Житие Антония Печерского – один из древнейших памятников древнерусской агиографии. Ж. написано не позднее 90-х гг. XI в. и, как полагает С. П. Розанов, не в Киеве, а в Чернигове или Тмуторокани: изложенная в Ж. история возникновения Киево-Печерского монастыря существенно отличается от традиционной версии, отразившейся в памятниках киевской литературы.
Антоний (мирское имя его неизвестно) происходил из г. Любеча. Он совершил поездку на Афон, где и был пострижен. Вернувшись на Русь, Антоний поселился в пещере на берегу Днепра. Позднее в той же пещере с ним поселился Никон Великий и Феодосий Печерский. Тем самым было положено основание Киево-Печерскому монастырю. Из-за конфликта с князем Изяславом Антоний дважды покидал Киев: князь был разгневан пострижением в монахи своих приближенных, а в 1068 г. поддержкой, оказанной Антонием Всеславу, захватившему киевский великокняжеский стол. Умер Антоний в 1072–1073 гг. Упоминание имени Антония в заголовках некоторых поучений дало повод для их атрибуции ему; приписывали ему и перевод Жития Григория Омиритского. Неосновательность атрибуций показана Н. К. Никольским (см.: Повременный список, с. 149–157).
Ж. было использовано при составлении Начального свода, особенно в сказании «чего ради прозвася Печерский монастырь» (см. Повесть временных лет под 1051 г.). Именно правкой по Ж. первоначального текста сказания и объясняется, видимо, ряд существенных разноречий между сказанием и Житием Феодосия Печерского (см. Нестор, монах Киево-Печерского монастыря) в изложении истории возникновения монастыря. Ж. было использовано также при составлении Патерика Киево-Печерского: в Патерик оттуда вошли сведения о пострижении Антонием Илариона, будущего русского митрополита, сказание о Евтратии постнике, о Моисее Угрине, о чуде при закладке каменной монастырской церкви, сведения о «варяжской пещере». В Патерике есть и прямые ссылки на Ж. (см., например, издание Патерика в кн.: ПЛДР. XII век. 1980, с. 422, 482, 498, 530, 552, 582). Однако Ж., вероятно, было редким памятником, возможно, из-за отмеченных выше расхождений с традиционной версией истории Киево-Печерского монастыря. Согласно указанию диакона Исайи (см.: Бычков А. Ф. Описание церковно-славянских и русских рукописных сборников имп. Публичной библиотеки. СПб., 1882, с. 143), в 1570-х гг. в Киево-Печерском монастыре уже не было его списков. Житие Антония, входящее в старопечатный патерик 1661 г., не имеет ничего общего с древним Ж,: оно составлено на основе Киево-Печерского патерика, Жития Феодосия Печерского и других источников. Упоминание текста Ж. в числе книг «во дворе» Бориса Годунова (см.: Белокуров С. О библиотеке московских государей в XVI столетии. М., 1898, с. 322), по мнению Д. И. Абрамовича (см.: Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике. – ИОРЯС, т. 7, 1902, кн. 2, с. 75, прим. 114), имеет в виду текст «Сказания o начале Печерского монастыря».
Лит.: Кубарев А. О патерике Печерском. – ЧОИДР, 1847, № 9, с. 18–20; Шахматов А. А. 1) Житие Антония и Печерская летопись. – ЖМНП, 1898, март, отд. 2, с. 105–149; 2) Разыскания, с. 257–276; Приселков М. Д. 1) Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X–XII вв. СПб., 1913; 2) Нестор-летописец. Опыт историко-литературной характеристики. Пгр., 1923, с. 74–77; Розанов С. П. К вопросу о Житии преподобного Антония Печерского. – ИОРЯС за 1914 г., 1915, т. 19, кн. 1, с. 34–46.
О. В. Творогов