, Франсуа (Girardon, Francois) 1628, Труа — 1715, Париж. Французский скульптор, архитектор. Учился у Л. Манье, Ф. Агнье, а также в Риме (до 1650) у Дж. Л. Бернини. В XVII в. Франция являла собой могучую державу, с крепкой централизованной властью, сосредоточенной в руках короля Людовика XIV, заявлявшего: "Государство — это я". Искусство было призвано прославлять мощь страны, поражать воображение грандиозными масштабами архитектурных ансамблей, ясной логикой организации пространства, великолепием и пышностью декора. В Париже возводятся новые дворцы, набережные, появляются оформленные фонтанами и статуями площади. В окрестностях столицы сооружаются величественные комплексы, окруженные прекрасными садами и парками. Неотъемлемой составляющей архитектуры становится скульптура, в которой, как и в зодчестве, уживались идеи классицизма и барокко. Ведущим мастером, принимавшим участие в осуществлении многих проектов, был скульптор Франсуа Жирардон, ему принадлежит оформление дворца Во-ле-Виконт, работы в Лувре, Тюильри, Версале и др. Созданный ваятелем конный монумент Людовика XIV (кон. 1690-х) близок конным римским статуям эпохи империи. Торжественно выступает конь; король облачен в одежду римских императоров: тунику, панцирь, плащ, но при этом горделиво поднятая голова монарха украшена по моде XVII в. пышным париком, тугие локоны которого ниспадают на плечи (монумент разрушен в эпоху Французской революции 1789—1794, уменьшенная реплика в бронзе хранится в собрании Гос. Эрмитажа). В 1666—1673 Жирардон выполняет для королевской резиденции в Версале одно из лучших своих произведений — Аполлон и нимфы. Группа, состоящая из семи фигур, умело скомпонована; богатство барочного декора не нарушает ясной логики композиции, пронизанной воздухом и светом, что особенно важно для ландшафтной пластики. Фигурам "не тесно" в пространстве композиции, движения их свободны и естественны. В центре — величественный Аполлон, строгая красота которого вызывает в памяти образы античной скульптуры. Нимфы, окружающие небожителя, образуют гармоничную группу, при этом каждая наделена индивидуальной выразительностью. Прекрасно разработаны складки драпировок, выявляя формы тела, они образуют орнаментальный узор, подчиненный мелодичному ритму, поражающему разнообразием. Для парка в Версале Жирардоном были созданы исполненная бурной динамики группа Похищение Прозерпины (1699), дышащий радостью жизни рельеф Купающиеся нимфы (кон. 1690-х) и др. Другие произведения: Персей и Андромеда (1684, Париж, Лувр), надгробие кардинала А. Ж. Ришелье (1694, Париж, капелла собора Сорбонны), бюст Н. Буало (Париж, Лувр).
Лит.: Francastel P. Francois Girardon. Paris, 1928.
В. Стародубова
0.00 байт
Женщины западноевропейского кинематографа: творческий путь А. Жирардо, С. Синьоре, М. Морган
Настоящая работа развивает традиции интеллектуальной истории, связанные с воссозданием «гиперреальности» театрально-кинематографического пространства через сценические жизнеописания.