелия, было немного. Поэтому важную роль играло пастбищное скотоводство в горных р-нах. Почти везде отсутств. необходимость в сооруж. оросит. систем. Это облегчало крестьянам, владевшим землей, выход из общин. землепользования, что привело к образованию совершенно новой структуры с.-х. уклада. Единолич. крестьян. х-во велось по двупольной системе. Достаточно примитивн. орудиями труда в год удавалось обрабатывать от 4 до 5 га земли. Плуг, запряж. в пару быков, представлял собой не асимметрич. отвальный плуг, а симметрич. плуг-пропашник, оставлявший на пашне борозду. Для разрыхл. почвы и запахивания удобрения приходилось делать от трех до четырех загонов вдоль и поперек поля. Часто возникала необходимость после каждой пролож. борозды убирать с пашни камни, выпалывать сорную траву и дополнит. обрабатывать мотыгой те места, к-рые плуг взрыхлил недостаточно глубоко. Мотыжная обработка разравнивала пашню, и боронование было ненужным. Сеяли ручным способом ячмень, пшеницу, кунжут — как маслянич. культуру. Овес считался сор-няком, ко ржи относились пренебрежительно. На орошае-мых участках сеяли просо. После посева выпалывали сор-няки. Жали серпами, солома практич. не использовалась. Из бобовых выращивали бобы, чечевицу, вику, люпин, реже горох, а после перс. войн и люцерну. О выращивании льна и конопли сведений не имеется. Помещичье земледелие использовало труд рабов и наем. рабочих с применением в кач-ве тягловой силы скота. В Спарте в с.-х. работах использовался труд гос. крепостных — илотов. Привлечение большого кол-ва рабочей силы не приносило, однако, успехов. Нельзя утверждать, что трехпольная система впервые была применена в х-вах крупных земледельцев, скорее это произошло у мелких собственников. Кризис З. наступил с увеличением задолжности крестьян; он вынудил сократить посевы зерновых культур и отдать освободивш. площади под возделывание винограда и выращ. олив. Только в эллинистич. период с расширением использования труда рабов свободные участки во фруктовых и оливковых садах начали засеваться зернов. культурами. В Италии, где почва была более плодородной, пшеница вытеснила пользовавш. меньшим спросом др. зерновые культуры раньше, чем в Греции. Однако и в Италии предпочтение отдавалось спец. культурам — оливам и особенно винограду. Во время Катона Рим превратился в большой город, вследствие чего уменьшились естеств. пастбищные угодья. Это увеличило потребность в сене и ограничило земледелие в пользу развития лугового х-ва. В Италии скотоводство играло большую роль, чем 3., т.к. импорт зерна из пров. полностью удовлетворял продовольств. потребности страны. Попытки организовать крупное с.-х. произ-во окончились неудачей. Введ. колонат вернул прежние аграр. отношения. Римляне продолжали совершенствовать с.-х. орудия. Предположит. в 1 в. до н.э. зубчатая борона сменила плетеную борону. Согл. Плинию Старшему, в 1 в. н.э. существовали уже четыре типа плугов, а в Греции был изобретен плуг с колесным передком. Лемех и асимметрич. отвал появ. сначала в далмат. и кельт. обл. Косилка использовалась иногда в латифундиях при недостатке рабочей силы.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Земледелие
На терр. Греции, прилежащих к ней островах и противоположном побережье М. Азии площадей, пригодных для земледелия, было немного. Поэтому важную роль играло пастбищное скотоводство в горных районах. Почти везде отсутствовала необходимость в сооружении оросительных систем. Это облегчало крестьянам, владевшим землей, выход из общинного землепользования, что привело к образованию совершенно новой структуры сельскохозяйств. уклада. Единоличное крестьянское хозяйство велось по двупольной системе. Достаточно примитивными орудиями труда в год удавалось обрабатывать от 4 до 5 га земли. Плуг, запряж. в пару быков, представлял собой не асимметричный отвальный плуг, а симметричный плуг-пропашник, оставлявший на пашне борозду. Для разрыхления почвы и запахивания удобрения приходилось делать от трех до четырех загонов вдоль и поперек поля. Часто возникала необходимость после каждой пролож. борозды убирать с пашни камни, выпалывать сорную траву и дополнительно обрабатывать мотыгой те места, которые плуг взрыхлил недостаточно глубоко. Мотыжная обработка разравнивала пашню, и боронование было ненужным. Сеяли ручным способом ячмень, пшеницу, кунжут как масличную культуру. Овес считался сорняком, ко ржи относились пренебрежительно. На легко орошаемых участках сеяли просо. После посева выпалывали сорняки. Жали серпами, солома практически не использовалась. Из бобовых выращивали бобы, чечевицу, вику, люпин, реже горох, а после перс, войн и люцерну. О выращивании льна и конопли сведений не имеется. Помещичье земледелие использовало труд рабов и наемных рабочих с применением в качестве тягловой силы скота. В Спарте в сельскохозяйств. работах использовался труд государств, крепостных — илотов. Привлечение большого количества рабочей силы не приносило, однако, успехов. Нельзя утверждать, что трехпольная система впервые была применена в хозяйствах крупных землевладельцев, скорее это произошло у мелких собственников. Кризис З. наступил с увеличением задолженности крестьян; он вынудил сократить посевы зерновых культур и отдать освободившиеся площади под возделывание винограда и выращивание олив. Только в эллинистич. период с расширением использования труда рабов свободные участки во фруктовых и оливковых садах начали засеваться зерновыми культурами. В Италии, где почва была более плодородной, пшеница вытеснила пользовавшиеся меньшим спросом другие зерновые культуры раньше, чем в Греции. Однако и в Италии предпочтение отдавалось спец. культурам — оливам и особенно винограду. Во времена Катона Рим превратился в большой город, вследствие чего уменьшились естеств. пастбищные угодья. Это увеличило потребность в сене и ограничило земледелие в пользу развития лугового хозяйства. В Италии скотоводство играло большую роль, чем З., т. к. импорт зерна из пров. полностью удовлетворял продовольств. потребности страны. Попытки организовать крупное сельскохозяйств. производство окончились неудачей. Введ. колонат вернул прежние аграрные отношения. Римляне продолжали совершенствовать сельскохозяйств. орудия. Предположительно в 1 в. до н. э. зубчатая борона сменила плетеную борону. Coгласно Плинию Старшему, в 1 в. н. э. существовали уже четыре гипа плугов, а в Греции был изобретен плуг с колесным передком. Лемех и асимметричный отвал появились сначала в далмат. и кельт, областях. Косилка использовалась иногда в латифундиях при недостатке рабочей силы.

рис. Бычья упряжка с сохой и сеятель (чернофигурная чаша Никосфена, ок. 550 до н.э.; Западный Берлин, Государственный музей, Античное отделение).

рис. Сельскохозяйственные работы на помещичьих полях. Вверху, слева направо: помещик и склонившийся фогт; батрак с мотыгой; пахарь, погоняющий упряжку; батрак; сеятель; лошадь. Внизу, слева направо: надсмотрщик (или помещик); мужчина в коротком плаще; двухколесная повозка, груженная сосудами с растительным маслом, и возница; погонщик; мужчина в длинном плаще; пахарь, погоняющий упряжку (аттическая чернофигурная чаша, ок. 530 до н.э., Париж, Лувр).

рис. Бычья упряжка с сохой и сеятель (чернофигурная чаша Никосфена, ок. 550 до н.э.; Западный Берлин, Государственный музей, Античное отделение).

рис. Сельскохозяйственные работы на помещичьих полях. Вверху, слева направо: помещик и склонившийся фогт; батрак с мотыгой; пахарь, погоняющий упряжку; батрак; сеятель; лошадь. Внизу, слева направо: надсмотрщик (или помещик); мужчина в коротком плаще; двухколесная повозка, груженная сосудами с растительным маслом, и возница; погонщик; мужчина в длинном плаще; пахарь, погоняющий упряжку (аттическая чернофигурная чаша, ок. 530 до н.э., Париж, Лувр).
Источник: Словарь античности. 1989
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
2Мак 12:1, Быт 26:12 и др.). Из самой глубокой древности, земледелие считалось одною из главнейших отраслей человеческой деятельности. Еще в саду Едемском земледелие было возложено как обязанность на наших первых прародителей (Быт 2:15, 3:17). Старший сын Адама, Каин, был земледелец (4:2). Ной после потопа, занимался земледелием, и все патриархи, при пастушеской жизни своей, не пренебрегали оным (Быт 26:14, Иов 1:3,15). Вообще земледелие у Евреев пользовалось всеобщим уважением и его не чуждались даже люди богатые и знатные. Примеры сего видим в Воозе, Гедеоне, Сауле, пр. Елисее и др. (Суд 6:11, 1Цар 11:5, 3Цар 19:19). Моисей, который был обучен всей премудрости Египетской (Деян. 7:22), давал земледелию очень важное значение в земле Иудейской, и по занятии Израильтянами земли Обетованной, земледелие сделалось одним из оснований закона Моисеева. Земля принадлежала Иегове. Моя есть земля, говорит сам Бог о Себе (Лев 25:23), и даруя ее своему народу, Он повелел равномерно разделить ее по числу имен лиц мужеского пола. Сообразно с этим при Иисусе Навине земля и была разделена на участки, и каждый по особому размежеванию получил известный участок (Нав 27:5, Амос 7:17 и др.). Земля Обетованная была весьма плодородна и земледельческий труд вознаграждался щедро; требовалось только достаточное орошение. Для этого кроме источников и ручьев служили обычные в Палестине осенние и весенние дожди и обильная роса с неба, которые были высоко ценимы, как величайшее благодеяние Божие (Вт 8:7, 11:10-15, 32:2 и др.); не пренебрегали впрочем и искусственными средствами для улучшения и удобрения почвы: очищали поля от камней (Ос 12:11), от сорных трав (Прит 24:30,31), устрояли различные каналы и проводили воду в поля (Пс 1:3, Прит 21:1), удобряли почву сожжением на ней соломы, мякины и т.п. и покрывали ее навозом (Ис 25:10, Пс 82:11, Лк 14:35). Земледельческими орудиями служили: плуг, борона, рожон, лопата или заступ (см. кажд. под его собственным названием Плуг, Борона и т.д.). Животными человеку помогавшими при земледельческих работах были следующие: вол, корова и осел. Семена или зерна, употреблявшиеся для посева, преимущественно были: пшеница, просо, полба, ячмень (Иов 31:40, Ис 28:25, Иез 4:9). Земледельческие работы начинались в конце октября или в ноябре и продолжались до половины февраля. Сеять начинали после праздника Кущей, при первом осеннем или раннем дожде. Перед посевом поле вспахивалось и паханье производилось плугом (Лк 9:62), при этом ярмо возлагалось на шею животного и прикреплялось к плугу, отчего ярмо всегда служило образом рабства, ига, неволи и т.п. (Иер 2:20, 27:2, Ос 10:11, Наум. 1:13, Галат. 5:1). Из сего можно видеть, что вспахивание земли у Евреев было не сложно и что достаточно было даже одного вола для упряжки в плуг. Засевание поля различными семенами было запрещено законом (Вт 22:9). Порядок в засевании полей ясно сказывается у Ис 28:24-28. Засеянные поля охранялись караульщиками или сторожами (Иов 27:18), которые помещались в нарочно устроенных для сего шалашах. Впрочем закон предоставлял право прохожим срывать колосья, но употребление серпа при сем не дозволялось (Вт 23:25, Мф 12:1). Кроме того каждые 3 года вносилась с полевых произведений десятая часть в пользу бедных (Вт 14:28, Амос. 14:4 и др.). Первый сноп жатвы, начинавшейся обыкновенно во второй день Пасхи (16 апреля), приносили пред Господом (Лев 23:10-14). Таким образом от посева, т.е. с декабря, до жатвы проходило около 4-х месяцев (Ин 4:35), а самая жатва продолжалась обыкновенно 7 недель, т.е. от Пасхи до Пятидесятницы (Вт 16:9). Время жатвы, особенно при обильном урожае, проводилось очень весело. Жницы пели песни, веселились и радовались (Пс 9:3, Пс 125:6). Сжатые колосья клали на землю, потом сгребали руками и связывали в снопы веревками; затем снопы сносились в скирды (Пс 128:7, Быт 37:7 и др.), после чего их свозили на телегах на гумно и складывали в кучу (Мих 4:12, Иов 5:26). Забытый в поле сноп оставался в пользу бедных (Вт 24:19). Гумно, находившееся обыкновенно на самом поле, на пригорках для стока воды, представляло собою круглую площадку без стен и крыши, только со всех сторон его окружала невысокая ограда, сложенная из мелких камней, чтобы зерна не попадали на сторону; земля на нем выравнивалась и крепко убивалась (Суд 6:37, Руф 3:8). Первобытный способ молочения большею частью состоял в выколачивании или вытаптывании зерен ногами волов и лошадей (Суд 7:11, Руф 2:17); впрочем для сего употреблялись и так называемые зубчатые молотильные доски и железные молотилки, которыми пользовались и для наказания (Суд 8:7, 2Цар 12:31 и др.). Легкие зерна молотились палкою (Ис 28:27). После молотьбы, для очищения зерен от соломы и мякины, их веяли видами или лопатами, бросая вверх при легком ветре (Ис 30:24, Иер 4:11, Мф 3:12 и др.), а затем пшеницу убирали в житницы, а солому сжигали огнем. “Лопата Его (которою веют хлеб) в руке Его, говорил Иоанн Креститель о грядущем Мессии, и Он очистит гумно свое и соберет пшеницу свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым” (Мф 3:12, Лк 3:17).
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990