Жертвоприношение

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
религиозные обряды, приношение богам, духам даров, заклание животных (иногда людей) на жертвеннике. Сопровождались магическими ритуалами, направленными на обеспечение благополучия рода (общины и т. д.), плодородия, удачи в военных предприятиях, в целом на обретение благосклонности божества (божеств) к жертвователю. Ж. играло огромное значение в жизни языческих обществ.

Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
религиозный обряд умилостивительного или благодарственного характера, присутствует практически во всех религиях. Виды жертв: человеческая жизнь или части человеческого тела, девственность, храмовый гомосексуализм, посвящение живых животных, заклание жертвенных животных, продукты охоты, собирательства, скотоводства, земледелия, воскурение благовоний, огонь, развешивание разноцветных кусочков ткани у священных источников на перевалах в горах, в местах обитания шаманских духов.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Жертвоприношение
один из наиболее древних религиозных обрядов, преследующий целью установление или укрепление связи личности или общины с духами, обожествленными предметами и богами путем принесения им даров, которые для жертвователей обладают реальной или символической ценностью. Жертвоприношение известно с первобытных времен. С появлением особых служителей культа - жрецов - усилилось магическое значение жертвоприношения. Элементы жертвоприношения в той или иной форме сохранились во всех религиях.

Источник: Исторический словарь

Жертвоприношение
религиозный обряд умилостивительного или благодарственного характера, присутствует практически во всех религиозных системах. Известны разнообразные виды жертв: человеческая жизнь, части человеческого тела, девственность, храмовый гомосексуализм, посвящение жи вых животных, заклание жертвенных животных, продукты охоты, собирательства, скотоводства, земледелия; воскурение благовонных трав, огонь; развешивание разноцветных кусочков ткани у святых источников на перевалах в горах, в местах обитания шаманских духов. См. Религия.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

Жертвоприношение
античное понятие, обозначавшее ритуальное действие, относящееся к древним культовым формам, при помощи которого люди надеялись получить помощь, предотвратить несчастье. Важнейшую роль в античности играли бескровные жертвоприношения. У земледельцев — плоды или приготовленные из них кушанья, в культе героев — мед, молоко, оливковое масло. Кровавыми жертвами были приносимые богам животные и птицы. При жертвоприношении их часть сжигалась, а остальное съедали люди. В раннем христианстве жертвоприношениями считались молитва, милостыня, любовь к ближнему, так как Христос сам принес себя в жертву.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
один из наиболее древних религ. обрядов, заключающийся в приношении даров духам умерших предков, обожествленным предметам, богам и т. д. Ж. появились в эпоху первобытнообщинного строя, когда охотники начали оставлять в местах отправления культа лучшую часть добычи для духов - покровителей промысла. С выделением особых служителей культа - жрецов (см. Жречество) жертвенные дары (пища, движимое имущество, земли и пр.) стали поступать им, поэтому жрецы особенно поддерживали веру в магич. силу Ж. Обряд Ж. принимал подчас дикие, изуверские формы: ритуальный каннибализм у нек-рых народов, человеч. Ж. у ацтеков (Америка), принесение в жертву девственности в культе Ваала и Астарты в др.-финикийской религии, оскопление в христ. скопческой секте и т. п. Во всех религиях сохранились в той или иной форме пережитки Ж. - возжигание свечей и лампад, освящение плодов и др. пищи, поминание родителей на могилах и пр. Поддерживая подобные суеверные обряды, церковь не только укрепляла свое влияние на верующих, но и накапливала огромные богатства из земельных и др. "пожертвований богу".

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
ритуал. действие, относящ. к древнейшим культовым формам. При помощи Ж. люди надеялись получить помощь и благословение богов, предотвратить несчастье, искупить вину и очиститься от преступления, принести благодарность за получ. помощь и спасение, почтить божество и вступить с ним в связь. Ж. соверш. также при исполнении клятв (клятв. Ж.), при заключ. договора, Ж. умершим — при погребении или у могилы. Объектом Ж. было все, что люди счит. необходимым для жизни или ценным. Важнейшую роль в античности играли бескровные Ж.: у земледельцев — плоды (Ж. начатков) или приготовл. из них кушанья — каши, печенья; в культе героев — мед, молоко и оливковое масло. Большое знач. имело вино при совершении возлияний. При воскурениях сжигались местные (лавр и т.п.) или драгоц. вост. благовония (ладан и т.д.). Кровавыми Ж. были приносимые в жертву животные, по б. ч. свиньи, овцы, крупный рогатый скот, а также козы и мелкие домаш. животные, рыба и посвящ. данному божеству животные (лошадь для Посейдона, собака для Гекаты, петух для Асклепия, гусь для Исиды и т.д.). Животных сжигали вместе с умершими, закапывали или топили (при Ж. подземным богам, Ж. умершим, Ж. при клятвах и очищении и при Ж. с целью вопрошения о будущем). При Ж. пищи часть ее сжигалась, а большая и лучшая часть съедалась жертвующим и жрецом. Ж. совершалось с соблюд. строгих предписаний относит. безупречности и красоты спец. выбранных животных, употреблявш. при этом утвари и участников Ж. (облачения, культовая чистота совершающих Ж., заповедь молчания). Если происходили к.-л. нарушения, Ж. следовало повторить. Ж. соверш. также в форме вотивных даров (изображ. больных частей тела) в храмах богов здоровья; Ж. волос при вступл. в зрелый возраст или при вступл. девушек в брак. Формой Ж. был также лектистерний. Традиция единич. человеч. Ж. в греко-рим. мире в ист. время (принесение в жертву трех персов перед Саламинской битвой; погребение заживо четы галлов и греков в 228 и 216 до н.э. в Риме) спорна. Христиане отказывались от всех Ж., в т.ч. и от принятых в культе императоров, и тем самым противопоставляли себя гос. властям, рассматрив. отправление культа императора как доказат. лояльности. В раннем христианстве Ж. счит. молитва, милостыня, деятельная любовь к ближнему; т.к. Христос сам принес себя в жертву, Ж. усматривали позднее также в Тайной вечере.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Жертвоприношение
ритуальное действие, относящееся к древнейшим культовым формам. При помощи Ж. люди надеялись получить помощь и благословение богов, предотвратить несчастье, искупить вину и очиститься от преступления, принести благодарность за получ. помощь и спасение, почтить божество и вступить с ним в связь. Ж. совершались также при исполнении клятвы (клятвенное Ж.), при заключении договора, Ж. умершим — при погребении или у могилы. Объектом Ж. было все, что люди считали необходимым для жизни или ценным. Важнейшую роль в античности играли бескровные Ж.: у земледельцев — плоды (Ж. начатков) или приготовл. из них кушанья — каши, печенья, в культе героев — мед, молоко и оливковое масло. Большое значение имело вино при совершении возлияний. При воскурениях сжигались местные (лавр и т. п.) или драгоц. вост. благовония (ладан и т. д.). Кровавыми Ж. были приносимые в жертву животные, по б. ч. свинья, овца, крупный рогатый скот (Suovetaurilia), а также козы и мелкие домашние животные, рыба и посвящ. данному божеству животные (лошадь для Посейдона, собака для Гекаты, петух для Асклепия, гусь для Исиды и т. д.). Животных сжигали вместе с умершими, закапывали или топили (при Ж. подземным богам, Ж. умершим, Ж. при клятвах и очищении и при Ж. с целью вопрошения о будущем). При Ж. пищи часть ее сжигалась, а большая и лучшая часть съедалась жертвующим и жрецом. Ж. совершалось с соблюдением строгих предписаний относительно безупречности и красоты специально выбранных животных, употреблявшейся при этом утвари и участников Ж. (облачения, культовая чистота совершающих Ж., заповедь молчания). Если происходили к.-л. нарушения, Ж. следовало повторить. Ж. совершались также в форме вотивньгх даров (изображения больных частей тела) в храмах богов здоровья; Ж. волос при вступлении в зрелый возраст или при вступлении девушек в брак. Формой Ж. был также лектистерний. Традиция единичных человеч. Ж. в греко-рим. мире в историч. время (принесение в жертву трех персов перед Саламинской битвой; погребение заживо четы галлов и греков в 228 и 216 до н. э. в Риме) спорна. Христиане отказывались от всех Ж., в том числе и от принятых в культе императоров, и тем самым противопоставляли себя государств, властям, рассматривавшим отправление культа императора как доказательство лояльности. В раннем христианстве Ж. считались молитва, милостыня, деятельная любовь к ближнему; т. к. Христос сам принес себя в жертву, Ж. усматривали позднее также в Тайной вечере.

Источник: Словарь античности. 1989

жертвоприношение
как дар Господу приносилось людьми уже в глубочайшей древности. Каин принес от произведений земли (Быт 4.3), а Авель-от стад (Быт 4.4). Ной принес первое всесожжение (Быт 8.20), а Иаков-возлияние (Быт 35.14). Все народы приносили жертвы своим богам, и в Египте, где евреи жили долгое время, также приносилось множество жертв. Там приносились домашние и дикие животные, хлебные приношения и возлияния, и особенно много цветов (это последнее особенно распространилось по миру и сохранилось до сих пор). В Египте не было всесожжений и на жертвы никогда не возлагалось рук и поэтому там, очевидно, не было понятия о заместительной жертве и о полной отдаче Богу. Моисей, по-видимому, со всем народом впервые принес жертвоприношение на Синае (Исх 10.25-26; Чис 28.6), после чего жертвоприношения стали частью богослужения евреев. Следует отметить, что Закон не требует жертв (Лев 1.2; Иер 7.22-23) и Господу более угодны правда, милосердие и Боговедение (Пр 21.3; Ос 6.6; Мф 9.13; Мк 12.33), но Закон упорядочивает это служение и очень строго относится к его нарушениям (ибо лучше не приносить жертв совсем, чем делать это с нарушениями или приносить бесам-см. в конце). Жертвы должны были приноситься в свое время (Чис 28.2) и уже на Синае была установлена обязательная ежедневная жертва утром и вечером, которая называлась постоянное приношение.
Постоянное приношение состояло из одного агнца, хлебного приношения (ХП) и возлияния (В). В Приложении 5 показаны и другие регулярные обязательные жертво­приношения, которые приносились в праздничные дни после постоянного приношения. Все жертвы приносились как жертвы всесожжения, а козлы-как жертвы за грех. Кроме этих регулярных, приносимых во все праздничные дни жертв, Законом определялись также различные добровольные и специальные жертвоприношения (Чис 29.39), которые могли приноситься в любой день. Рассмотрим их по порядку.
Жертва всесожжения (Лев 1; 6.9-13; 7.8)-наиболее часто приносимая добровольная жертва, символизирующая собой полную отдачу Господу. Именно в жертву всесожжения Авраам был готов принести Исаака. Жертвенным животным (обязательно мужского пола) могли быть телец, овен, агнец (из овец или коз), горлица или молодой голубь. Приносящий возлагал руки на голову животного, потом его сам закалывал (птице голову сворачивал священник), животное рассекал, отделял кожу (у птицы отделялись перья и зоб) и священник сжигал жертву на жертвеннике. Вместе с жертвой всесожжения приносились хлебное приношение и возлияние. Жертву всесожжения полагалось приносить почти во всех случаях, когда приносилась жертва за грех.
Жертва мирная (Лев 3; 7.11-21,29-36; 19.5-8; 22.29-30)-особая жертва, выражающая радость примирения с Богом, благодарность и готовность служить Ему. Подразделялась на жертвы: благодарности (Лев 7.12), по обету или от усердия (Лев 7.16) и особую жертву-жертву посвящения (Лев 8.22-29). Жертвенным животным могли служить тельцы, овцы (обоих полов) и козы. Приносящий жертву возлагал руки на ее голову и заколал ее у дверей скинии (Лев 3.2). Весь жир и почки сжигались на жертвеннике, грудь (потрясания) и правое плечо (возношения) отдавались священнику (в случае жертвы посвящения-Моисею) как их доля, остальное съедал приносящий со своей семьей и друзьями, радуясь пред Господом. Жертву благодарности и посвящения можно было есть только в день приношения (Лев 7.15; 22.29-30), жертвы по обету или от усердия-также и на следующий день (Лев 7.16). После этого все оставшееся сжигалось. С мирной жертвой должны были приноситься также пресные хлебы, мука с елеем или кислые хлебы и все это принадлежало священнику. В мирной жертве обычно принимало участие большое количество людей. Нечистый не имел права даже касаться ее (Лев 7.20-21).
Жертва за грех и жертва повинности (Лев 4-6.7,25-30; 7.1-7)-это жертвы во очищение греха (вины, нечистоты). Жертва за грех приносилась с каждым праздничным жертвоприношением, кроме субботнего, а также, как и жертва повинности, при обнаружении какого-либо соделанного невольного греха, открытого со временем. Следует подчеркнуть, что только невольный грех можно было очистить жертвой (Лев 4.27) (см. умышленно), совершивший же преступление «дерзкою рукою» должен был быть истреблен из народа (Чис 15.27-31). Глубочайшее значение жертвы за грех заключается в том, что через нее человек осознавал свою врожденную порочность и греховность пред Богом, которые нуждаются в искуплении, притом в искуплении вечном, которого не могла дать кровь козлов и тельцов (Евр 10.1-4,11). Жертвенным животным для жертвы за грех могли быть телец, козел (за начальствующего в народе, в праздничных жертвоприношениях и большинстве специальных случаев) и коза и овца (за человека из народа). Согрешивший каким-либо невольным поступком и исповедавшийся в нем приходил с жертвой повинности (Лев 5; 6.1-7; 7.1-7). Приносить в эту жертву можно было овна или овцу, голубей или даже только муку без елея и ливана. Жертва повинности, как и жертва за грех, принадлежала священнику (Лев 7.7; 10.16-17), за исключением тельца, который сжигался вне стана (Лев 4). Кровь жертв за грех кропилась на жертвенник, алтарь курения, однажды в год вносилась за завесу, а оставшееся от кропления выливалось к подножию жертвенника. Жертва за грех также приносилась при посвящении священников (Лев 8.14-17) и очищении (Лев 9.6-11,15-16), после родов (Лев 12.8), в случае исцеления от проказы (но не для получения исцеления) (Лев 14.10-32), при очищении от нечистоты (Лев 15.15,30), в случае прелюбодеяния с рабой (Лев 19.20-22), в назорействе (Чис 6.10-12,14), при посвящении левитов (Чис 8.8,12), за ошибку общества (Чис 15.22-26), за ошибку отдельного человека (Чис 15.27-29), для очищения в пути (рыжая телица) (Чис 19.9).
Кроме перечисленных видов жертв в Законе упоминаются: специальная жертва-овен посвящения (Лев 8.22-36) и приношения: хлебное, ревнования (Чис 5.15), десятина и возлияние.
Все приносимое и посвящаемое-все жертвы Господу разрешалось есть только у скинии (храма) (Лев 17.8-9) и ни в коем случае не дома (Вт 12.17-18,26). Все первородное должно посвящаться в дар Господу (Вт 15.19-20). Только кровь жертвы всесожжения сжигалась на жертвеннике, кровь же остальных жертв выливалась к его подножию (Вт 12.27).
Все жертвы (кроме постоянного вечернего приношения) приносились утром (Лев 9.15-17; 4Ц 3.20).
Все жертвенные животные должны были быть без единого порока (Лев 22.18-22) и не должны были приниматься из рук иноземцев (Лев 22.24-25). Только в жертву усердия допускалось приносить животное (агнца), отличающееся непропорциональностью размеров отдельных членов (Лев 22.23).
Жертвы не по Закону, как и все служение язычников, являются приношением бесам (Лев 17.1-9; Вт 32.15-17; 1Кор 10.20). (См. также возношение, потрясание, праздники)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Жрец и жертвоприношение в древней Греции

Ленская Валерия Серговна
Статья посвящена роли древнегреческого жреца в процедуре совершения жертвоприношения.
Читать PDF
0.00 байт

Остановить жертвоприношение, или удастся ли сохранить историко-культурное наследие России

Пашкин Евгений Меркурьевич
Читать PDF
0.00 байт

2008. 01. 033. Ламбек М. Жертвоприношение и проблема начала: размышления на тему мифотворчества сака

Чайников Ю. В.
Читать PDF
0.00 байт

Тигiр тайыг - жертвоприношение Небу в культуре хакасов (конец XIX - начало XXI века)

Бурнаков Венарий Алексеевич, Бурнаков Артас Алексеевич, Торбостаев Каврис Михайлович, Цыденова Дарима Цыденовна
Читать PDF
0.00 байт

Жертвоприношение в архаических верованиях и культах

Кузнецова Олеся Васильевна
В статье исследуется специфика жертвоприношения в архаических верованиях и культах, а также подчеркивается непродуктивность изучения жертвоприношения архаических культов через категориальный аппарат авраамических религий.
Читать PDF
0.00 байт

Генезис формирования сцены «Жертвоприношение Авраама» в коптском искусстве

Ошарина О. В.
В статье рассмотрена сцена «Жертвоприношения Авраама», получившая широкое распространение в коптском искусстве.The article describes the scene of «Abrahams sacrifice» which was widely spread in the Copt art.
Читать PDF
0.00 байт

Мельникова-Григорьева Е. Безделушка, или жертвоприношение простых вещей (философскисемиотические зам

Саенко Наталья Ряфиковна
Читать PDF
0.00 байт

Апокалиптический мотивы в художественной репрезентации фильма А. А. Тарковского «Жертвоприношение»

Стогниенко Александр Юрьевич
В данной статье рассматривается история создания фильма, начиная с идеи в дневнике Тарковского и заканчивая выходом фильма в свет.
Читать PDF
0.00 байт

Жертвоприношение библейская повесть

Мальцев Леонид Алексеевич
Читать PDF
0.00 байт

Трагедия вен. Ерофеева «Фанни Каплан» как жертвоприношение

Перепёлкин М.А., Кобзарь У.А.
В статье проделан анализ сюжетно-смысловой структуры незавершенной трагедии Венедикта Ерофеева «Фанни Каплан». Трагедия трактуется как принесение в жертву мира, поглощенного хаосом.
Читать PDF
0.00 байт

Рене Жирар. Жертвоприношение как перформативный феномен современной поп-культуры

Михайлов Григорий Петрович
В теории Жирара вводятся концепты и схемы, которые могут находить широкое применение в самых разных областях исследования культуры от мифологических и литературных сюжетов до проблем современной политики и массовых социальных явле
Читать PDF
0.00 байт

Жертвенность и жертвоприношение в прозе И. Абузярова: деконструкция мифологических сюжетов

Аминева Венера Рудалевна, Набиуллина Аделя Наилевна
В статье рассматривается функционирование мифологических сюжетов об Ибрахиме и Исмаиле и о Каине и Авеле в повестях современного этнически нерусского российского писателя И. Абузярова «Курбан-роман» и «Роман с жертвой».
Читать PDF
0.00 байт

Обзор круголого стола "жертвоприношение в религиях мира"

Салтанов С.С.
Читать PDF
0.00 байт

Жертвоприношение по-туркменски

Панфилова Виктория
«Независимая газета», М., 8 декабря 2004 г.
Читать PDF
0.00 байт

Жертва и жертвоприношение в Евхаристии

Богдан Сойко

Похожие термины:

  • Утреннее и вечернее жертвоприношение

    По закону Исх. 29:38 и дал. и Исх. 28:3 и дал., ежедневно требовалось приносить жертвы всесожжения. Утром одного агнца и с ним предписанное хлебное приношение с возлиянием, состоящее из пшеничной муки, ел
  • ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ИЦХАКА

    О Ж.И. рассказывается в книге Бытия. Бог решил испытать Авраама* и приказал ему принести в жертву Господу сына его, Ицхака. Авраам повиновался Господу и готов был принести в жертву Ицхака, но в после
  • Вечернее жертвоприношение

    см. «Утреннее и вечернее жертвоприношение».
  • ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ИЦХАКА (Акедат Ицхак)

    О Ж.И. рассказывается в книге Бытия. Бог решил испытать Авраама* и приказал ему принести в жертву Господу сына его, Ицхака. Авраам повиновался Господу и готов был принести в жертву Ицхака, но в после
  • ГЕКАТОМБА (ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ)

    •Έκατόμβη, см. Sacrifïcia.
  • ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ У ЕВРЕЕВ

    Еще с незапамятных времен мы находим обычай приносить жертвы господствующим почти у всех тогда известных народов. Еще в первобытные времена человеческого рода, мы видим из Свящ. Писания, что сынов
  • ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ

    Принесение жертв Господу издревле было принято в Израиле. Агада* утверждает, что первым жертвователем был Адам, первый человек. Увидев, что солнце заходит, он сказал: быть может, из-за того, что я сог
  • ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ (Корбанот)

    Принесение жертв Господу издревле было принято в Израиле. Агада* утверждает, что первым жертвователем был Адам, первый человек. Увидев, что солнце заходит, он сказал: быть может, из-за того, что я сог