Железные дороги
Железные дороги
активно начали строиться в США, России, др. странах в сер. XIX в. Их название обусловлено тем, что вначале прокладывались железные рельсы, но к концу XIX в. они повсеместно заменяются на стальные. В любой из стран железные дороги ускорили урбанизацию, а главное — чрезвычайно активизировали торговлю, экономические межрегиональные и межгосударственные отношения, содействовали становлению рыночной экономики, промышленной и рыночной инфраструктуры.
Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015
Железные дороги
Железные дороги (railways), вид транспорта, используемого для перевозки людей и грузов на большие расстояния. Периодом бурного развития Ж.д. стал 19 в. С 16 в. в Европе на рельсовом пути использовались тележки, приводившиеся в движение человеком или лошадью для транспортировки угля и минеральных ресурсов: одна из первых таких дорог была построена в 1550 г. в Эльзасе. Первый паровоз, прошедший по Ж.д., был сконструирован Ричардом Тревитиком в Уэльсе в 1804 г. "Стоктон энд Дарлингтон рейлуэй" стала первой в мире Ж.д., перевозившей грузы и пассажиров (1825). В 1830 г. к ней присоединилась "Ливерпуль энд Манчестер рейлуэй"; использованный ею первый паровоз "Ракета" Джорджа Стефенсона стал провозвестником начала ж.-д. эры. К 1880 г. ок. 70% дохода от ж.-д. перевозок приходилось на пассажирские. Англ, инженеры во второй половине 19 в. строили Ж.д. по всей Европе, Америке, Индии, Африке и Австралии. В США ж.-д. компании были гл. проводниками экспансии на Запад. В Европе дешевые и доступные ж.-д. поездки помогли сломать провинциальные, а подчас и пограничные барьеры, в Швейцарии и странах Средиземноморья быстрыми темпами стала развиваться индустрия туризма. Во время Гражданской войны в США воюющие стороны использовали этот новый вид транспорта для переброски войск и их снабжения. Ж.д. имели важное стратегическое значение на всех фронтах 1-й мировой войны. После окончания войны Ж.д. во мн. странах были национализированы. Их использование снизилось в связи с конкуренцией со стороны автомобильного транспорта, однако скоростные ж.-д. линии, связавшие крупнейшие города, и ж.-д. туннель под ЛаМаншем, соединивший Францию с Великобританией, привели к оживлению ж.-д. сообщения.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Железные дороги
(Railroads) в 1795-1825 в США существовали груз. дерев. или жел. рельс. дороги для вагонов на кон. тяге. В 1820 Дж. Стивенс в своем поместье построил узкоколейную Ж. д. Началу стр-ва Ж. д. положила хартия шт. Мэр. (28.02.1827) на стр-во Ж.д. «Балтимор энд Огайо». С янв. 1830 первых пассажиров перевозили здесь в вагонах на кон. тяге, затем пустили первый амер. паров. локомотив «Том Фамб». В окрестностях Чарлстона, Ю. К., 25.12.30 началась постоян. эксплуатация амер. локомотива «Лучший друг». Эта первая в совр. понимании Ж. д. через 3 года связала Чарлстон с Хамбергом и стала в то время самой протяжен. линией в мире (218,8 км). В 1830-40-е Ж. д. строились для обеспечения мест. транспорт, нужд. В Нов. Англии линии шли от Бостона, в сред-неатлант. штатах Жд. связывали Нью-Йорк с р-нами добычи угля, Филадельфией и Вашингтоном, их вели на запад к Буффало и Питтсбургу. На Юге Ж. д. соединяли хлопкосеющ. р-ны с мор. портами. На Ср. Западе в 1840-50-е Ж. д. пролегли между Великими озерами и р. Миссисипи и Миссури, через Буффало и Питтсбург связывали зап. и вост. штаты, Ж. д. «Эри» и «Иллинойс Сентрал» для своего времени были самыми длинными в мире. Сеть Жд. США в 1830 составляла 37 км, в 1840-4534 км и в 1860-49 285 км (что втрое превышало ж/д сеть Англии). Стоимость ж/д перевозок в 1830-60 снизилась с 9 до 2 центов за тонну груза, скорость перевозок в 4-8 раз превышала скорость перевозок по почт. дорогам или каналам. В нач. 1850-х 1/7 грузов в стране перевозили по Ж. д., ускорявшим промышленный переворот и развитие экономики США. Гражданская война стала «первой войной на Ж. д.», их захват стал одной из целей воюющ. сторон, ж/д сеть возросла до 56 451 км в 1865. На Севере страны находилось 2/3 подвиж. состава и ок. 2/3 ж/д путей. С окончанием войны началась «эра великого строительства» Ж. д.: завершилось формирование ж/д сетей сев.-вост. и сев.-зап. штатов, формировались сети юж. штатов, началась прокладка трансконтинент. Ж. д. Стр-во первой из них «Юнион Пэсифик» начато в 1862, строители шли навстречу друг другу с востока и запада и в 1869 состыковали путь в Юте. В США построили 7 трансконтинент. Ж. д. Сеть Ж. д. в стране увеличивалась в 1870 до 85 151 км, в 1900-до 309 822 км, в 1916-до 400 тыс. км, и к 1930 она макс. расширилась до 691 870 км. Масштаб, ж/д стр-во требовало выделения кр. зем. площадей (см. Земли общественные), постоян. кр. инвестиций. Амер. капиталы в Ж. д. в 1876 оценивались в 4 млрд дол., в 1900 в 10,2 млрд дол., в 1916 17,8 млрд дол.; значительны были иностр. инвестиции. В сфере ж/д бизнеса шли характерные для амер. экономики процессы концентрации и монополизации, появились кланы ж/д магнатов Дж. Гулда, Дж. Фиска, Э. Г. Гарримана, Дж. Дж. Хилла, К. П. Хантингтона, Л. Стенфорда, К. Вандербилта, Морганов. Ж/д транспорт стал сферой проявления экон. и соц. противоречий. Защиту интересов амер. трудящихся осуществляли узкопрофессион. союзы железнодорожников, а также Орден рыцарей труда. Американская федерация труда, «Амер. железнодорожный союз» (1893). На Ж. д. и связан, с ними произ-вах в 1860-90-е прошел ряд кр. забастовок, оказавш. влияние на развитие раб. движения и соц. политику властей. Действия ж/д Кш затрагивали интересы мелких товаропроизводителей, прежде всего фермеров. Движение грейнд-жеров, фермерские альянсы и др. ассоц. противодействовали засилью трестов и ж/д Кш. Выступления нас. вынуждали власти США предпринимать шаги по контролю за работой Ж. д. Гос. политика эволюционировала от всемерн. поддержки Ж. д. (напр., передачи для их нужд ок. 130 млн акров земель) до попыток уже в 1870-80-х регулировать тарифы и др. условия груз. и пассажир. перевозок. Федерал. законодательство в 1880-1900-е регулировало деятельность ж/д Кш и способствовало разрешению противоречий в сфере труд. отношений на транспорте (см. Комиссия по торговле между штатами, Хепберна закон). Перед Первой мировой войной науч.-техн. достижения (пневматич. тормоза Дж. Вестингауза, вагоны Дж. М. Пульмана) превратили Ж. д. в самый эффектив. вид транспорта. В годы войны работа ж/д сети контролировалась Железнодорожной администрацией США. После войны развитие автомобил. транспорта и авиации вело к снижению значения Ж. д. в экономике США.
Источник: Словарь американской истории. С колониальных времен до первой мировой войны. 1997 г.