Жан Бар

Найдено 1 определение
Жан Бар
(1650–1702) Жан Бар (Jean Bart) – самый знаменитый французский корсар эпохи Людовика XIV, прославившийся многочисленными сражениями в водах Европы и СевероЗападной Африки. Был кавалером ордена Св. Людовика; во Франции считается национальным героем.
Он родился в Дюнкерке 21 октября 1650 года в семье рыбака, бывалого моряка и корсара Корниля Бара. Дед Жана Бара по отцовской линии, Люк Бар, тоже был известным корсаром (как и дед по материнской линии – фламандец Михел Якобсзоон). С 12 лет наш герой начал плавать на каботажных судах в Северном море и ЛаМанше – сначала юнгой, потом матросом, а в 1666 году стал помощником капитана на бригантине «Кошон Грас». Долгое время он служил в голландском флоте под командованием знаменитого адмирала Михела де Рейтера, но когда Франция вступила в войну с Голландией (1672), он вернулся в Дюнкерк, стал корсаром и начал охотиться за торговыми судами противника.
С 1674 по 1678 год Бар захватил 74 судна. На двухпушечном «Руа Давиде» (с командой из 36 человек) им в первой половине 1674 года было взято 6 вражеских судов, в том числе голландская бригантина с углем, 10 пушечный голландский бриг с вином и испанский 18 пушечный фрегат; на 10 пушечной бригантине «Ла Руаяль» во второй половине 1674 года и в 1675 году Жан Бар захватил 26 судов, в том числе 8 пушечное голландское судно «Гренландия», голландский 12 пушечный фрегат «Эсперанс», 12 пушечный корабль «Герб Гамбурга» (на нем нашли богатый груз золотого песка, слоновой кости и сахара) и 18 пушечный корабль «Бергер».
На 18 пушечном фрегате «Пальм», имевшем на борту 150 членов команды, он в 1676 и 1677 годах овладел 33 судами, в том числе 24 пушечным голландским фрегатом «Сванембург», прекрасным 32 пушечным кораблем «Нептун» и остиндским судном «Пеликан», в трюмах которого находились пряности, индиго и красильное дерево.
В 1676 году Жан Бар попал в поле зрения Людовика XIV и его всесильного министра Кольбера. 18 сентября того же года Кольбер писал интенданту королевского флота в Дюнкерке господину Юберу: «Его Величество был очень обрадован известием, что корсарский корабль из Дюнкерка под командованием капитана Жана Бара захватил голландский военный корабль с тридцатью двумя пушками (имеется в виду “Нептун”. ). Признавая чрезвычайно важным поощрение этих капитанов… Его Величество соизволил распорядиться, чтобы вы передали капитану Жану Бару прилагаемую золотую цепь в качестве награды за его храброе деяние, которое он совершил».
На 30 пушечном «Дофине», в команде которого насчитывалось почти 200 моряков, Бар в 1676, 1677 и 1678 годах захватил 7 богатых призов, включая 32 пушечный голландский фрегат и 3 судна, принадлежавшие корсарам из Остенде; на 32 пушечном «Марсе» в 1678 году им было взято 2 приза – бриг «СанМартин» с вином из Испании и судно «СанАнтонио».
8 января 1679 года король произвел Бара в капитанлейтенанты королевского флота. Когда война с Голландией завершилась Нимвегенским миром (1679), Жан Бар на некоторое время оказался не у дел.
В июне 1681 года он снова вышел в море, на сей раз с 2 небольшими судами – 14 пушечным «Випером» и 12 пушечным «Арлекином», получив задание атаковать пиратов из марокканского порта Сале. Два года спустя Бар отправился к берегам Пиренейского полуострова – на этот раз на 36 пушечном «Серпане». Ему удалось захватить испанский транспорт, шедший из Кадиса на Балеарские острова. Позже его перевели служить лейтенантом на военный корабль «Модере», который патрулировал воды Средиземного моря. Бар участвовал в бомбардировке Кадиса, захвате Генуи и нападениях на испанские корабли; в этих сражениях он был несколько раз ранен, после чего вынужден был вернуться в Дюнкерк на лечение.
Между тем назревал крупный военный конфликт между Францией и коалицией европейских держав, объединившихся в 1686 году в Аугсбургскую лигу (Испания, Голландия, Швеция и др.). Позже к коалиции присоединилась Великобритания. В 1688 году Жан Бар получил приказ возглавить эскадру фрегатов для действий на голландских и английских морских коммуникациях. Ему были переданы 24 пушечный фрегат «Ла Райез» и 16 пушечный «Серпан». В апреле 1689 года, крейсируя в ЛаМанше, он обнаружил голландскую торговую флотилию, эскортируемую 50 пушечным военным кораблем «Морской конек». Долг обязывал королевского офицера Бара сразиться с последним, и его «Ла Райез» не уклонился от боя. Сражение против голландца было яростным и кровопролитным. В итоге, когда оба судна были изрядно разбиты артиллерийским огнем, а голландский капитан замертво упал на окровавленную палубу, его первый помощник сдал корабль Бару. «Серпан» между тем захватил 10 торговых судов. Понимая, что изувеченный «Ла Райез» может пойти ко дну, Бар перебрался с уцелевшей частью команды на «Серпан». Вскоре ему пришлось выдержать еще один бой – на этот раз с английским судном. И снова победа досталась французам.
В мае 1689 года Жан Бар, командовавший 28 пушечным фрегатом «Ле Же», и его компаньон Клод де Форбэн, командовавший фрегатом «Ла Райез», охраняли торговый караван из 30 судов на маршруте Гавр – Брест. 22 мая на траверзе острова Уайт им повстречались 2 сильных английских фрегата. На военном совете Бар решил с «Ле Же» и «Ла Райез» атаковать 48 пушечный фрегат «Нансач», а три вооруженных купеческих судна бросить на второй английский фрегат, на борту которого насчитывалось 44 пушки. Когда началось сражение, «купцы», поймав ветер, неожиданно ушли с поля боя, и высвободившийся второй английский фрегат поспешил на помощь «Нонсачу». Неравный бой длился около трех часов, и к моменту сдачи на французских судах не было ни мачт, ни пороха. Бар был легко ранен в голову, но Форбэн получил семь ранений. Пленных корсаров англичане доставили в Плимут и поместили в небольшой гостинице, превращенной в тюрьму. Через 12 дней, подкупив охрану, французы совершили дерзкий побег. На украденной лодке они за двое суток пересекли ЛаМанш и благополучно достигли берегов Франции.
В 1690 году, командуя 36 пушечным «Альсьоном», он уничтожил голландский рыболовный флот, захватил два корабля с датскими солдатами и 10 торговых судов из Гамбурга. В 1691 году, воспользовавшись штормом, Бар и Форбэн с несколькими кораблями прорвались сквозь строй англоголландской эскадры контрадмирала Джона Бенбоу, блокировавшей Дюнкерк, и через неделю захватили 4 английских судна, направлявшиеся в Россию, в порт Архангельск. Затем корсары сожгли голландский сельдяной флот (86 судов) и 6 китобоев. В 1692 году, появившись у английского побережья, Бар высадил десант у Ньюкасла, разорил окрестности, сжег замок Уодрингтон и 200 домов, вновь прорвал блокаду у Дюнкерка и вернулся в родную гавань с призами на 1 млн 500 тыс. ливров. В конце того же года он на «Графе», сопровождаемый «Геркулесом» и «Тигром», разгромил голландский торговый флот в составе 16 судов и захватил военный корабль. Король оказал Бару честь, приняв его в своем дворце в Версале. В 1693 году, командуя «Глорией», он отличился при захвате французским флотом под командованием графа де Турвиля каравана торговых судов из Смирны. Тогда Бар настиг у входа на рейд португальского порта Фару 6 голландских судов, груженных шелком, загнал их на мель и сжег. Затем, сопровождаемый 5 судами, он вернулся в ЛаМанш и перехватил англоголландский хлебный караван.
Очередные победы были одержаны Баром в 1694 году. Король поручил ему привести из Норвегии в голодающую Францию огромный хлебный караван (более 100 судов). Обманув бдительность блокирующей английской эскадры, Бар вышел в открытое море. Его флотилия состояла из 6 кораблей, имевших на борту 312 пушек; флагманом был «Мавр». Не дойдя до Норвегии, корсары обнаружили, что торговый караван с хлебом уже перехвачен голландской эскадрой из 8 кораблей под командованием контрадмирала Гидда де Фриса. Недалеко от Текселя Бар решил атаковать неприятеля. Обменявшись с противником орудийными залпами, «Мавр» сцепился с флагманом голландцев. В разгар абордажного боя Бар тремя сабельными ударами поверг де Фриса на палубу, и через полчаса голландский флагман сдался. Были захвачены и 2 других корабля; пять оставшихся обратились в бегство. Заодно Бар захватил несколько английских фрегатов и 30 торговых судов с провизией и боеприпасами. Призы были доставлены в Дюнкерк, а 80 судов, груженных зерном, продолжили свой путь в Кале, Дьепп и Гавр. Двор узнал об этом подвиге во время церемонии утреннего туалета Людовика XIV в понедельник 5 июля 1694 года. По повелению короля Жану Бару были пожалованы дворянский титул, орден Св. Людовика и право иметь золотую лилию в своем гербе. На памятной медали, отчеканенной в честь упомянутой победы, стоит надпись: «Франция обеспечена хлебом благодаря заботам короля после разгрома голландской эскадры».
В августе 1695 года Жан Бар и граф де Реленг оказали героическое сопротивление англичанам, которые подвергли бомбардировке Дюнкерк. В память об этом событии была также выпущена медаль. Летом 1696 года шевалье Бар во главе эскадры из 7 фрегатов, 1 брандера и 3 корсарских судов снова прорвал англоголландскую блокаду Дюнкерка и 18 июня встретил у ДоггерБанки голландскую торговую флотилию с хлебом, конвоируемую 5 военными кораблями. В результате боя ему удалось захватить 45 торговых судов стоимостью 20 млн ливров (по другой версии, было захвачено и сожжено 30 торговых судов и 3 военных корабля).
В начале сентября 1697 года Бар с 7 кораблями выскользнул из блокированного противником Дюнкерка, чтобы выполнить чрезвычайно ответственную миссию – доставить в Данциг (совр. Гданьск) претендента на польскую корону принца де Конти. Рейс в Данциг оказался последним заметным событием в морской биографии Жана Бара. После подписания Рисвикского мира (1697) корсарские поручения были отменены, и Бар осел на берегу. В 1701 году, когда началась Война за испанское наследство, Бар возглавил Дюнкеркскую эскадру. Ранней весной 1702 года, занимаясь снаряжением кораблей, он простудился и 20 (27) апреля умер от воспаления легких.
Один из биографов великого корсара писал: «Король Людовик XIV, узнав о смерти Жана Бара, поражен был горестью. Скоро известие распространилось по всей Европе, произведя всеобщую печаль во Франции. Сами неприятели воздали его достоинствам дань… Все жители Дюнкерка орошали слезами гроб его… Преждевременная смерть похитила его у славы… но слава за него отомстила, наградив его бессмертием».Жан Бар был дважды женат и имел тринадцать детей, из которых лишь шестеро смогли пережить своего отца. Самым известным среди его сыновей был ФрансуаКорниль Бар, ставший вицеадмиралом французского флота. Бронзовый памятник Жану Бару был установлен в его родном Дюнкерке в 1845 году.

Источник: 100 великих пиратов. 2011

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
68.38 кб

Жанровый состав фольклора барабинских татар

Лукманова Динара Маликовна
На основании анализа фольклорных материалов данной группы сибирских татар автором статьи выявляются жанровый состав и сюжетное разнообразие барабинского фольклора.
Читать PDF
512.16 кб

Трио-соната как основной жанр музыки позднего барокко

Иванова Грета Еремовна
В статье содержится характеристика особенностей камерно-инструментальной музыки эпохи позднего барокко, ее основного жанра трио-сонаты.
Читать PDF
40.98 мб

"НУМАНСИЯ" СЕРВАНТЕСА В ТРЕХ ПОСТАНОВКАХ ЖАНА-ЛУИ БАРРО

Дунаева Елена Александровна
Статья посвящена анализу спектакля «Нумансия» Сервантеса, поставленному Жаном-Луи Барро в 1937году. Исследуя сложную образность постановки, автор рассматривает ее в контексте философии и сюрреалистических идей.
Читать PDF
6.36 мб

ОРГАННАЯ СОНАТА ЭПОХИ БАРОККО: К ИСТОРИИ ПОЯВЛЕНИЯ ЖАНРА

Бочкова Татьяна Рудольфовна
В статье рассматриваются первые образцы клавирной сонаты конца XVII первой половины XVIII в., непосредственно предназначавшиеся или подразумевавшие исполнение на органе.
Читать PDF
143.31 кб

Жанровый барьер в изучении поэзии французского сюрреализма

Пинковский Виталий Иванович
Читать PDF
441.41 кб

Идеологические барьеры развития жанра производственного романа

Гаганова Анна Анатольевна
В статье рассматриваются причины кризиса жанра производственного романа1920-1950-х годов: публицистичность, жанровый синкретизм, тематическая подменаистории личности историей производства.
Читать PDF
294.87 кб

Контраст в музыке и его жанрообразующая функция в сонате барокко

Шитикова Раиса Григорьевна
Теоретически обосновывается новый подход к феномену контраста в музыке.
Читать PDF
345.26 кб

Г. Бардин. «Адажио». К вопросу о модусном наклонении жанра портрета

Невская Полина Вячеславовна
В данной статье осуществлена попытка сделать анализ анимационного фильма Гарри Бардина «Адажио». Данный текст культуры являет собой синтез звука, бумажной пластики и цвета. «Адажио» Г.
Читать PDF
279.65 кб

Функции жанровых признаков семейной хроники в романе Джойс Кэрол оутс «Барельеф»

Копытко (Колядко) Наталья Владимировна, Никольский Евгений Владимирович
В статье рассматривается роль жанрообразующих признаков семейной хроники, которые составляют основу жанровой парадигмы социально-психологического романа современной американской писательницы Дж.К. Оутс «Бельфлер» (1980).
Читать PDF
167.51 кб

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ШАГИ ЖАНА-ЛУИ БАРРО НА ПУТИ СОЗДАНИЯ ТОТАЛЬНОГО ТЕАТРА. "ЧЕРДАК АВГУСТИНОВ"

Дунаева Елена Александровна
Статья является фрагментом книги, исследующей пути развития режиссерского театра во Франции между двумя мировыми войнами.
Читать PDF
410.15 кб

Соната Б. Бартока: кульминация развития жанра сонаты для скрипки соло в первой половине XX века

Нестеров Сергей Игоревич
Статья обрисовывает местоположение Сонаты для скрипки соло Б. Бартока в процессе эволюции жанра в первой половине ХХ века. На примере детального анализа Сонаты для скрипки соло Б.
Читать PDF
192.94 кб

В статье рассматриваются музыкальные жанры эпохи барокко (фантазия, вариации), которые применяли в с

Курасова Тамара Ивановна
The article considers the musical genres of the epoch of Baroque (fantasy, variation), which was used in his works of Western composers of the first half of the twentieth century, successive communication and innovative they are c