выборы в З.у. проводились на трех избирательных съездах – уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. Избирательный съезд землевладельцев созывался уездным предводителем дворянства, который и председательствовал на нем; В городском избирательном съезде председателем являлся городской голова, избирательный сельский съезд открывал мировой посредник (позднее мировой судья). Выборы гласных от крестьян были многостепенными: сельские общества посылали своих представителей на волостной сход, где избирали выборщиков, а уже из их среды выбирали установленное количество гласных уездного земского собрания. После избрания гласных, чаще всего осенью, собирались уездные земские собрания. Для выполнения текущей работы земские собрания избирали управы, как правило, из 3 человек: председателя и 2 членов.
Губернские и уездные земские управы были исполнительными органами З.у. в период между съездами. Кроме непосредственного исполнения распоряжений земских собраний в обязанности управ входило: составление смет, раскладок и отчетов; подготовка нужных собранию сведений и заключений; надзор за поступлением земских доходов и расходованием земских сумм; представление в суде интересов земства по имущественным делам; распоряжение о своевременном созыве и открытии земских собраний.
Закон обязывал З.у. заниматься местными делами строго в пределах территории губернии или уезда. Для заведования принадлежащим земству недвижимым имуществом, заведениями, учреждениями избирались уполномоченные.
На ежегодных сессиях управы отчитывались перед собранием: о хозяйственных операциях, производившихся в течение года на суммы земства; о состоянии имуществ земства; о состоянии находящихся в ведении их заведений; о размере и распределении отправленных в течение года натуральных повинностей. Для проверки земской отчетности из гласных формировались ревизионные комиссии. Заключения их о деятельности управ поступали на утверждение земских собраний.
Должностные лица земских управ (председатель и члены управы) не пользовались правами государственных служащих. Содержание им выплачивалось по усмотрению земских собраний из земских средств.
По «Положению» 1864 г. земства получали право для покрытия своих расходов облагать жителей налогами. Из общих губернских повинностей в ведении земских учреждений находились: «1) устройство и содержание дорог, мостов, перевозов и верстовых столбов; 2) наем домов для рекрутских присутствий, становых приставов и судебных следователей; 3) содержание подвод при полицейских управлениях и становых квартирах; 4) содержание посредников по специальному межеванию и канцелярий посреднических комиссий; 5) содержание местных по крестьянским делам учреждений; 6) содержание статистических комитетов».
Принятое в 1890 г. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» предусматривало усиление позиций поместного дворянства на местах. С этой целью при выборах в земстве создавалась особая курия дворян-землевладельцев. Крестьяне же отныне могли выбирать лишь кандидатов в гласные земских собраний, гласных же из числа этих кандидатов назначал губернатор. Последний мог остановить исполнение не только незаконных, выходящих за пределы компетенции земства, решений, но и постановлений, «не соответствующих общим государственным пользам, либо явно нарушающие интересы местного населения» (см. Земская реформа 1864 г.).
ЗЕМСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
ЗЕМСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011
Земские учреждения
губ. и у. органы местного самоуправления в дорев. России. Образованы в 1864 для заведывания делами, относящимися к местным хоз. нуждам губ. и у. Зем. реформа проводилась не повсеместно и не единовременно. В 1867 З.У. появились в Вятской губ., в 1870-в Перм., в 1875 - в Уфимской губ. З.У. У. относились к типичным земствам сев.-вост. России, гл. особенностью к-рых являлось отсутствие поместного дворянского элемента. Это привело к преобладанию в зем. представительстве крест. и разночинцев, а пред. зем. собр. были не предводители дворянства, а лица, назначенные из числа местных служащих (лесничий, мировой посредник и т.п.). В связи с доминированием в З.У. Перм. и Вятской губ. демократических элементов принципы самоуправления в них проводились наиб. полно и последовательно. З.У. сами избирали свои рук. органы, формировали структуру управления, определяли осн. направления своей деятельности, под- бирали и обучали специалистов: учителей, врачей, фельдшеров, агрономов, инженеров и др. Для покрытия расходов имели право вводить специальные налоги. Зем. х-во в этих губ. принадлежало к числу хорошо поставленных в России. Его эффективность зависела прежде всего от бюджетов. З.У. Вятской и Перм. губ. имели наиб. крупные бюджеты в России. Гл. расходной статьей земских смет являлись расходы на нар. образование. Так, затраты на него по Перм. губ. к 1900 составляли 39% всего земского бюджета, в Вятской губ. - более 32%. В ур. губ., не имевших до введения З.У. сел. школ, к 1914 была создана сеть нач. уч. заведений (образование). Второе место по значению в земском бюджете занимали расходы на медицину. Деятельность З.У. резко повысила качество мед. обслуживания нас. У. З.У. занимались экономическим содействием с. х-ву, пром. и торговле, с их помощью активизировались агрономическая и ветеринарная службы, вошли в практику страхование от пожаров (страхование) и кредит. Начиная с 1870-х З.У. уделяли осн. внимание ссудо-сберегательным т-вам, об-вам взаимного кредита для крест. Содействие З.У. экономическому благосостоянию нас. увеличилось к 1901 втрое и направлялось гл. обр. на улучшение производительности с. х-ва (почти 50% всех расходов), на содержание агрономического персонала. Более всего затрачивали на это З.У. Вятской и Перм. губ. З.У. У. стремились макс. привлечь нас., особенно сел., к активной работе в земском деле, создавая на местах разл. мелкие обществ. специальные ячейки: санитарные, школьные попечительства, вольные пожарные дружины и команды, с/х об-ва и т.п. Ур. З.У. принадлежат мн. начинания, распространившиеся затем на всю Россию. Немалая заслуга в этом принадлежала видным земским деятелям и просветителям. С именем врачей М.М.Синцова (Вятская губ.) и И.И. Моллесона связаны все лучшие стороны орг-ции земской медицины не только на У., но и во всей стране. Должность земского агронома впервые была учреждена Верхотурским у. З. в 1877. По инициативе агронома Н.А.Соковнина в 1883 возникла первая агрономическая орг-ция Перм. губ. З. При содействии педагога Н.Н.Блинова в Вятской губ. была разработана обширная программа мероприятий по нар. образованию. Начало земской статистики было положено в Вятском З. экономистами и агрономами В.Я.Заволжским, Н.Н.Романовым, к-рые проводили сбор материалов о ценности и доходности земель и др. недвижимого имущества. В Перм. губ. статистико-экономические иссл. были налажены Д.Д.Смышляевым и Е.И.Красноперовым. З.У. были ликвидированы в 1918. Лит.: Бобылев Д.М. Что сделали земства Пермской губернии в интересах местного края. Пермь, 1914; Голубев П.А. Организация земских учреждений и общий характер деятельности их в Вятской губернии // Краткий обзор деятельности Вятского губернского земства за 35 лет (1867-1902). Вятка, 1906; Черныш М.И. Развитие капитализма на Урале и Пермское земство. Пермь, 1959. Богатырева О.Н.