ЗЕМЛЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЗЕМЛЯ
в Древней Руси название территорий племенных объединений восточных славян, государственных образований (Югорская земля), княжеств, административно-территориальных единиц. В Австрии и ФРГ — федеративная единица. З. как члены федерации имеют собственные конституции и выборные органы власти, ландтаги.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

земля
в еврейском тексте употребляются два слова для обозначения этого понятия: «эрец» (суша, страна, участок земли для обработки и т.д.) и «адама» (прах, глина, то есть составные части земли, почвы). Выражение «(вся) земля» иногда означает все существующие (известные) земли или определенные части их (отдельные страны), но в большинстве мест-это Израильское (Иудейское) царство, земля народа Божия (см., например, Быт 28.14; Ис 51.16; Иол 2.1,21-ср. 1.2; 2.18). (См. народ)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Земля
Этим словом обозначается земля, как небесное тело, в противоположность небу; или же имеется ввиду ее состав из чего созданы живые существа. Для последнего еврейский язык имеет особенное слово «адама», которому родственно слово Адам. В тех местах, где слово земля имеет первое значение, в евр. тексте употреблено слово «эрец» (низменное) и «тевел» (обитаемое). Эрец имеет различные значения: 1) вся земля (Быт. 1:1), 2) Суша, как противоположность морю (Быт. 1:10), 3)особая страна (21:32), 4) участок земли (23: 15) и 5) почва, которая под ногами (1 Цар. 5:4; 3Цар. 1:31). Все эти значения имеет и греческое слово земля, так что в некоторых местах под этим словом можно понимать или всю землю вообще, или известную страну (Мат. 5:5).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Земля
в народных верованиях главная из трех основных стихий. Поклонение ей занимало важное место в быту. Именовалась «матушкой», «матерью – сырой землей. Святость родников и колодцев зависела именно от того, что они истекали из земли. Земля не могла содержать ничего нечистого, и если покойник долго не разлагался, считали, что земля не принимает его за грехи. Нечистая сила проваливалась не в землю, а именно сквозь землю, в преисподнюю, и в клятвах сулили себе в случае неправды «провалиться сквозь землю». Это же сулили тому, на кого гневались. Наиболее важные клятвы сопровождались поеданием щепотки земли, и такой клятве верили безусловно. В случае спора о межах старик, смутно помнивший, где проходила старая грань, клал на голову вырезанный крестом кусок дерна и твердо шел по меже: этого было довольно для спорящих сторон. Отправляясь на чужую сторону, щепоть земли изпод порога избы зашивали в ладанку рядом с нательным крестом. Переселенцы брали с собой землю с могил родителей, из-под печи родной избы и порога, высыпая ее на новом месте. Лапоть земли из-под печи переносили и в новую избу, чтобы домовой перешел в нее из старой. В случае порчи на то место, где она произошла, на девяти утренних и девяти вечерних зорях просили прощения у земли. Наиболее уважительными были земные поклоны, когда рукой или шапкой касались земли. Одним из важнейших обрядов было опахивание деревни в случае повальных болезней людей или скота. Считалось, что земля бывает именинницей на Симона-Зилота, а в некоторых местах также в Духов день и в день Успения Богородицы. В эти дни нельзя было пахать или копать землю и даже ходить по ней босиком, и на сей счет строго следили за детьми. В эти дни в деревнях служили общественные молебны.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

ЗЕМЛЯ
в древнерусских народных представлениях одна из четырех главных основ мироздания (наряду с водой, воздухом и огнем).
Русские люди считали свою землю святой, боготворили ее как всеобщий источник жизни, мать всего живого - Мать Сыру Землю). "Гой еси сырая, Земля матерая! Матерь нам еси родная, всех еси нас породила". В некоторых духовных стихах земля отождествлялась одновременно и с матерью, и с отцом: "Земля - мать сырая! Всем, Земля, ты нам отец и мать".
Еще в языческие времена понятие земля для русских людей было равнозначно понятию "своего рода-племени", малой и большой Родины, Отечества, государства. Более того, образ земли выражал для русских единство и преемственность всех мертвых и живых. Поминальные ритуалы на могилах предков как бы декларировали связь всех ушедших и живущих поколений.
Самой страшной клятвою на Руси считалась клятва, при которой целовали или ели землю. Уезжая на чужбину, русский человек брал с собой горсть родной земли и держал ее на груди до конца своей жизни, унося ее вместе с собой в могилу. Возвращаясь на Родину, русские вставали на колени и целовали свою землю. Провожая в последний путь своих близких, русские брали с могилы горсть земли и растирали ее около сердца. Считалось, что таким образом можно преодолеть тоску по покойнику.
По древнерусским поверьям, земля страдает от человека и одновременно сострадает к нему. Люди виновны перед землей хотя бы потому, что "рвут ее грудь сохой, царапают в кровь бороной". Считалось, что земля - своего рода одушевленное существо и ей нужно устраивать отдых и именины. В Вятской губ., например, земля считалась именинницей в Духов день, в других местах именины земли праздновали в день св. Симона Зилота.
После Крещения Руси многие ритуалы, связанные с языческим культом Матери Сырой Земли, преобразовались в христианские обряды, связанные с почитанием Пресвятой Богородицы.
О. П.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ЗЕМЛЯ
Быт 1:1, Пс 23:1) — на Еврейском языке называется eretz (эрец). Впрочем Евреи имели и другие различные названия для обозначения слова земля. Иначе она называлась у них словом адама и афар. Названиями эрец и адама вообще означалась вся земля или весь земной шар. Слово адама, т.е. красная земля, часто означает землю, годную для обработки (Быт 4:11, Ис 1:7, 30:23). Словом афар означается земля сухая, песчаная (Чис 23:10). представляемая в означенной цитате эмблемою многочисленного народа. Первый человек был создан из праха земного (Быт 2:7), в который каждый из нас и возвратится (Быт 3:19, Иов 10:9, Ек 12:7). Слово земля часто употребляется свящ. писателями и для означения отдельной какой либо страны или государства. Так выражение: все царства земли (1Езд 1:2) относится только к Халдее и Ассирии; нередко также оно прилагается и к одной только Иудее. Выражение: глубины земли, преисподняя земля (Ис 44:23) в буквальном смысле может означать долины, а в иносказательном — гроб. могилу, а иногда служит эмблемою глубокого смирения (Пс 62:10, Ефес. 4:9). Священное Писание указывает на троечастное разделение земли при сынах Ноя, что несомненно было устроено Промыслом Божиим, как о сем ясно свидетельствует и пророк Моисей. “Когда Всевышний давал удел народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых (Вт 32:8). От одной крови Он произвел род человеческий, говорил ап. Павел Афинянам в ареопаге, для обитания по всему лицу земли назначит, предопределенные времена и пределы их обитанию (Деян 17:26). Из первой цитаты некоторым образом явствует, что земля Ханаанская была первоначальным и свыше назначенным уделом для народа Еврейского. Потомство Сима должно было занять Малую Азию, а потомство Иафета перейти в Европу, потомство же Хама должно было населить более жаркие, южные части земли, хотя мы и видим, что Немврод и Кушиты населяли долину Сеннаарскую (см Вавилон). Десятая глава книги Бытия имеет особенный этнологический характер. В ней говорится, что от Иафета произошли 14 сыновей, 25 от Сима и 31 от Хама. Конечно, нелегко проследить за развитием народонаселения от времен столь глубокой древности; но и теперь можно еще распознать некоторые народы по их родоначальникам, как например потомков Кельтов можно видеть происходящими от Гомера, Мидиян — от Мадая, Иониян — от Иавана и т.д. Один из сынов Евера назван: Фацек, потому что во дни его разделилась земля (ст. 25).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
443.96 кб

Саньсиндуй: земля бронзовых исполинов

Комиссаров Сергей Александрович, Гирченко Екатерина Александровна
Статья посвящена культуре бронзового века саньсиндуй, локализованной в Чэндуской котловине и представлявшей самостоятельный центр цивилизации, практически синхронный шанскому.
Читать PDF
183.66 кб

Архипелаг Новая Земля в XIX первой трети XX века: государство и освоение

Беляев Денис Павлович
Читать PDF
316.44 кб

Профессор К. К. Романов и Псковская земля

Филимонов Анатолий Васильевич
Читать PDF
1.18 мб

Псковская земля в путевых заметках латышских писателей братьев Каудзите

Киселева Елена Григорьевна
Читать PDF
482.39 кб

Гдовская земля в составе псковской республики

Афанасьев Ю. И.
Читать PDF
222.96 кб

Псковская земля в путевых заметках латышских писателей братьев Каудзите

Киселева Е. Г.
Читать PDF
125.82 кб

«…откуда есть пошла русская земля…»

Читать PDF
94.32 кб

«Человек и земля» в русской антропогеографической мысли конца XIX начала XX в

Шкуропат Светлана Геннадьевна
Обращаясь к русской антропогеографической мысли следует в первую очередь упомянуть имена А. А. Крубер и Л. Д. Синицкого.
Читать PDF
262.24 кб

Двинская земля

Шубин С. И.
Читать PDF
257.19 кб

Борис Нелепо. Ничья земля. Португальское кино

И.Г
Читать PDF
379.07 кб

«Земля тюменская»: особенности дискурса региональной идентичности

Богомяков В.Г.
Читать PDF
550.08 кб

«Выжженная земля» Йорга Баберовского, или Можно ли немцу писать о Сталине

Игорь Нарский
Читать PDF
374.88 кб

Новгородская земля в системе ордынской государственности

Селезнёв Ю. В.
В статье представлены особенности включения Новгородской земли в состав ордынского государства в XIII XV вв.
Читать PDF
102.68 кб

Ученые российских духовных академий и Святая земля (XIX начало XX В. )

Сухова Наталья Юрьевна
Статья посвящена научно-богословской деятельности российских ученых, связанной со Святой землей прежде всего библейским, литургическим и церковно-историческим исследованиями.
Читать PDF
214.24 кб

Земля, власть и образование Валахии

Коман Мариан
Цель статьи заключается в том, чтобы поставить под сомнение доминирующую парадигму формирования валашской государственности в румынской науке в отдельном пункте в утверждении, что Валахия является результатом исключительно внутрен

Похожие термины:

  • ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ 1861—1864 гг

    ок. 1893 - ?). Социал-демократ. Служащий. Член РСДРП с 1910. Образование среднее. В конце 1921 жил в Брянской губ., работал в Дорполите (?). Местными чекистами характеризовался как "авторитетный", но "неактивны
  • ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ 1876—1879 гг

    совпадающие оценки и установки, принятые СТЕРЕОТИПЫ и внушенные образцы поведения, связанные с более или менее одновременно переживаемыми психическими состояниями людей, как результат коммуник
  • Земля Аргаяшская: История и современность

    монография Р.Ш. Хакимова, посвященная истории Аргаяшского р-на Челябинской обл. Выпущена к 75-летию р-на. Особое внимание уделяется истории аргаяшских башкир, их отношениям с др. народами, исламской
  • БЕРЕСТЕЙСКАЯ ЗЕМЛЯ

    историческая область в среднем течении Западного Буга (территория современной Брестской области Белоруссии). Центр - Берестий. Входила в состав Древнерусского государства, в 11-13 вв. в Туровском, Во
  • БОЛОХОВСКАЯ ЗЕМЛЯ

    историческая область (12-13 вв.) в верховьях р. Южный Буг и бассейне pp. Горынь, Случь, Тетерев (ныне территория Хмельницкой области Украины). В 13 в. отделилась от Киевского княжества, признала власть мон
  • Ван Димена Земля

    Ван Димена Земля (Van Diemens Land), см. Тасмания.
  • Земля горшечника

    Мф 27.7,10)-см. Акелдама.
  • Земля Хамова

    См. «Египет».
  • Киттийская земля

    Ис 23.1)-то же, что Киттимская (см. Киттим).
  • Цари и земля Израилева

    евр. мелех Исраэль и Арец Исраэль. Цари и земля Израилева. После судей израильский народ стал управляться царями. Три первых из них: Саул, Давид и Соломон, царствовали над всем, еще не разделенным Из
  • ДАУРСКАЯ ЗЕМЛЯ

    русское название Приамурья и Забайкалья в XVII в. Произошло от дауров, обитавших в Приамурье к востоку от Яблонового хребта.
  • ДВИНСКАЯ ЗЕМЛЯ

    историческое название в XIV-XVII вв. территории в бассейне Северной Двины, части современной Архангельской области. В XI-XV вв. владение Новгорода. В 1397-1398 гг. под властью Москвы, с 1478 г. в Российском госуд
  • Фемайская земля

    вероятно, названа так по имени Фема, сына Измаила (Ис. 21: 14; Иер. 25:23), была известна своими дорогами (Иов. 6:19). В четырех днях пути к югу от Думат-эль-Джандала (См. «Дума»), существует еще место «Тайма». Др
  • Филистимская земля

    евр. Арец-Плиш-том. Филистим. земля (Ис. 14:29,31; Пс. 59:10; Быт. 21:32; 1 Цар. 29:11) — южная прибрежная часть Ханаана, от Екрона до Египта (И. Нав. 13:3); раньше была цветущей страной с хлебными полями, виноградниками
  • ГалицкоВолынская земля

    На границе с Западной Европой первоначально существовали самостоятельные Галицкое и Волынское княжества. Волынское княжество занимало северовосточные склоны Карпат и территорию между реками Д
  • Земля крови

    См. «Акелдама».
  • КУПЧАЯ ЗЕМЛЯ

    в России Х1Х-начала XX вв. земельные участки, купленные крестьянами сверх надельной земли и являвшиеся их собственностью без каких-либо ограничений.
  • НИЗОВСКАЯ ЗЕМЛЯ

    историческое название Северо-Восточной Руси в XII—XVI вв., данное новгородцами. С XVI в. Замосковье.
  • ГАЛИЦКАЯ ЗЕМЛЯ

    древнерусская историческая область 10-14 вв. на северо-западных склонах Карпат, в верховьях pp. Днестр, Прут, Серет. Главные города -Галич, Перемышль, Звенигород, Теребовль. С конца 10 в. в Древнерусском
  • ГЕННИСАР, ГЕННИСАРЕТ, ГЕННИСАРЕТСКАЯ ЗЕМЛЯ

    1Мак 11:67, Мф 14:34, Мк 6:54, Лк 5:1) — под сим названием вообще разумеется область или равнина на западной стороне Гсннисаретского озера, в колене Неффалимовом, по Флавию, в 30 стадий длины и в 20 ширины; кроме