ЖЕРТВЕННИК, АЛТАРЬ

Найдено 1 определение
ЖЕРТВЕННИК, АЛТАРЬ
Быт 8:20) — строение, исключительно предназначенное для принесения Богу жертв. Хотя жертвоприношения существовали и до потопа, но слово жертвенник в 1-й раз употреблено в Библии по выходе Ноя из ковчега. Сооружение жертвенников в связи с призыванием имени Божия часто встречается во времена Церкви Патриархальной на местах Богоявлений (Быт 12:7, 13:18, 26:28 и др.). Жертвенники имели различную форму и в первое время устроялись очень просто и несложно. По всей вероятности, они состояли в то время из квадратной кучи камней или из простой земляной насыпи. Жертвенник, на котором Иаков принес Богу жертву в Вефиле, возливши на оный елей, был простой камень, служивший ему изголовьем во время ночи (Быт 28:18). Жертвенник, устроенный Моисеем по повелению Божию, был сделан просто из земли, Если его делали из камней, то не из тесаных. Ибо как скоро наложишь на них тесло твое, сказал Бог Моисею, то осквернишь их (Исх 20:25). Ступеней при жертвеннике не полагалось и подъем к нему производился по наклонной плоскости, заменявшей лестницу (ст. 26). Жертвенники имели обыкновенно так называемые рога (Исх. 27:2), к которым обыкновенно привязывалась жертва (Пс 117:27). Жертвенники сооружались в воспоминание наиболее замечательных событий, как например поражения Амаликитян (Ис 17:15). Для принесения жертвы языческим лжебогам жертвенники часто устроялись в рощах и на высотах, в которых в различные времена происходили гнусные сцены разврата и идолопоклонства. По повелению Божию Моисей устроил два жертвенника, один для всесожжении, другой для фимиама. Жертвенник всесожжения (у прор. Малахии: трапеза Господня) в различные времена устраивалась неодинаково. В скинии жертвенник (1:12) был небольшой величины и переносился с места на место. Квадратный по виду, сделанный из дерева ситтим и обитый медью, он имел с каждой стороны по 5 локтей, и в вышину три локтя и совершенно пустую внутренностью. На четырех углах жертвенника находились так называемые рога, также сделанные из дерева ситтим и обложенные медью; к ним обыкновенно привязывались жертвенные животные пред жертвоприношением, как уже было сказано выше. При посвящении священников (Исх 29:12), равным образом при принесении жертвы за грех (Лев 4:7 и др.) роги жертвенника окроплялись кровью жертв. На четырех углах решетки находились четыре медных кольца, в которые вдевались шесты, сделанные так же из дерева ситтим, для перенесения жертвенника с одного места на другое. Жертвенник всесожжении стоял у входа в скинию (Исх 40:29). С северной стороны жертвенника в недальнем расстоянии от него стояла медная умывальница. При жертвеннике во время жертвоприношений употреблялись горшки, для всыпания в оные пепла и варения мяса, лопатки, чаши для собирания крови и кропления ею жертвенника, вилки для вынимания мяса из горшков, угольницы для собирания углей с жертвенника или для сожжения фимиама (1Цар 2:13-14, Исх 27:3, Лев 16:12, Чис 16:6-7). Все эти сосуды были сделаны из меди. Священный огонь, обычно горевший на означенном жертвеннике, постоянно поддерживался (Лев 6:12,13). Чудесно возженный он был поддерживаем самым тщательным образом. Так как на жертвеннике постоянно приносились жертвы, то на нем всегда проливалась свежая кровь и дым жертв всесожжения непрестанно восходил к небу. В храме Соломоновом жертвенник был большей величины, чем в Скинии, именно: в длину и ширину он имел 20 локтей, а в высоту 10 локтей (2Пар 4:1). Имея, как и первый, наружную форму квадрата, он отличался от него тем, что был сделан весь из меди, не имел решетки и вместо непрерывной наклонной плоскости, служившей входом к жертвеннику в Скинии, имел всход с тремя площадками. Царь Аса обновил этот жертвенник (2Пар 15:8). По взятии Иерусалима, жертвенник храма Соломонова вместе с прочими предметами храма был разрушен, и медь, по-видимому, была вывезена в Вавилон, хотя об этом положительно не говорится: Жертвенник во втором (Зоровавелевом) храме в Библии не описывается. Из 1 Маккавейской книги видно только, что он был устроен из неотесанных камней (4:47). Жертвенник всесожжении, устроенный Иродом, по свидетельству Иосифа Флавия, стоял в средней части храма, был четырехугольный, имел 15 локтей в высоту и по 50 локтей в длину и ширину. С южной стороны к нему вела слегка наклонная плоскость. Так как он был устроен из нетесаных камней, то в состав его не входило никакого металла и даже железо никогда не касалось его. Жертвенник кадильный называемый также золотым в отличие от жертвенника всесожжении, носившего название: медный (Исх 38:30). Название жертвенника принадлежит этому жертвеннику не вполне, ибо на нем не приносились жертвы; только однажды в год, в праздник Очищения, первосвященник окроплял роги его кровью жертвы за грех (Исх 30:10). В Скинии был сделан из дерева ситтим и обит золотом. Имея четырехугольную форму, при одном локте в длину и ширину и двух локтях в высоту, он украшался на четырех своих углах рогообразными продолжениями, подобно как и жертвенник всесожжении. Кроме того, он имел вершину или кровлю, на которую налагался ладан. Кругом жертвенника была бордюра или шнур. Четыре кольца внизу бордюры для шестов при переноске жертвенника были сделаны из золота, а шесты, обложенные золотом, — из дерева ситтим. Этот жертвенник стоял в переднем отделении Скинии или во Святом, пред завесою, отделявшею Святое от святая святых (Исх 30:6, 40:5). В Соломоновом храме кадильный жертвенник вполне походил на предыдущий (3Цар 7:18), но был сделан из кедрового дерева и обложен золотом. Жертвенник, упоминаемый пр. Исаиею (6:6), очевидно, есть жертвенник кадильный, а не всесожжении. Фимиам на нем, как видно из приведенного места, возжигался накаленными углями. Что сделалось с кадильным жертвенником второго Иерусалимского храма, восстановленного Иудою Маккавеем, неизвестно. Его не видно на триумфальной арке Тита в ряду изображений воинской добычи, похищенной из храма. На кадильном жертвеннике каждое утро и каждый вечер воскурялся фимиам, так что это курение было можно сказать непрерывным (Исх 30:8). Во времена Ирода, по сказанию Флавия, жертвенник всесожжении в обновленном им храме также состоял из неотесанных камней с рогообразными продолжениями углов его, и на этом жертвеннике приносились жертвы всесожжения во время земной жизни Спасителя и апостолов, до самого разрушения храма при Веспасиане и Тите. Был также и алтарь кадильный, упоминаемый в Новом Завете. Здесь кстати заметить, что жертвенник служил также убежищем спасения для виновных и преступных лиц, как из числа Иудеев, так и из числа прочих народов. Лица, подлежавшие смерти, бежали к жертвеннику, хватались за роги оного и таким образом спасали себе жизнь и свободу (3Цар 1:50).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990