Жиганов, Назиб Гаязович
Эту строку из «Моабитской тетради» Мусы Джалиля с полным правом можно отнести к музыке его друга и творческого сподвижника Н. Жиганова. Верный художественным основам татарской народной музыки, он нашел оригинальные и плодотворные пути для ее живой взаимосвязи с творческими принципами мировой музыкальной классики. Именно на таком фундаменте выросло его талантливое и самобытное творчество - 8 опер, 3 балета, 17 симфоний, сборники фортепианных пьес, песни, романсы.
Жиганов родился в рабочей семье. Рано потеряв родителей, он провел несколько лет в детских домах. Живой и энергичный, Назиб заметно выделялся среди воспитанников Уральской пионерской коммуны своими незаурядными музыкальными способностями. Влечение к серьезной учебе приводит его в Казань, где в 1928 г. он был принят в Казанский музыкальный техникум. Осенью 1931 г. Жиганов становится учащимся Московского областного музыкального техникума (теперь музыкальное училище при Московской консерватории). Творческие успехи позволили Назибу по рекомендации Н. Мясковского в 1935 г. стать студентом сразу третьего курса Московской консерватории по классу своего прежнего учителя - профессора Г. Литинского. Завидной оказалась судьба крупных сочинений, созданных в консерваторские годы: в 1938 г. в первом симфоническом концерте, открывшем Татарскую государственную филармонию, была исполнена его Первая симфония, а 17 июня 1939 г. постановкой оперы «Качкын» («Беглец», либр. А. Файзи) открылся Татарский государственный театр оперы и балета. Вдохновенный певец героических свершений народа во имя Родины - а этой теме, кроме «Качкын», посвящены оперы «Ирек» («Свобода», 1940), «Ильдар» (1942), «Тюляк» (1945), «Намус» («Честь», 1950), - композитор наиболее полно воплощает эту центральную для него тему в своих вершинных произведениях - в историко-легендарной опере «Алтынчеч» («Золотоволосая», 1941, либр. М. Джалиля) и в опере-поэме «Джалиль» (1957, либр. А. Файзи). Оба произведения покоряют эмоционально-психологической глубиной и неподдельной искренностью музыки, с выразительной, сохраняющей национальную основу мелодикой, и искусным сочетанием развитых и целостных сцен с действенно-сквозным симфоническим развитием.
Неотделимо-родствен оперному творчеству большой вклад Жиганова в татарский симфонизм. Симфоническая поэма «Кырлай» (по сказке Г. Тукая «Шурале»), драматическая увертюра «Нафиса», сюита Симфонические новеллы и Симфонические песни, 17 симфоний, сливаясь воедино, воспринимаются как яркие главы симфонической летописи: в них то оживают образы мудрых народных сказок, то живописуются пленительные картины родной природы, то развертываются коллизии героических борений, то музыка вовлекает в мир лирических чувств, а эпизоды народно-бытового или фантастического характера сменяются экспрессией драматических кульминаций.
Творческое кредо, характерное для композиторского мышления Жиганова, было положено в основу деятельности Казанской консерватории, создание и руководство которой ему было поручено в 1945 г. Более 40 лет он возглавлял работу по воспитанию в ее питомцах высокого профессионализма.
На примере творчества Жиганова всеобъемлюще раскрываются результаты поистине революционного переворота в истории ранее отсталых пентатонических музыкальных культур национальных автономных республик Поволжья, Сибири и Урала. Лучшие страницы его творческого наследия, проникнутые жизнеутверждающим оптимизмом, по-народному яркой интонационной характерностью музыкального языка, заняли достойное место в сокровищнице татарской музыкальной классики. /Я. Гиршман/
Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.
род. 2 (15) янв. 1911 в Уральске. Композитор. Нар. арт. СССР (1957). В 1931 окончил Казанский муз. техникум по кл. ф-п., в 1935—Моск. обл. муз. техникум им А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов по кл. композиции Г. И. Литинского, в 1938 по его кл. Моск. конс. Один из организаторов Казанской конс. (с 1945 ее директор и преподаватель по кл. инструментовки, с 1947 доцент, с 1954 проф.). С 1939 пред. Правления Союза композиторов Тат. АССР. С 1948 член правления, с 1957 секретарь правления Союза композиторов СССР. Гос. премии СССР (1948, 1950, 1970).
Соч.: оперы — Качкын (Беглец, Казань, 1939), Ирек (Свобода, Казань, 1940), Алтынчеч (Золотоволосая, Казань, 1941), Ильдар (Казань, 1942, 2 ред. 1954), Тюляк (Казань, 1945, 2 ред. — Тюляк и Су-Слу, 1967), Поэт (Казань, 1946), Намус (Честь, Казань, 1951). Джалиль (Муса Джалиль, Казань, 1957); балеты — Фатых (1943), Зюгра (Казань, 1946), Две легенды (Казань, 1970); для орк. — 3 симфонии (1937, 1968—Сабантуй, 1971—Лирическая), поэма Кырлай (по А. Тукаю, 1946), увертюра Нафисэ (1952), сюиты из балетов "Зюгра" и "Фатых" (1952, 1954), Симф. новеллы (1963) Симф. песни (1965); струн. квартет (1935); для ф-п. — сонатина (изд. 1939), вальс Сказка, сюита, прелюдии; песни, обр. нар. песен, музыка для кино.
Жиганов, Назиб Гаязович
(род. 15.I.1911 в Уральске) — сов. композитор, педагог, муз.-обществ. деятель. Воспитывался в детском доме. Муз. образование получил в Казанском муз. техникуме (1928—30), муз. училище при Московской консерватории (1931—35), Московской консерватории (1935—38, класс композиции Г. Литинского); дипломная работа — оп. "Качкын" ("Беглец"), которой в 1939 открылся Тат. театр оперы и балета. В 1939—43 Ж. худож. рук. этого театра, 1939—77 пред, правления СК Татарии, с 1957 секретарь правления СК РСФСР, с 1962 секретарь правления СК СССР. Один из основателей Казанской консерватории и ее ректор (с 1945), с 1947 доцент, с 1953 профессор. Ж. избирался депутатом Верх. Совета СССР (7 соз.), РСФСР (3—5 соз.), ТАССР (6, 8 соз.). Чл. комитета по Ленинским и Гос. премиям СССР (с 1961), чл. Республиканского комитета борьбы за мир. Заслуги Ж. перед сов. искусством отмечены почетными званиями засл. деят. иск. ТАССР (1939), засл. деят. иск. РСФСР (1940), засл. деят. иск. Чув. АССР (1961), нар. арт. СССР (1957). Ж. награжден орденами Ленина (1950), Трудового Красного Знамени (1971), "Знак Почета" (1945, 1959); лауреат Гос. премий СССР (1948, 1950, 1970). В творчестве Ж. ведущее место занимают оперный и симфонический жанры. Широкое признание получили историко-легендарная опера "Алтынчач" и опера-поэма "Джалиль", в которой Ж. успешно решает современную героическую тему. Творчество Ж. отличает высокая гражданственность, национальное своеобразие, индивидуальность худож. стиля.
Соч.: оперы "Качкын" (1939), "Ирек" (1940), "Алтынчач" (1941), "Ильдар" (1942, 2 ред. "Дорога победы", 1954), "Тюляк" (1945, 2 ред. "Тюляк и Су-Слу", 1967), "Поэт" (1947), "Намус" (1950), "Джалиль" (1957); балеты "Фатых" (1943), "Зюгра" (1946), "Две легенды" (1970); кантата "Республика моя" для хора с орк. (1960); симфонии: I — 1937, II — "Сабантуй" — 1968, III — Лирическая — 1971, IV — 1973, V — 1974, VI —1975, VII—1976, VIII — 1977, IX—1978; поэма "Кырлай" (1946), Сюита на тат. темы (1948), увертюра "Нафиса" (1952), симф. новеллы (1963), симф. песни (1965) и др. произв. для орк.; соч. для фп., в т. ч. Сонатина (1935), Сюита в 5 ч. (1963), цикл "Зарисовки" (1975); песни, романсы, в т. ч. "Народу русскому привет", цикл "Я пою, чтоб мир был светел", "Ожидание", "Сердце с Лениным говорит", "Живут на свете сказки", "Коммунисты" и др.; обр. нар. песен; музыка к к/ф "Советская Татария".