1.4.1897, Kaсимов, Нижегородской губ. - 6.10.1985, Лейквуд, США) - хоровой дирижер и регент. Получил образование в московском Синодальном училище церковного пения. В 1917 по окончании училища был призван в армию, в 1921, после разгрома войск генерала Врангеля, эвакуировался с дивизией генерала Гусельщикова на о. Лемнос. Там в тяжелейших условиях создал Хор донских казаков. Впоследствии, перебравшись в Болгарию, Ж. и его певцы работали на лесопильном заводе и пели за службой в русской посольской церкви в Софии. В 1923 хор дал свои первые концерты в Вене и Берлине и в дальнейшем стал предпринимать большие гастрольные поездки по всему миру. За полвека Хор донских казаков провел около 8,5 тысяч концертов, много записывался на пластинки, его выступления породили массу подражателей. По популярности у зарубежной публики жаровский хор иногда сравнивали с дягилевскими балетами. Особенно большой успех коллектив имел в Германии и США. Известна очень высокая оценка, данная хору С.Рахманиновым в 1930-х. Сам Ж. оставил воспоминания о встречах с композитором (опубл.: С.В.Рахманинов.
Литературное наследие, т. 3. М., 1980). С похвалой отзывались о жаровских казаках Ф.Шаляпин и знаменитый ученый-генетик Т.Тимофеев-Рессовский, встречавшийся с ним в Берлине.
Ж. являлся выдающимся знатоком русской хоровой традиции и, обучаясь в Синодальном училище в эпоху его расцвета, прекрасно усвоил характерную манеру Синодального хора главного церковного хора России, певшего в кафедральном Большом Успенском соборе Московского Кремля (все ученики Синодального училища определенный период пели в этом хоре), В своих концертных программах и звукозаписях Ж. придерживался обычно принципа смешанного репертуара: русская церковная музыка, песни разных народов, избранные образцы отечественной классики. Все это исполнялось в специальных аранжировках для мужского хора, сделанных самим Ж. или эмигрировавшим в США соучеником регента по Синодальному училищу композитором К.Шведовым. Как говорилось в некрологе Ж" напечатанном «Русской мыслью»; «Все было под силу жаровскому хору - от великолепных церковных песнопений Бортнянского, Чайковского и Рахманинова, виртуозных оперных фрагментов до удалых или задушевно-печальных народных песен», На эстраду хор выходил эффектно. Регент П.Спасский описывал парижское выступление казаков в 1958: «Вдруг появляются в темных шароварах с красными лампасами (Войска Донского), в черных рубашках военного образца, опоясанных темными кожаными тонкими поясами с набором из серебра, двадцать два певца, как сказочные богатыри» (ранее в хоре бывало до 40 певцов).
Столь же эффектна была манера пения: «Голоса подобраны замечательно.
Беспредельные и нежные тенора, удивительные глубокие басы и звонкие, как донские жаворонки, баритоны. Все это переплетается в гармонии, выявляется в мелодии, то вдруг уносится быстрым ритмом, как бурным весенним потоком, то замедляется в адажио и ленто, как могучая, широкая степная река».
Жаровский хор давал зарубежным слушателям очень яркое представление о русском хоровом искусстве, достигшем к началу XX в. высочайшего уровня. Хор и регент демонстрировали чрезвычайную гибкость, «вариантность» исполнительской манеры: по свидетельствам современников, одни и те же произведения в их исполнении на концертах звучали эстрадно, эффектно, за службой - сосредоточенно, величаво. К сожалению, имеющиеся записи отражают только концертную манеру хора.
Ж. был кавалером румынского ордена Звезды и югославского Св.Саввы.
ЖАРОВ Сергей Алексеевич
ЖАРОВ Сергей Алексеевич
Источник: Энциклопедия Русской эмиграции
ЖАРОВ Сергей Алексеевич
(1896 [по др. дан. 1 апр. 1897, Касимов Нижегородской губ.] - 6 окт. 1985, Лейквуд (шт. Нью-Джерси)) — участник Белого движения на Юге России, основатель и бессменный рук. хора Донских казаков. Род. в купеч. семье в г. Макарьеве Костромской губ. на р. Унже, в краю града Китежа, Ипатьевского и Макарьевского монастырей и Ивана Сусанина. Пение для маленького Сережи началось с молитв, которым учила его мать, Анфиса Ивановна, урожд. Шестиперова. Пятилетнего Сережу его крестный отец, регент местной церкви, начал ставить в ряды вместе с певчими. Когда ему исполнилось 7 лет, Ж. уже хорошо пел по слуху. Тогда у крестного укрепилось желание сделать из него регента. После оконч. церковно-приходской школы был принят, ввиду своих певч. способностей, в Московское синодальное уч-ще хорового пения, директором которого был композитор дух. муз. А.Л. Кастальский. Это было уч-ще закрытого типа, в котором в теч. 11 лет помимо муз. предметов преподавались общие предметы в объеме гимназич. курса. В 1911 участвовал в выступлении Московского Синодального хора в Риме. Будучи членом этого хора, Ж. впервые встретился с С.В. Рахманиновым. После оконч. Синодального уч-ща в 1917 и Александровского военного уч-ща попал на фронт в составе ударного батальона Александровского уч- ща, сформированного ген. Л.Г. Корниловым.
Оконч. школу пулеметчиков, не желая воевать на стороне большевиков, перешел к ген. К.К. Мамонтову и сражался в чине хорунжего в рядах Добровольч. армии. Следуя душевному влечению, исполнял обязанности полкового регента, даже под арт. огнем большевиков. Когда же наступала боевая страда, со своим взводом пулеметчиков на тачанках совершал чудеса храбрости и однажды лично спас полковое знамя. Отступал с Дона и Кубани в Крым, с остатками Рус. армии покинул последнюю пядь родной земли в нояб. 1920 в составе 3- й Донской дивизии, которая эвакуировалась из Керчи в Турцию. Казаков временно поселили в Чилингире, в 60 км от Константинополя. Жили там в тяжелых и унизительных условиях, но нач-к дивизии приказал собрать всех певцов и создать хор. В хор был призван и Ж.
В 1921 казаков переселили на о-в Лемнос, где Ж. начал готовить хор к выступлению в церквях православных стран. Наступило время переселения военных беженцев на постоянное жительство. Хор отбыл в Болгарию. Одно из его первых выступлений состоялось в Софийском соборе, вместившем во время дух. концерта около 5 тыс. человек. После отъезда из Болгарии первое выступление хора состоялось в 1923 в Вене. Затем хор с необычайным успехом выступал в Зап. Европе, особенно в Германии. Хор пел без сопровождения оркестра, подражая муз. инструментам. В состав хора входили уроженцы многих губ. России. Репертуар хора состоял из простых нар. и каз. песен. В Копенгагене посещал со своим хором вдовствующую императрицу Марию Фёдоровну.
В Англии хор выступал в Виндзорском замке перед королем Георгом V. На концерте в Штеттине германский фельдмаршал А. фон Маккензен поднялся на сцену и обратился к хору со словами: «Я приветствую моих славных противников с галицийских полей сражения. Казаки, здесь, в мирном концертном зале, я восхищаюсь вашим искусством. Вы, эмигр.-офицеры, можете открыто и гордо смотреть в лицо всем, всем, всему свету». Особенно тепло принимал у себя хор во дворце в Белграде большой друг рус. король Югославии Александр I Карагеоргиевич. Хор был восторженно встречен местным рус. населением в Прибалтике, особенно в Риге, где его принимала рус. студенч. корпорация «Фра- тернис Арктика». За первые 7 лет хор дал в разных странах Европы, Австралии и Нов. Зеландии 1,5 тыс. концертов, неизменно восторженно принимаемых слушателями. В 1930 переселился на постоянное жительство в Америку.
В США выступал в 32 городах. Самым большим успехом хора было выступление на сцене Метрополитен-опера и в Нью-Йорке. В 1936 хор в полном составе получил первые гражданские документы, а в 1943 все жаровцы стали гражданами США. Когда Америка вступила во Вторую мировую войну (дек. 1941), хор стал выступать перед солдатами, ожидавшими отправки на поля сражений. После высадки амер. войск в Европе (1944) со своим хором выступал перед солдатами и офицерами амер. и союзной армий в Англии, Франц., Голландии и оккупированной Германии. Главнокомандующий союзными войсками ген. Д. Эйзенхауэр присутствовал на одном из концертов. Пение хора ему понравилось, и он четыре раза просил повторить на бис отдельные произведения и по-рус. сказал: «Спасибо!».
За 60 лет в репертуаре хора были сотни дух., светских и нар. песен, с которыми он триумфально шествовал по Европе и Америке. Хор дал последний концерт в 1976. За 55 лет было дано около 10 тыс. концертов в разных странах мира. Ж. был кавалером Звезды Румынии и югославского ордена св. Саввы IV ст. Оставил после себя наследие в виде записей на пластинках. Самой высокой и при его жизни недостижимой целью было спеть в России «Верую». КРА высоко оценил заслуги Ж. в популяризации рус. хорового пения и торжественно ввел его 17 окт. 1981 года в Рус.-Амер. Палату Славы. По этому случаю от президента Рейгана было получено поздравление. Ж. благодарил за оказанную ему честь и в своем кратком слове сказал: «Не наша с вами вина, что мы собрались здесь, а не в России, но я верю, что это не навсегда». Родственники: вдова Неонила; сын Алексей.
Похоронен на Св.-Владимирском кладбище возле Кэссвилла, в шт. Нью-Джерси.
Ист. АА. Эберштейн Иван. Письмо С.А. Жарову. 1981.
Лит. Клинский Е. С. Жаров и Донской каз. хор // Издание Донского каз. хора. Берлинъ, 1931. 55 стр.; Александров Е.А. С.А.Жаров и его Донской хор // НРС. 1981.3 окт.; Мантулин В. Творч. путь Сергея Жарова//РА. 1979-82. № 17. С. 21-33; Скидан А. Умер С.А. Жаров // НРС. 1985. 7 окт.;
Полчанинов Р.В. Рус. в старом Нью-Йорке // НРС. 1985. 28 июня, 5 июля; Он же. Памяти Сергея Жарова // НРС. 1985. 27 окт.
Оконч. школу пулеметчиков, не желая воевать на стороне большевиков, перешел к ген. К.К. Мамонтову и сражался в чине хорунжего в рядах Добровольч. армии. Следуя душевному влечению, исполнял обязанности полкового регента, даже под арт. огнем большевиков. Когда же наступала боевая страда, со своим взводом пулеметчиков на тачанках совершал чудеса храбрости и однажды лично спас полковое знамя. Отступал с Дона и Кубани в Крым, с остатками Рус. армии покинул последнюю пядь родной земли в нояб. 1920 в составе 3- й Донской дивизии, которая эвакуировалась из Керчи в Турцию. Казаков временно поселили в Чилингире, в 60 км от Константинополя. Жили там в тяжелых и унизительных условиях, но нач-к дивизии приказал собрать всех певцов и создать хор. В хор был призван и Ж.
В 1921 казаков переселили на о-в Лемнос, где Ж. начал готовить хор к выступлению в церквях православных стран. Наступило время переселения военных беженцев на постоянное жительство. Хор отбыл в Болгарию. Одно из его первых выступлений состоялось в Софийском соборе, вместившем во время дух. концерта около 5 тыс. человек. После отъезда из Болгарии первое выступление хора состоялось в 1923 в Вене. Затем хор с необычайным успехом выступал в Зап. Европе, особенно в Германии. Хор пел без сопровождения оркестра, подражая муз. инструментам. В состав хора входили уроженцы многих губ. России. Репертуар хора состоял из простых нар. и каз. песен. В Копенгагене посещал со своим хором вдовствующую императрицу Марию Фёдоровну.
В Англии хор выступал в Виндзорском замке перед королем Георгом V. На концерте в Штеттине германский фельдмаршал А. фон Маккензен поднялся на сцену и обратился к хору со словами: «Я приветствую моих славных противников с галицийских полей сражения. Казаки, здесь, в мирном концертном зале, я восхищаюсь вашим искусством. Вы, эмигр.-офицеры, можете открыто и гордо смотреть в лицо всем, всем, всему свету». Особенно тепло принимал у себя хор во дворце в Белграде большой друг рус. король Югославии Александр I Карагеоргиевич. Хор был восторженно встречен местным рус. населением в Прибалтике, особенно в Риге, где его принимала рус. студенч. корпорация «Фра- тернис Арктика». За первые 7 лет хор дал в разных странах Европы, Австралии и Нов. Зеландии 1,5 тыс. концертов, неизменно восторженно принимаемых слушателями. В 1930 переселился на постоянное жительство в Америку.
В США выступал в 32 городах. Самым большим успехом хора было выступление на сцене Метрополитен-опера и в Нью-Йорке. В 1936 хор в полном составе получил первые гражданские документы, а в 1943 все жаровцы стали гражданами США. Когда Америка вступила во Вторую мировую войну (дек. 1941), хор стал выступать перед солдатами, ожидавшими отправки на поля сражений. После высадки амер. войск в Европе (1944) со своим хором выступал перед солдатами и офицерами амер. и союзной армий в Англии, Франц., Голландии и оккупированной Германии. Главнокомандующий союзными войсками ген. Д. Эйзенхауэр присутствовал на одном из концертов. Пение хора ему понравилось, и он четыре раза просил повторить на бис отдельные произведения и по-рус. сказал: «Спасибо!».
За 60 лет в репертуаре хора были сотни дух., светских и нар. песен, с которыми он триумфально шествовал по Европе и Америке. Хор дал последний концерт в 1976. За 55 лет было дано около 10 тыс. концертов в разных странах мира. Ж. был кавалером Звезды Румынии и югославского ордена св. Саввы IV ст. Оставил после себя наследие в виде записей на пластинках. Самой высокой и при его жизни недостижимой целью было спеть в России «Верую». КРА высоко оценил заслуги Ж. в популяризации рус. хорового пения и торжественно ввел его 17 окт. 1981 года в Рус.-Амер. Палату Славы. По этому случаю от президента Рейгана было получено поздравление. Ж. благодарил за оказанную ему честь и в своем кратком слове сказал: «Не наша с вами вина, что мы собрались здесь, а не в России, но я верю, что это не навсегда». Родственники: вдова Неонила; сын Алексей.
Похоронен на Св.-Владимирском кладбище возле Кэссвилла, в шт. Нью-Джерси.
Ист. АА. Эберштейн Иван. Письмо С.А. Жарову. 1981.
Лит. Клинский Е. С. Жаров и Донской каз. хор // Издание Донского каз. хора. Берлинъ, 1931. 55 стр.; Александров Е.А. С.А.Жаров и его Донской хор // НРС. 1981.3 окт.; Мантулин В. Творч. путь Сергея Жарова//РА. 1979-82. № 17. С. 21-33; Скидан А. Умер С.А. Жаров // НРС. 1985. 7 окт.;
Полчанинов Р.В. Рус. в старом Нью-Йорке // НРС. 1985. 28 июня, 5 июля; Он же. Памяти Сергея Жарова // НРС. 1985. 27 окт.
Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.