Жадовская Юлия Валериановна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Жадовская Юлия Валериановна

Жадовская Юлия Валериановна - писательница (1824 - 1883). Рано потеряв мать, воспитывалась у тетки, А.И. Корниловой, страстно любившей литературу и помещавшей статьи и стихотворения в изданиях двадцатых годов. Поступив в пансион Прибытковой (в Костроме), Жадовская обратила на себя внимание преподавателя русской словесности, П.М. Перевлесского . Молодой учитель и его ученица влюбились друг в друга, но отец Жадовской не хотел и слышать о браке дочери с бывшим семинаристом. Кроткая девушка беспрекословно покорилась воле отца и, расставшись с любимым человеком, до конца жизни осталась верна его памяти. Она переехала к отцу в Ярославль, и для нее наступили годы тяжкой домашней неволи. Учиться, читать, писать приходилось тайком. Проведав, однако, о поэтических опытах дочери, отец повез ее в Москву и в Петербург, чтобы дать ход ее дарованию. В Москве Жадовская познакомилась с М.П. Погодиным , напечатавшим в ""Москвитянине"" несколько ее стихотворений, в Петербурге - с Хомяковым , Загоскиным , Иваном Аксаковым , с князем Вяземским , Губером , Дружининым , Тургеневым . В 1846 г. вышли в свете ее стихотворения. Живя исключительно сердцем, сохранив до конца жизни бесхитростную веру, Жадовская стояла на одном уровне с большинством образованных женщин своего времени, отличаясь от них лишь большей начитанностью и литературным талантом, и испытала на себе тяжелый гнет, разбивший жизнь многих из них. В своих произведениях она всегда изображала одну и ту же героиню - себя. Мотивы ее стихотворений - оплакивание любви, задушенной в ее расцвете, воспоминания о любимом человеке, смиренное преклонение перед судьбой, созерцание все примиряющей природы, надежда на небесное счастье и горькое сознанье пустоты жизни. Прозаические произведения Жадовской значительно уступают ее стихотворениям. В первой ее повести ""Простой случай"" (1847) изображена несчастная любовь молодой девушки-дворянки и бедного гувернера, служащего в доме ее отца. Роман ""В стороне от большого света"" (""Русский Вестник"", 1857) основан на аналогичной коллизии. В 1858 г. вышло новое издание стихотворений Жадовской. В 1861 г. появились в журнале ""Время"" ее роман и повесть, на которых отразился дух времени. В первом, ""Женская история"", героиней является девушка, ищущая самостоятельного труда и помогающая своей кузине, богатой невесте, выйти замуж за бедного человека, несмотря на сопротивление родных. Повесть ""Отсталая"" еще более проникнута духом 60-х годов, но ни она, ни ""Женская история"" успеха не имели; это огорчило Жадовскую, и она решилась выйти замуж за старика доктора К.Б. Севена, чтобы избавиться от невыносимой опеки отца. Отзыв Белинского о первом сборнике стихотворений Жадовской неблагоприятен. Гораздо благосклоннее отнесся к ее второму сборнику Добролюбов , ценивший в них ""задушевность, полную искренность чувства и спокойную простоту его выражения"". Полное собрание сочинений Жадовской издано П.В. Жадовским в 4 томах с предисловием П. Быкова (СПб., 1885 - 86). - Ср. Добролюбов ""Сочинения""; А. Скабичевский ""Песни о женской неволе в поэзии Юлии Валериановны Жадовской"" (""Сочинения"", т. I); И. Иванов , в сборнике ""Новая Культурная Сила""; Венгеров ""Источники Словаря русской письменности"".

Источник: Биографический словарь. 2008

Жадовская, Юлия Валериановна

Жадовская Юлия Валериановна


— писательница (по мужу Севен). Родилась 29-го июня 1824 г. в сельце Субботине, Любимского уезда, Ярославской губернии, родовом имении ее отца, Валериана Никандровича Ж., принадлежавшего к древнему дворянскому роду. В. H. служил сперва во флоте, а затем, выйдя в отставку в чине капитан-лейтенанта, перешел в гражданскую службу и был до начала 1850-х гг. председателем Ярославской палаты Гражданского Суда; матерью писательницы была Александра Ивановна Готовцева, в 1821 г. с шифром окончившая курс Смольного Института; Ю. В. была первым ребенком от этого брака. Родилась она с физическим недостатком: у нее не было левой руки, а на правой было только три пальца. После смерти матери в 1825 году Ю. В. Жадовская росла в доме своей бабушки, Готовцевой, в сельце Панфилово (Буйского уезда). Любовь и заботливость своей бабушки она описала в 1-й части своего романа: "В стороне от большого света". Недюжинные способности Жадовской проявились рано: на шестом году она уже свободно читала, а вскоре, без посторонней помощи, научилась и писать. Деревенская библиотека ее деда Готовцева была предоставлена в полное ее распоряжение, и она, не руководимая никем в выборе книг, читала все, что находила: например, сочинения Вольтера, Руссо, и в то же время Эккартсгаузена и других мистиков. До 12-ти летнего возраста Ж. безвыездно прожила у бабушки, "пользуясь деревенской полной свободой, на лоне природы; более всего она любила, хотя и бессознательно, отдаваться созерцанию красот природы, под благотворным влиянием которой складывался характер девушки — мечтательный, вдумчивый, терпеливый". Приехавшая в Панфилово тетка Ж., Анна Ивановна Корнилова, рожденная Готовцева (Пушкин, князь Вяземский и Языков писали ей послания и сама она печатала стихи в журналах 1820—1830 гг.), взяла племянницу к себе в Кострому для изучения там французского языка. Прожив в Костроме около года, Ж. вернулась к бабушке, а затем, на 15 году жизни, отдана была отцом в Костромской пансион госпожи Прево де Люмьен, где с первых же дней сделалась общей любимицей и лучшей ученицей. Вскоре, однако, отец взял ее к себе в Ярославль и пригласил для занятий с нею русским языком молодого, талантливого преподавателя Ярославской гимназии П. М. Перевлесского, которому суждено было сыграть в жизни Ж. видную роль. Заметив в своей ученице недюжинные способности и поэтическое дарование, Перевлесский всячески старался способствовать ее развитию и образованию и поощрял первые ее опыты в поэзии. Под влиянием этих отношений, в душу девушки закралось чувство любви, глубокой и искренней, к своему наставнику. Чувство это было взаимное. В продолжение двух или трех лет они однако скрывали свои чувства; Ж. обнаруживала их только в своих стихотворениях (первые из них напечатаны были в 1843 г. в "Москвитянине"). Но когда, в 1843 г., Перевлесский, против воли, переведен был в Москву, молодые люди объяснились и просили у старика Жадовского разрешения обвенчаться. Не желая видеть дочь женой бедного, незнатного учителя, Жадовский отвечал решительным отказом. Отказ этот, принятый безропотно и с наружным спокойствием, стоил Жадовской многих годов тяжелых душевных страданий, которые надломили ее здоровье. Приписывая пережитому ею чувству решительное влияние на свой характер, Ж. писала в письме к Ю. Н. Бартеневу: "Дай Бог всякой женщине выбиться из-под гнета сердечных страданий, несчастий, неудач и горя, не утратив сил и бодрости духа. Любовь для женщины — особенно первая (а первой я называю и последнюю, т. е. ту, которая всех сильнее) — есть проба ее сил и сердца. Только после такой любви формируется характер женщины, крепнет воля, является опытность и способность размышлять...". И действительно, произведения Ж., написанные ею в этот период, — лучшие из лирических пьес ее: они носят отпечаток непосредственного искреннего и глубокого душевного движения. Чувство к Перевлесскому долго жило в ней, и много лет она таила надежду соединить свою судьбу с судьбой любимого человека. Чтобы заглушить сердечную пустоту, тяготившую ее в доме любившего ее по-своему, но тяжелого по характеру отца, 19-летняя Ж. взяла к себе на воспитание свою двоюродную сестру-сироту H. П. Готовцеву, заботам которой посвятила всю свою жизнь, самоотверженно и с любовью отдавши себя ее воспитанию, Жадовский, с своей стороны, старался развлечь дочь и неоднократно возил ее в Москву и Петербург, где она познакомилась со многими представителями литературного и артистического мира; в Москве она бывала у искренно ею любимого Ю. Н. Бартенева, который знал ее еще девочкой в Костроме; он доставил ей знакомство с Погодиным; встречалась она также с Хомяковым, Загоскиным, И. Аксаковым, Ф. Глинкою; в Петербурге она посещала дом Ф. И. Прянишникова, где, между прочим, встретилась с К. Брюлловым, а M. П. Вронченко, знавший Ж. еще в Ярославле, познакомил ее с И. С. Тургеневым, А. В. Дружининым, князем П. А. Вяземским, М. П. Розенгеймом, Э. И. Губером. Все оказывали внимание талантливой девушке, за которою к этому времени уже упрочилась известность писательницы. В 1846 г. ею выпущен был в Москве сборник "Стихотворений", встреченный сочувственными отзывами тогдашних критиков, которые, однако, отмечали в ее произведениях не столько поэтические достоинства, сколько "гражданские мотивы", материал для суждения и понимания положения мыслящей женщины, приниженной и забитой окружающей обстановкой. Так, например, В. Н. Майков писал, что стихотворения Ж. "вполне выражают собой общий характер и общественное положение женщины", так как темою всех их "служит внутренняя, борьба женщины, которой душа развита природой и образованием, со всем тем, что противодействует этому развитию и что не может с ним ужиться. Это — полная, хотя и краткая история женской души, исполненной стремлением к нормальным условиям жизни, но встречающей на каждом шагу противоречия и преграды своему стремлению не в одних внешних обстоятельствах, но и в собственных недоразумениях, колебаниях и самообольщениях". В заключение своего разбора Майков, говоря, что Ж. одарена "и талантом, и способностью к дальнейшему развитию", желал видеть в ее произведениях "больше любви к жизни и как можно меньше любви к призракам". Белинский также высказывал сожаление, что источник вдохновения ее таланта "не жизнь, а мечта". Наконец, в "Библиотеке для чтения" говорилось, что в стихотворениях Ж. "видно сильное дарование; везде проглядывает глубокое чувство или замечательная мысль; она пишет не по заказу, не от нечего делать, а по неодолимому влечению души, по глубокому поэтическому призванию". П. А. Плетнев в своем разборе также находил, что Ж. выразила стихами внутренний мир свой, мир женщины, чувствующей, мечтающей, любящей, надеющейся и верующей", но и он желал видеть в ее произведениях "полноту жизни, богатство характеров, более решительное направление поэзии". Отзывы эти прекрасно характеризуют талант Ж. в раннюю пору его развития, когда, после перенесенной ею душевной бури, она старалась отдаваться отвлеченным мечтаниям, созерцанию природы и внутренним душевным движениям. Находя утешение в литературных занятиях, Ж. много писала и ее произведения часто появлялись в печати; так, многочисленные стихотворения помещались в "Московском литературном и ученом Сборнике", "Московском Городском листке", "Библиотеке для чтения" (1847), "Москвитянине" (1848, 1851, 1852, 1853 и 1855), "Ярославском Литературном Сборнике" (1850), "Рауте" (1851 и 1854). В 1857 г. Ж. выступила с романом: "В стороне от большого света" ("Русский Вестник" 1857 г., № 5—8 и отдельное издание, М. 1857 г., издание 2-е М. 1887 г.), в котором, как и в других повестях (отдельное издание их вышло в Санкт-Петербурге в 1858 г.; сюда вошли: "Простой случай", "Неумышленное зло", "Отрывки из дневника молодой женщины", "Переписка", "Ни тьма, ни свет", "Непринятая жертва", "Сила прошедшего"), содержится много автобиографических данных и находится живая галерея деревенских дореформенных типов, нарисованных бесхитростно и правдиво; роман этот, названный Добролюбовым "замечательным", обратил на себя внимание тогдашней публики. В 1858 г. появился второй сборник "Стихотворений" Жадовской, дополненный, сравнительно с изданием 1846 г., многими новыми пьесами. Он был встречен общими похвальными отзывами, а Добролюбов в подробном разборе его, "не задумываясь", причислил его "к лучшим явлениям нашей поэтической литературы последнего времени". "Задушевность, полная искренность чувства, и спокойная простота его выражения" — вот, по его мнению, главные достоинства стихотворений Жадовской. Настроение чувств ее — грустное; главные мотивы ее — задумчивое созерцание природы; сознание одиночества в мире, воспоминание о бывалом, когда-то светлом, счастливом, но безвозвратно прошедшем.... Она сумела найти поэзию в своей душе, в своем чувстве, и передает свои впечатления, мысли и ощущения совершенно просто и спокойно, как вещи очень обыкновенные, но дорогие ей лично. Это именно уважение к своим чувствам, без всякой претензии на возведение их в идеал всемирный, и составляет прелесть стихотворений Жадовской. Такими же, приблизительно, словами приветствовал сборник "Стихотворений" Ж. и Писарев. Изредка в произведениях Ж. звучат "гражданские мотивы", как например в стихотворениях: "И. С. Аксакову", "Среди бездушных и ничтожных", "Н. Ф. Щербине", "Говорят, придет пора", "Современному человеку", "Н. А. Некрасову"; в духе поэзии Кольцова и Никитина написаны такие прелестные пьесы, как "Нива, моя нива" и "Грустная картина"; кроме того, Ж. переводила из Гейне, Фрейлиграта, Уланда, Зейдлица. Литературная деятельность ее заключилась романом "Женская история" и повестью "Отсталая", напечатанными первый — в журнале "Время" 1861 г., № 2—4 (и отдельным изданием, СПб., 1861), а вторая—в № 12 того же журнала за тот же год; но они не имели успеха у публики. С начала 1860-х гг. Ж. уже почти не появлялась в печати. Вернувшись из Петербурга в Ярославль, она вышла замуж за старика-доктора Карла Богдановича Севена, давнего друга дома Жадовских. По смерти больного отца (1870), за которым она самоотверженно ухаживала в продолжение 5 лет, Ж. вскоре продала свой дом в Ярославле и купила себе небольшое имение в 7 верстах от г. Буя, Костромской губ. (с. Толстиково, недалеко от усадьбы ее бабушки, где она провела детство) и здесь доживала свой невеселый век. Потеряв в 1881 г. мужа, Ж. медленно угасала и 23 июля 1888 г. умерла в своем имении, селе Толстикове, Буйского уезда.


Кроме указанных выше изданий, произведения Ж. находятся: в "Иллюстрации" 1850-х гг., "Сыне Отечества", "Русском Вестнике" 1857 г., "Сборнике в память А. Ф. Смирдина" (1858), "Русском Слове", "Костромских Губернских Ведомостях" (1856), "Ярославских Губернских Ведомостях" (1856 и 1889), "Русской Старине" (1890 и 1891).


В 1885 г. в Петербурге издано было братом писательницы, П. В. Жадовским, "Полное собрание сочинений Ю. В. Жадовской", в 3 томах; в 1886 г. вышел там же дополнительный том, содержащий переписку ее и стихотворения, а в 1894 г. — "Полное собрание сочинений" ее переиздано в Петербурге, в 4 томах. Некоторые стихотворения Ж. положены на музыку А. С. Даргомыжским ("Молю Тебя, Создатель мой", "Чаруй меня, чаруй") и другими композиторами.



Биография Ж. при Полном Собрании сочинений, издания 1885 и 1894; Н. П. Федорова, Воспоминания об Ю. В. Ж. ("Исторический Вестник" 1887, т. 30, стр. 394—407); Н. В. Гербель, Русские поэты в биографиях и образцах, СПб., 1888, изд. 3-е, стр. 489—492; А. Н. Сальников, Русские поэты за сто лет, СПб. 1901, стр. 209—212; Галерея Русских писателей, изд. С. Скирмунта, М., 1901, стр. 423; Архив Брюлловых, под ред. И. А. Кубасова, СПб. 1900, стр. 158— 159; Н. Барсуков, Жизнь и труды Погодина, т. X, XI и XII; Сочинения Белинского, изд. 1861, ч. XI, стр. 46—47; Сочинения В. Н. Майкова, т. II, Киев, 1901, стр. 96—102; Сочинения и переписка П. А. Плетнева, т. II, СПб. 1885, стр. 542—546; Сочинения Н. А. Добролюбова, т. II, СПб. 1862, стр. 193—208, т. IV, стр. 456; Сочинения Д. И. Писарева, т. І, изд. 1894, стр. 4—6; Сочинения А. В. Дружинина, т. VI, стр. 122—124, 163 и 198—200 и 717; "Северный Вестник" 1885, № 1; "Еженедельное Обозрение" 1885, № 64; "Русская Мысль" 1885, № 6; Сочинения А. Григорьева, стр. 80, 107; Сочинения А. М. Скабичевского, т. І (то же — "Вестник Европы" 1886, № 1), стр. 5—28; "Поэзия и личность Жадовской", статья И. И. Иванова в сборн. "Почин" 1896 г., стр. 270—283; "Древняя и Новая Россия" 1877 г., № 9, стр. 71—74, статья П. В. Быкова; "Неделя" 1876, в статье M. Цебриковой о русских писательницах; "Новый Русский Базар" 1875 г., № 2, статья П. В. Быкова; Стихотворения М. П. Розенгейма, изд. 1858, стр. 140; И. С. Аксаков в его письмах, ч. І, М. 1888, приложение. стр. 89; "Исторический Вестник" 1883 г., т. XIV, стр. 463; "Московский. Листок" 1883, № 258; "Московские Ведомости" 1883, № 260; "Записки Учителя" 1883, кн. 6, стр. 356—357; "Мирской Толк" 1883, № 35; "Живописное Обозрение" 1884, № 12; Князь H. H. Голицын, Биографический словарь Русских писательниц, СПб. 1889, стр. 112—113; С. И. Пономарев, Наши писательницы, СПб. 1891, стр. 35; Д. Д. Языков, Обзор жизни и трудов покойных Русских писателей, вып. III и сл.; "Отчет Императорской Публичной Библиотеки за 1886 г.", стр. 14; "Русская Старина" 1891, т. 69, стр. 484; "Щукинский Сборник", вып. IV, M. 1905, стр. 311—859 (письма Ж. к Ю. Н. Бартеневу 1845—1852 гг.); Справочный Энциклопедический Словарь Старчевского, т. IV, СПб. 1855, стр. 284—285; Фидлер, "Der Russische Parnass"; "Женское Образование" 1883, № 9, стр. 618—621; "Одесский Вестник" 1883, № 215; "Русский Курьер" 1883, № 186; "Южный Край" 1883, № 949; "Новь" 1885, т. II, № 7, мозаика, стр. 425 и 1886, т. IX, № 9, мозаика, стр. 476 и № 10, стр. 201; "Сев. Вестн." 1885, № 1, стр. 199—200.


Б. Модзалевский.


{Половцов}





Жадовская, Юлия Валериановна


— писательница (1824—1883). Рано потеряв мать, воспитывалась у бабушки, потом у тетки, А. И. Корниловой, женщины образованной, страстно любившей литературу и помещавшей статьи и стихотворения в изданиях двадцатых годов. Поступив в пансион Прибытковой (в Костроме), Ж. успехами в русской словесности обратила на себя особенное внимание преподававшего этот предмет П. М. Перевлесского (впоследствии профессора Александровского лицея). Он стал руководить ее занятиями и развивать ее эстетический вкус. Молодой учитель и его ученица влюбились друг в друга, но отец Ж. не хотел и слышать о браке дочери с бывшим семинаристом. Кроткая девушка беспрекословно покорилась воле отца и, расставшись с любимым человеком, до конца жизни осталась верна его памяти. Она переехала к отцу в Ярославль, и для нее наступили годы тяжкой домашней неволи. Учиться, читать, писать приходилось тайком. Проведав, однако, о поэтических опытах дочери, отец повез ее в Москву и в Петербург, чтобы дать ход ее дарованию. В Москве Ж. познакомилась с М. П. Погодиным, напечатавшим в "Москвитянине" насколько ее стихотворений. В Петербурге она познакомилась с князем Вяземским, Губером, Дружининым, Тургеневым, Розенгеймом и др. писателями. В 1846 г. Ж. издала свои стихотворения, доставившие ей известность. Позже, во время вторичного пребывания в Москве, она познакомилась с Хомяковым, Загоскиным, И. С. Аксаковым и другими славянофилами, но славянофилкой не сделалась.


Живя исключительно сердцем, сохранив до конца жизни бесхитростную веру, какая встречается в массах, Ж. стояла на одном уровне с большинством образованных женщин своего времени, отличаясь от них лишь большей начитанностью и литературным талантом. Разделяя судьбу этих женщин, она испытала на себе тяжелый гнет, разбивший жизнь многих из них. При крайней субъективности своего таланта, она изображала в своих произведениях одну и ту же героиню — себя. Мотивы ее стихотворений — оплакивание любви, задушенной в ее расцвете, воспоминания о любимом человеке, смиренное преклонение перед судьбой, созерцание всепримиряющей природы, надежда на небесное счастье и горькое сознанье пустоты жизни. Прозаические произведения Ж. значительно уступают ее стихотворениям. В первой ее повести — "Простой случай" (1847) — изображена несчастная любовь молодой девушки-дворянки и бедного гувернера, служащего в доме ее отца. Роман "В стороне от большого света" ("Русский Вестник", 1857) основан на той же коллизии: молодая девушка из помещичьей семьи влюбляется в бедного учителя из семинаристов — и опять молодые люди расстаются, не смея и помыслить о браке. В 1858 г. вышло новое издание стихотворений Ж., а в 1861 г. появились в журнале "Время" ее роман и повесть, на которых отразился дух времени. В первом, под заглавием "Женская история", героиней является девушка, ищущая самостоятельного труда и помогающая своей кузине, богатой невесте, выйти замуж за бедного человека, несмотря на сопротивление родных. Повесть "Отсталая" еще более проникнута духом 60-х годов, но ни она, ни "Женская история" успеха не имели; это огорчило Ж. и она совсем перестала писать. В 1862 г. она решилась выйти замуж за старика доктора К. Б. Севена, чтобы избавиться от невыносимой опеки отца. Отзыв Белинского ("Сочинения", XI, 46) о первом сборнике стихотворений Ж. неблагоприятен, что может быть объяснено отчасти тем обстоятельством, что большая их часть появилась в славянофильском "Москвитянине". Гораздо благоприятнее отзыв о втором сборнике — Добролюбова ("Сочинения", II, 210), ценившего в них "задушевность, полную искренность чувства и спокойную простоту его выражения". Полное собрание сочинений Ж. издано П. В. Жадовским (СПб., 1885).


Ср. А. Скабичевский, "Песни о женской неволе в поэзии Ю. В. Ж." ("Сочинения", т. I).


В. К.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008