выборные органы местного самоуправления в России с 1864 г.
ЗЕМСТВО
ЗЕМСТВО
Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005
Земство
выборные органы местного самоуправления в Российской империи. Введены Земской реформой 1864 г. К началу Первой мировой войны действовали в 43 губерниях страны, занимались вопросами народного образования, здравоохранения, строительством дорог, организацией помощи крестьянским хозяйствам, кустарным промыслам. Действовали под контролем властей.
ЗЕМСТВО
земские учреждения — выборные органы местного самоуправления (земские собрания и управы) в России. Введены земской реформой 1864 г., к 191 4 г. в 43 губерниях. Ведали просвещением, здравоохранением, строительством дорог и т. д. Избирательная система по 3 куриям: уездные землевладельцы, владельцы городской недвижимости, представители от сельских обществ — обеспечивала господство помещиков. Контролировались Министерством внутренних дел и губернаторами, имевшими право отмены постановлений З. Сфера деятельности и права З. постоянно урезались правительством. Упразднено в 1918 г. декретом Советского правительства.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ЗЕМСТВО
система местного всесословного самоуправления, введенная в ходе
Земской реформы 1864 г. в соответствии с «Положением о губернских и уездных земских учреждениях». 3. строились на принципах самоуправления (избрание руководителей органов, формирование структуры управления) и самофинансирования. По «Положению» 1864 г. круг деятельности 3. был ограничен вопросами местного хозяйства. По закону 1867 г. все постановления местных 3. по сношению или соглашению с земскими органами других губерний, вступали в силу и могли исполняться лишь после одобрения губернаторами. 3. запрещалось самостоятельно вступать в деловые контакты друг с другом (см. Земские учреждения).
Земской реформы 1864 г. в соответствии с «Положением о губернских и уездных земских учреждениях». 3. строились на принципах самоуправления (избрание руководителей органов, формирование структуры управления) и самофинансирования. По «Положению» 1864 г. круг деятельности 3. был ограничен вопросами местного хозяйства. По закону 1867 г. все постановления местных 3. по сношению или соглашению с земскими органами других губерний, вступали в силу и могли исполняться лишь после одобрения губернаторами. 3. запрещалось самостоятельно вступать в деловые контакты друг с другом (см. Земские учреждения).
Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011
ЗЕМСТВО
бессословный выборный орган местного самоуправления в России во второй половине XIX в., введенный в ходе Земской реформы 1864 г. на основе «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 г. Земское управление в уездах осуществляли уездные земские собрания. Они состояли из земских гласных, избираемых на три года по трем куриям избирателей: местные землевладельцы, крестьянские общества, городские владельцы недвижимости, приносящей твердый годовой доход. Уездное земское собрание выбирало из своей среды пред. (уездного предводителя дворянства) и шесть членов земской управы - исполнительного органа, состав которого утверждался губернатором. В губерниях также избирались губернские земские собрания, состоявшие из губернских земских гласных. Они, в свою очередь, избирали губернский исполнительный орган — губернскую земскую управу (шесть членов и пред.). По «Положению» 1864 г. земские учреждения были введены в 33 губерниях Европейской России. На окраинах земств не было. Земства занимались денежными сборами на местные нужды: устройство и поддержание местных путей сообщения, транспорта, организация школ и училищ (земские школы), медицинская помощь населению (земские врачи, больницы), взаимное страхование от пожаров, развитие почты, содействие местной торговле и промышленности и т. п. Земства стали организационной опорой для объединения либералов России во второй половине XIX в.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
ЗЕМСТВО
органы местного самоуправления, созданные в ряде губерний Европ. России по Земской реформе 1864. Образование З. было попыткой царизма приспособить самодержавный строй к потребностям капиталистич. развития. Господств. положение в З. занимали помещики, принимали участие и представители буржуазии: домовладельцы, фабриканты, купцы, деревенские кулаки, а также духовенство. Новейшими исследованиями доказано, что бурж. элементы в З. усиливались по мере развития капитализма и измельчания дворянского землевладения, особенно в уездных З. пром. Центра. В сев. губерниях (Вятской, Пермской, Вологодской, Олонецкой) и в Самарской губ. во мн. уездных З. большинство принадлежало крест. гласным, но они находились под влиянием дворянства и бурж. элементов З. В целом дворянство, преобладание к-рого обеспечивали законы 1864 и 1890, сумело удержать свои господств. позиции в З. вплоть до Февр. революции. Выборы гласных в уездные земские собрания по 29 губ. на первое трехлетие 1865-67 дали такие результаты: помещиков-дворян - 41,7%; духовенства - 6,5%; купцов - 10,4%; крестьян - 38,4%; 3% - прочих. По результатам выборов гласных в уездные З. по 34 губ. на трехлетие 1883-85 приведенные выше данные почти не изменились в отношении дворян (42,4%) и крестьян (38,5%); процент духовенства упал (2,2%), но заметно увеличилось количество гласных от разночинных и бурж. элементов (16,9%). Новое Положение 1890, создавшее сословную курию уездных землевладельцев- дворян с облегченным для них цензом и лишившее крестьян права непосредств. выбора гласных (они могли избирать только кандидатов, из к-рых губернатор назначал гласных), еще более усилило позиции дворянства в З. По Положению 1890 в уездных земских собраниях дворяне и чиновники получили 55,2%, крестьяне - 31%. В губ. земских собраниях преобладание помещиков-дворян было еще более значительным. Такой социальный состав З. исключал возможность клас. борьбы в них. Царское пр-во, опасаясь влияния либерально-бурж. элементов З., передало им только хоз. дела, касающиеся "польз" и "нужд" данной губернии или уезда. Отделив хоз. область от общей администрации, оно раздробило местное управление между различными казенными и земскими учреждениями, что пагубно отражалось на всем ходе местной деятельности. Одни и те же вопросы нередко находились в ведении различных инстанций. З. не предоставлялись финанс. средства, они складывались гл. обр. из земских сборов, к-рыми З. могло облагать население. Основой земского бюджета было обложение недвижимых имуществ - земель, домов, фаб.-зав. предприятий и торг. заведений. Это были скудные средства, и З. всегда испытывали недостаток в деньгах. Расходы З. делились на "обязательные" и "необязательные". К первым относились: дорожная, квартирная и подводная повинности, падавшие гл. обр. на крест. население, а также содержание гражд. управлений, тюрем и мировых судов. Расходы на здравоохранение и народное образование считались "необязательными". Пр-во стремилось всемерно ограничить не только компетенцию З. и источники доходов, но и пределы самостоятельности З. В 1866 губернаторы получили право отказывать в должности всякому избранному земскими собраниями лицу, если оно было признано "неблагонадежным". По закону 1867, по к-рому земские доклады, журналы и т. д. должны были проходить через цензуру губернатора, З. разных губерний запрещалось общаться между собой и печатать свои постановления, усиливалась власть пред. земского собрания. Земская контрреформа 1890 еще более усилила бюрократич. опеку над З., расширила круг вопросов, подлежащих обязат. утверждению губернатора. Для усиления адм. контроля было учреждено губернское по земским делам присутствие под председательством губернатора. Правительство не останавливалось даже перед закрытием тех З., к-рые осмеливались открыто выступать в защиту своих прав. Деятельность З. все же развивалась и особенно активизировалась с 90-х гг., когда в З. приобрел большое влияние т. н. "третий элемент" - служащая интеллигенция, среди к-рой были либералы, народники и даже социал-демократы. Земские учреждения добились успеха в распространении школьного и мед. дела, на что уходила большая часть их ден. средств. З. открывали больницы, аптеки, приглашали врачей и созывали их съезды, организовывали фельдшерские и акушерские курсы, наладили правильное оспопрививание. З. открывали начальные сел. школы, а также гимназии и учительские семинарии, выдавали стипендии нуждающимся учащимся. Экономич. мероприятия З. укрепляли помещичье и кулацкое х-во, приспосабливая его к запросам рынка. З. устраивали с.-х. выставки, опытно-показат. станции, создавали артели кустарей, содействовали с.-х. кредиту, привлекали агрономов и ветеринаров, открывали с.-х. училища. Не располагавшие средствами крестьяне не могли воспользоваться этими мероприятиями. З. ввели взаимное страхование сел. строений от огня. Большое значение для изучения экономики пореформенной России имела организация земской статистики. Вынужденные защищать себя от стеснений и ограничений, З. стали на путь оппозиции к царскому самодержавию, но это была мирная, легальная оппозиция; отношение к революц. движению З. всегда было враждебным (см. Земское движение). Введение земских учреждений растянулось на длит. срок. К кон. 70-х гг. З. были введены только в 34 губ. Росс. империи и в Обл. войска Донского. Пр-во лишило З. Архангельскую, Астраханскую и Оренбургскую губ., где почти не было помещичьего землевладения. Лишены были З. Польша и Белоруссия с многочисл. польским дворянством, а также Прибалтика, Сибирь, Кавказ, Казахстан и Ср. Азия. После революции 1905-07, когда З. открыто проявили свой контрреволюц. характер, пр-во распространило З. на ряд восточных, белорус. и укр. губерний. Перед 1-й мировой войной З. действовали в 43 губерниях Европ. России. В июле 1914 для помощи царскому пр-ву в войне был создан бурж. Всероссийский земский союз. Врем. пр-во приняло новый закон о З., расширявший их права и создававший З. в волости, где его раньше не было. З. сделались опорой буржуазии на местах. Вел. Окт. революция, установив Сов. власть, ликвидировала земские учреждения. Лит.: Ленин В. И., Гонители земства и Аннибалы либерализма, Соч., 4 изд., т. 5; его же, По поводу юбилея, там же, т. 17; его же, Откровенно, там же, т. 18; его же, Купецкие расчеты, там же, т. 19; его же, Картинки жизни, там же, т. 19; Положение о земских учреждениях 12 июня 1890 г. со всеми относящимися к нему узаконениями, судебными и правительств. разъяснениями, сост. М. И. Мыш, СПБ, 1894; 3 изд., СПБ, 1900; Веселовский Б. Б., История земства за сорок лет, т. 1-4, СПБ, 1909-11; Гармиза Е. В., Земская реформа и земство в историч. лит-ре, "ИСССР", 1960, No 5; Мамулова Л. Г., Социальный состав уездных земских собраний в 1865-1866, "ВМГУ", серия 9, История, 1962, No 6; Хайкина Н. Л., Организация земских учреждений в Самарской губ., "НДВШ ИН", 1959, No 2; Черныш М. И., Развитие капитализма на Урале и Пермское земство, Пермь, 1959. В. В. Гармиза. Москва.