Архимандрит Псковско-Печерского монастыря, один из наиболее выдающихся современных иконописцев; родился в 1954 г.; принимал участие в восстановлении Даниловского монастыря в г. Москве.
Зенон
Зенон
из Вероны, ум. ок. 371 г. н. э., латинский христианский писатель. Родился в Мавритании. С 362 г. до смерти был епископом Вероны. От писательского творчества З. Сохранилось 16 больших и 77 малых проповедей на догматические и нравственные темы. Борясь с арианским влиянием, З. часто затрагивал темы о Св. Троице и Богоматери. В его сочинениях мы встречаем множество реминисценций из Апулея, Тертуллиана, Киприана, Лактанция.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
ЗЕНОН
ок. 336 — ок. 264 гг. до н. э.) 1) основатель стоической философии, родился на острове Кипр, в городе Китионе. После двадцатилетних занятий философией он основал собственную школу в Афинах. Последователи его получили название стоиков от афинской стои, или колоннады, где он излагал свое учение.За свою высокую нравственность Зенон пользовался всеобщим уважением. Умер в глубокой старости. Сочинения его не сохранились; 2) ученик Парменида, философ из Элеи в Италии (ок 490 — 430 гг. до н. э.) Последователи его назывались элеатами.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
ЗЕНОН
Zenon), Бернард (1894 - июнь 1942) - деятель люксембургского рабочего движения. По профессии - рабочий металлист. Накануне 1-й мировой войны примкнул к социалистич. движению и в 1919 возглавил левое революц. крыло в с.-д. партии Люксембурга, выступившее за присоединение к Коминтерну. Явился одним из инициаторов создания (2 янв. 1921) и руководителей Коммунистической партии Люксембурга (КПЛ), в к-рой вначале был политич. секретарем ЦК, а затем председателем КПЛ. После оккупации Люксембурга нем.-фаш. войсками (10 мая 1940) З., находясь в подполье, руководил деятельностью КПЛ, возглавившей Движение Сопротивления люксембургского народа. В 1941 З. был арестован гестапо. Умер в нацистской тюрьме в г. Касселе (Германия).
Зенон
(греч. Zenon).
1. З. Элейский (ок. 490 — ок. 430 до н. э.), греч. философ, ученик Парменида. Погиб во время неудачного восстания против тирана. З. пытался остроумно доказать истинность остро критиковавшегося учения своего учителя о невозможности движения и множественности вещей. При этом он пользовался методом непрямого доказательства: он доказывал, что принятие опыта, множественности, движения и делимости приводит к неразрешимым противоречиям. Известна его апория «Ахилл»: Ахилл не сможет догнать черепаху, если она начнет движение раньше него. Апория основана на неразвитости математич. понятия бесконечности. З. был основателем субъективной и понятийной диалектики в античной философии. Его апории, например «Стрела» («летящая стрела покоится»), способствовали развитию логич. мышления. Под влиянием З. античные математики стремились построить геометрию без использования понятия движения.
2. З. из Китиона на о. Кипр, греч. философ (ок. 335 — ок. 262 до н. э.). Основатель стоич. школы. Обратился к философии после пережитого кораблекрушения. Ок. 315 — 313 до н. э. прибыл в Афины, где стал учеником киника Кратета из Фив. Ок. 300 основал стоическую школу, пытаясь создать собств. философскую систему. На его учение оказали влияние сократовские и кинические представления, гераклитовская физика и аристотелевская логика. Трудно, однако, отделить наследие З. от наследия его учеников, т. к. произведения З. дошли во фрагментарном виде.
1. З. Элейский (ок. 490 — ок. 430 до н. э.), греч. философ, ученик Парменида. Погиб во время неудачного восстания против тирана. З. пытался остроумно доказать истинность остро критиковавшегося учения своего учителя о невозможности движения и множественности вещей. При этом он пользовался методом непрямого доказательства: он доказывал, что принятие опыта, множественности, движения и делимости приводит к неразрешимым противоречиям. Известна его апория «Ахилл»: Ахилл не сможет догнать черепаху, если она начнет движение раньше него. Апория основана на неразвитости математич. понятия бесконечности. З. был основателем субъективной и понятийной диалектики в античной философии. Его апории, например «Стрела» («летящая стрела покоится»), способствовали развитию логич. мышления. Под влиянием З. античные математики стремились построить геометрию без использования понятия движения.
2. З. из Китиона на о. Кипр, греч. философ (ок. 335 — ок. 262 до н. э.). Основатель стоич. школы. Обратился к философии после пережитого кораблекрушения. Ок. 315 — 313 до н. э. прибыл в Афины, где стал учеником киника Кратета из Фив. Ок. 300 основал стоическую школу, пытаясь создать собств. философскую систему. На его учение оказали влияние сократовские и кинические представления, гераклитовская физика и аристотелевская логика. Трудно, однако, отделить наследие З. от наследия его учеников, т. к. произведения З. дошли во фрагментарном виде.
Источник: Словарь античности. 1989
ЗЕНОН
I.
• Zeno,
босфорский царь, сын Полемона. Во время распри между армянами и парфянами армяне, которых он уже давно расположил к себе принятием их нравов, избрали его царем. Германик утвердил его в этом звании в 18 г. от Р. X. Tac. ann. 2, 56. Suet. Calig. 1.
II.
• Zenon,
?????, имя различных греческих философов и писателей:
1. из Элеи (Cic. tusс. 2, 22, 52), процветавший ок. 460 г. до Р. Х., ученик Парменида, с которым он ездил в Афины к Солону. Его борьба с тираном Неархом и его предполагаемая гибель не подтверждаются историей. Его последователи назывались Eleatici (ср. Elea, Элея); его сочинения написаны прозой; сохранились незначительные отрывки (собранные Mullach´oм, Eleat. philos. fragmenta., 1845);
2. из Китиона на Кипре, основатель стоической философии, Stoicus (см. Стоики); жил ок. 300 г. до Р. X., в одно время с Эпикуром. Торговые путешествия с отцом рано познакомили его с философскими сочинениями; таким образом явилась в нем любовь к этим занятиям, которая вполне овладела им после кораблекрушения во время путешествия его в Афины. Он слушал сначала циника Кратета, потом Стилпона Мегарийского и Диодора, наконец академиков Полемона и Ксенократа. Через 20 лет он основал свою собственную школу, встреченную с большим одобрением. За свою высокую нравственность он пользовался высоким уважением. Афиняне подарили ему золотой венец; афиняне и кирийцы поставили ему памятник, когда он умер в глубокой старости; он был погребен в Керамейке за счет общественной казны. Довольно многочисленные сочинения его не дошли до нас;
3. из Тарса, ученик и преемник стоика Хрисиппа; его немногие сочинения потеряны;
4. эпикуреец, которого часто и охотно слушали Цицерон и Аттик. Cic. fin. 1, 5, 16;
5. из Родоса, современник Полибия; написал историю своего родного города, которая, по мнению Полибия, была гораздо лучше по форме, чем по содержанию. Отрывки у M?ller´a, fragm. hist. Graec., III, p. 174 слл.
ЗЕНОН
I.
• Zeno,
босфорский царь, сын Полемона. Во время распри между армянами и парфянами армяне, которых он уже давно расположил к себе принятием их нравов, избрали его царем. Германик утвердил его в этом звании в 18 г. от Р. X. Tac. ann. 2, 56. Suet. Calig. 1.
II.
• Zenon,
?????, имя различных греческих философов и писателей:
1. из Элеи (Cic. tusс. 2, 22, 52), процветавший ок. 460 г. до Р. Х., ученик Парменида, с которым он ездил в Афины к Солону. Его борьба с тираном Неархом и его предполагаемая гибель не подтверждаются историей. Его последователи назывались Eleatici (ср. Elea, Элея); его сочинения написаны прозой; сохранились незначительные отрывки (собранные Mullach´oм, Eleat. philos. fragmenta., 1845);
2. из Китиона на Кипре, основатель стоической философии, Stoicus (см. Стоики); жил ок. 300 г. до Р. X., в одно время с Эпикуром. Торговые путешествия с отцом рано познакомили его с философскими сочинениями; таким образом явилась в нем любовь к этим занятиям, которая вполне овладела им после кораблекрушения во время путешествия его в Афины. Он слушал сначала циника Кратета, потом Стилпона Мегарийского и Диодора, наконец академиков Полемона и Ксенократа. Через 20 лет он основал свою собственную школу, встреченную с большим одобрением. За свою высокую нравственность он пользовался высоким уважением. Афиняне подарили ему золотой венец; афиняне и кирийцы поставили ему памятник, когда он умер в глубокой старости; он был погребен в Керамейке за счет общественной казны. Довольно многочисленные сочинения его не дошли до нас;
3. из Тарса, ученик и преемник стоика Хрисиппа; его немногие сочинения потеряны;
4. эпикуреец, которого часто и охотно слушали Цицерон и Аттик. Cic. fin. 1, 5, 16;
5. из Родоса, современник Полибия; написал историю своего родного города, которая, по мнению Полибия, была гораздо лучше по форме, чем по содержанию. Отрывки у M?ller´a, fragm. hist. Graec., III, p. 174 слл.
Зенон
греч. Zenon).
1. З. из Элеи (ок. 490 - 430 до н.э.) - греческий философ, оратор и учитель. Свои философские взгляды излагал в виде диалогов. Из его произведения «О природе» сохранились лишь фрагменты.
2. З. из Китиона (ок. 336 - 264 до н.э.) - греческий философ, основоположник стоического направления в философии. Его авторству приписывают ряд сочинений по этике, физике и литературе («О государстве», «О жизни согласно природе», «Об инстинкте, или О природе человека», «О способах выражения», «О законах» и др.).
3. З. с о-ва Родос (1-я пол. II в. до н.э.) - греческий историк. Полибий критиковал его за чрезмерный патриотизм и вычурный стиль.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(ок. 336-264 до н. э.)
Греческий философ, основатель стоицизма. Родился в Китионе, на Кипре. Организовал свою философскую школу ок. 300 до н. э.
Разработал основные принципы стоицизма, а именно:
1. Понятие о космосе как о разумном организме.
2. Представление о Зевсе-Логосе, отождествленном с природой.
3. Неразрывное единство мира за счет огненного дыхания (пневмы).
4. Заимствованное у Гераклита учение о периодическом возникновении и уничтожении миров.
Зенон считал, что цель жизни - полная отрешенность от внешних влияний и абсолютное бесстрашие при подчинении души Логосу. Знамениты парадоксы Зенона, например "Ахиллес и черепаха". Он гласит, что быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху, потому что за то время, когда бегун достигнет ее первоначального положения, черепаха продвинется вперед на какое-то расстояние, и т. д. Интересно, что с позиций здравого смысла, не прибегая к высшей математике, эти парадоксы нельзя разрешить.
Глубокое почтение, которое испытывали к Зенону, можно почувствовать из следующей эпитафии:
Ты, научивший своим быть довольным, отринув богатство,
Тщетно, с бровью седой муж величавый, Зенон.
Мужество мысли открыл ты, провиденье создал ученьем,
Школу свободы открыл, страх из нее удалил...
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
др.-гр. философ, родоначальник стоицизма. Происх. из Китиона (Кипр). Учился у киника Кратета Фиванского, мегарского философа Стильпона и затем у Полемона в платоновской Академии. Ок. 300 основал свою филос. школу. Соч. 3. сохран. во фр-тах и свид-вах антич. авторов.
3. разработал и сформулировал осн. принципы стоической философии:
1) представление о космосе как об одушевленном организме, разумном и чувственно-воспринимаемом;
2) понятие о Зевсе-Логосе, к-рый управляет космосом и отождествляется с природой;
3) концепция огненного дыхания (пневмы), обеспечивающего неразрывное единство мира и придающего ему внутр. одухотворенность;
4) учение о циклическом возникновении и уничтожении миров (из огня в огонь), займств, у Гераклита.
Согласно 3., счастье состоит в следовании разумной природе (Логосу). Цель жизни мудреца - достижение абсолютного бесстрашия и безразличия перед лицом судьбы, полная отрешенность от внеш. обст-ств и подчинение души Логосу.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
1. З. из Элеи (ок. 490 - 430 до н.э.) - греческий философ, оратор и учитель. Свои философские взгляды излагал в виде диалогов. Из его произведения «О природе» сохранились лишь фрагменты.
2. З. из Китиона (ок. 336 - 264 до н.э.) - греческий философ, основоположник стоического направления в философии. Его авторству приписывают ряд сочинений по этике, физике и литературе («О государстве», «О жизни согласно природе», «Об инстинкте, или О природе человека», «О способах выражения», «О законах» и др.).
3. З. с о-ва Родос (1-я пол. II в. до н.э.) - греческий историк. Полибий критиковал его за чрезмерный патриотизм и вычурный стиль.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
(ок. 336-264 до н. э.)
Греческий философ, основатель стоицизма. Родился в Китионе, на Кипре. Организовал свою философскую школу ок. 300 до н. э.
Разработал основные принципы стоицизма, а именно:
1. Понятие о космосе как о разумном организме.
2. Представление о Зевсе-Логосе, отождествленном с природой.
3. Неразрывное единство мира за счет огненного дыхания (пневмы).
4. Заимствованное у Гераклита учение о периодическом возникновении и уничтожении миров.
Зенон считал, что цель жизни - полная отрешенность от внешних влияний и абсолютное бесстрашие при подчинении души Логосу. Знамениты парадоксы Зенона, например "Ахиллес и черепаха". Он гласит, что быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху, потому что за то время, когда бегун достигнет ее первоначального положения, черепаха продвинется вперед на какое-то расстояние, и т. д. Интересно, что с позиций здравого смысла, не прибегая к высшей математике, эти парадоксы нельзя разрешить.
Глубокое почтение, которое испытывали к Зенону, можно почувствовать из следующей эпитафии:
Ты, научивший своим быть довольным, отринув богатство,
Тщетно, с бровью седой муж величавый, Зенон.
Мужество мысли открыл ты, провиденье создал ученьем,
Школу свободы открыл, страх из нее удалил...
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
др.-гр. философ, родоначальник стоицизма. Происх. из Китиона (Кипр). Учился у киника Кратета Фиванского, мегарского философа Стильпона и затем у Полемона в платоновской Академии. Ок. 300 основал свою филос. школу. Соч. 3. сохран. во фр-тах и свид-вах антич. авторов.
3. разработал и сформулировал осн. принципы стоической философии:
1) представление о космосе как об одушевленном организме, разумном и чувственно-воспринимаемом;
2) понятие о Зевсе-Логосе, к-рый управляет космосом и отождествляется с природой;
3) концепция огненного дыхания (пневмы), обеспечивающего неразрывное единство мира и придающего ему внутр. одухотворенность;
4) учение о циклическом возникновении и уничтожении миров (из огня в огонь), займств, у Гераклита.
Согласно 3., счастье состоит в следовании разумной природе (Логосу). Цель жизни мудреца - достижение абсолютного бесстрашия и безразличия перед лицом судьбы, полная отрешенность от внеш. обст-ств и подчинение души Логосу.
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)