Греческий художник конца 5 в. до н. э., родом из Гераклеи на юге Италии, но также работавший в Афинах. Ни одна из его работ не сохранилась, но он пользовался большой славой в античности за тонкое использование приглушенных тонов и верную передачу образов. По преданию, его натюрморт с виноградом клевали птицы. Самой знаменитой его картиной был портрет Елены, написанный для южноитальянского города Кротона. Цицерон и Плиний Старший говорят, что он выбрал пять местных девушек и написал нос одной, рот другой и т. д. (Аналогичная история рассказывалась позже о Рафаэле.) Лежащая за этим теория сводится не к тому, что сумма совершенных частей должна составить совершенное целое, а к утверждению, что художник работает с идеей, с Идеальной Формой (см. Платон). Здесь, таким образом, зародыш теории идеального искусства, который развивается в "геометрического человека" Витрувия, дюреровскую теорию идеально пропорционального человека и неоклассицистскую концепцию облагораживания человеческих форм.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
др.-гр. художник из Гераклеи (Южн. Италия), работал в Афинах. Развил и широко использовал приемы светотени. Славился особой тонкостью письма, идеальной красотой женских образов.
О.Т.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
* * *
(5-4 вв. до н. э.)
Греческий живописец, которого современники считали непревзойденным. Развил учение Светония о светотени. Особого искусства достигло его мастерство в изображении богов и героев.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)