Положение о губернских и уездных земских учреждениях), одна из реформ 1860-70-х гг., создала выборные органы местного самоуправления - земства.
ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1864
ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1864
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1864
г., «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» положило начало земству. Проект реформы был утвержден законом от 1 января 1864 г., в России впервые вводились земские и городские органы всесословного самоуправления. Члены думских собраний (гласные) выбирались на основе имущественного ценза тремя разрядами избирателей: землевладельцами, горожанами и представителями неподатного сословия. Выборные гласные составляли земское собрание (распорядительный орган) и формировали из своей среды постоянно действовавшую управу (исполнительный орган) (см. Земская управа).
Введение в действие «Положения о земских учреждениях» было возложено на временные уездные комиссии, состоявшие из предводителя дворянства, исправника, городского головы и чиновников от Палаты государственных имуществ и от конторы удельных крестьян. Комиссии эти составляли избирательные списки и назначали предположительные сроки созыва избирательных съездов. И то и другое окончательно утверждалось губернской временной комиссией под председательством губернатора. На первом земском собрании выбиралась управа, которая должна была к первому очередному собранию представить свои соображения по различным сторонам хозяйства и вступить в заведование капиталами, принадлежавшими дореформенным учреждениям. Положение 1864 г. делило избирателей на 3 курии: землевладельцев всех сословий; горожан; сельских обществ.
В съездах городских избирателей имели право участвовать: лица, имевшие купеческие свидетельства; владельцы находящихся в городе промышленных или торговых заведений, годовой оборот которых не менее 6 тыс. руб.; владельцы городской недвижимой собственности (стоимостью не ниже 500–3000 руб. в различных городах, смотря по числу жителей).
Введение в действие «Положения о земских учреждениях» было возложено на временные уездные комиссии, состоявшие из предводителя дворянства, исправника, городского головы и чиновников от Палаты государственных имуществ и от конторы удельных крестьян. Комиссии эти составляли избирательные списки и назначали предположительные сроки созыва избирательных съездов. И то и другое окончательно утверждалось губернской временной комиссией под председательством губернатора. На первом земском собрании выбиралась управа, которая должна была к первому очередному собранию представить свои соображения по различным сторонам хозяйства и вступить в заведование капиталами, принадлежавшими дореформенным учреждениям. Положение 1864 г. делило избирателей на 3 курии: землевладельцев всех сословий; горожан; сельских обществ.
В съездах городских избирателей имели право участвовать: лица, имевшие купеческие свидетельства; владельцы находящихся в городе промышленных или торговых заведений, годовой оборот которых не менее 6 тыс. руб.; владельцы городской недвижимой собственности (стоимостью не ниже 500–3000 руб. в различных городах, смотря по числу жителей).
Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011
ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1864
Положение о губернских и уездных земских учреждениях) - бурж. реформа, вызванная необходимостью приспособить самодержавный строй России к потребностям капиталистич. развития, стремлением царизма перетянуть на свою сторону либералов в борьбе с революц. движением. "Итак, - писал В. И. Ленин, - земская реформа была одной из тех уступок, которые отбила у самодержавного правительства волна общественного возбуждения и революционного натиска" (Соч., т. 5, с. 30). Пр-во надеялось с помощью земства вознаградить дворян за потерю помещичьей власти предоставлением им руководства хоз. жизнью на местах, улучшить запущенное местное х-во. Проект З. р. разрабатывался с 1859 спец. комиссией при Мин-ве внутр. дел (пред. комиссии Н. А. Милютин, с 1861 - П. А. Валуев). При обсуждении проекта в правящих кругах возникли разногласия. Подписанное царем "Положение" о земских учреждениях явилось компромиссом сталкивавшихся интересов различных дворянских прослоек. Согласно "Положению" 1864, создавались губ. и уездные Земские собрания и земские управы (волость земских учреждений не получала, т. к. пр-во опасалось их демократизации). В основу избират. системы были положены выборное, имущественное (ценз) и сословное начала. Избиратели делились на три курии: уездных землевладельцев, гор. избирателей и выборных от сел. об-в. Правом участия в выборах по 1-й курии пользовались владельцы не менее чем 200 дес. земли, владельцы пром., торг. предприятий или другого недвижимого имущества на сумму не ниже 15 тыс. руб. или приносящего доход не менее 6 тыс. руб. в год, а также уполномоченные от мелких землевладельцев, владевших не менее 1/20 ценза. Избирателями гор. курии были лица, имевшие купеч. свидетельства, владельцы предприятий или торг. заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 руб. (в небольших городах) до 3 тыс. руб. (в крупных городах). От выборов, т. о., отстранялись рабочие, мелкая буржуазия, интеллигенция. Выборы по крест. курии были многостепенными: сел. об-ва выбирали представителей на вол. сходы, те - выборщиков, а последние - гласных в уездное земское собрание. Губ. гласные избирались на уездных земских собраниях. Вся система выборов обеспечивала значит. преобладание в земствах помещиков, к-рые были фактич. хозяевами земских учреждений. В 1865-67 в губ. земских собраниях было: дворян 74,2%, купцов 10,9%, крестьян (в осн. кулаков, сел. старост) 10,6%, прочих - 4,3%. Земские собрания и управы были лишены права как учреждения общаться между собой, они не имели принудит. власти, т. к. полиция им не подчинялась; их деятельность контролировалась губернатором и мин. внутр. дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания. Опасаясь влияния земских учреждений, пр-во предоставило им право ведать лишь местными хоз. делами: содержанием местных путей сообщения, строительством и содержанием школ и больниц (для чего земства облагали население местными сборами), "попечением" о развитии местной торговли и пром-сти и т. п. З. р. проводилась не повсеместно и не одновременно. К кон. 70-х гг. земства были введены в 34 губерниях Европ. России и в Области войска Донского (в 1882 ликвидирована). Нац. р-ны (Польша, Литва, Белоруссия, Казахстан, Кавказ, Ср. Азия), Сибирь, Астраханская, Архангельская, Оренбургская губ. земств не имели. В Правобережной Украине земства были введены лишь в 1911. Несмотря на ограниченность, З. р. содействовала развитию местной инициативы, бурж. х-ва, бурж. культуры, была шагом по пути превращения феод. монархии в буржуазную. Лит.: Ленин В. И., Гонители земства и Аннибалы либерализма, Соч., 4 изд., т. 5; его же, По поводу юбилея, там же, т. 17; его же, Откровенно, там же, т. 18; его же, Купецкие расчеты, там же, т. 19; Мат-лы по земскому обществ. устройству, т. 1-2, СПБ, 1885-86; Ист. записка о ходе работ по составлению и применению Положения о земских учреждениях, (СПБ, б/г); Положение о земских учреждениях 12 июня 1890 г. со всеми относящимися к нему узаконениями, судебными и правительств. разъяснениями, СПБ, 1894; Веселовский Б. Б., История земства за сорок лет, т. 1-4, СПБ, 1909-11; его же, К вопросу о клас. интересах в земстве, в. 1, СПБ, 1905; Цейтлин С. Я., Земская реформа, в кн.: История России в XIX в., т. 3 (М., б/г); Гармиза В. В., Подготовка земской реформы 1864 г., M., 1957; его же, Земская реформа и земство в ист. лит-ре, "ИСССР", 1960, No 5. В. В. Гармиза. Москва.