Житие Авраамия Ростовского – памятник агиографии, написанный, по мнению большинства исследователей, не ранее XV в. Ж. повествует о легендарном основателе ростовского Богоявленского монастыря – Авраамии, память которого церковь отмечает 29 октября. В отношении времени жизни героя Ж. Авраамия, о котором кроме Ж. не сохранилось исторических сведений, мнения ученых, напротив, расходятся: Макарий Булгаков относил его подвиги к первым десятилетиям христианства на Руси, В. О. Ключевский – к 1073–1077 гг. (т. е. после смерти Леонтия Ростовского), А. А. Титов – к концу XI – началу XII в.; Е. Е. Голубинский и А. П. Кадлубовский, отказывающиеся видеть в Авраамии основателя Богоявленского монастыря (монастырь впервые упоминается в Летописи Лаврентьевской под 1261 г.), – к XIV в. Е. Е. Голубинский пытался отождествить без достаточных оснований героя Ж. с игуменом Авраамием Низким, ходившим в Царьград с митрополитом Пименом в 1385 г. Приходится, однако, считаться и с указанием третьей редакции Ж., что мощи Авраамия были обретены «во дни великаго князя Всеволода Юрьевича Владимирскаго внука Мономахова в лето 6683 октоврия в 27 день» (по-видимому, эту редакцию цитирует и Амвросий: История российской иерархии. М., 1811, т. 3, с. 64–65).
Разногласия эти порождены анахронизмами и противоречиями в тексте самого Ж. (уже в первоначальной редакции, например, говорится о великом князе, который сидит во Владимире, что совсем не согласуется с господством язычников в ростовских пределах), списки которого делят на три редакции, различающиеся прежде всего в описании жизни Авраамия до его прихода в Ростов. Первая редакция вовсе умалчивает об этом начальном периоде жизни святого, она, по словам В. О. Ключевского, «не житие сколько-нибудь связное, а довольно неискусная сшивка общего очерка с двумя сказаниями» – о сокрушении идола Белеса и о борьбе святого с происками беса. Эта редакция неоднократно издавалась – в ПЛ (с разночтениями по рукописи второй редакции), в «Ярославских епархиальных ведомостях» за 1874 г. (перепечатка предыдущего издания), в ВМЧ, А. А. Титовым, М. Н. Тихомировым, в кн. «Древнерусские предания». На основании первой редакции была составлена проложная память (издана А. И. Пономаревым). А. П. Кадлубовский предложил делить списки, содержащие эту первоначальную редакцию, на две версии, из которых вторая, содержащая имена князей и епископов ростовских, – позднейшая. Во второй редакции Ж. появляется более обстоятельный рассказ о юных годах Авраамия. Здесь названо, в частности, и место его рождения – город Чухлома, сказано, что он постригся на Валааме. Предполагают влияние на эту редакцию Жития Авраамия Галичского или Чухломского (см. Протасий, игумен Чухломского Покровского монастыря), чем определяется время ее появления – не раньше второй половины XVI в. Третью редакцию Ж. на основании отрывка ее, извлеченного Макарием Булгаковым из устава Валаамского монастыря и напечатанного им в «Истории русской церкви», датировали концом XVII или началом XVIII в. Филарет (Обзор, с. 266) безосновательно приписал ее Феодору Полетаеву. Полный текст этой редакции, напечатанный М. И. Соколовым и содержащий подробный рассказ об обстоятельствах ее создания (отсюда выясняется, между прочим, что уже в XVII в. появились скептики, сомневавшиеся в приурочении жизни Авраамия к древнему периоду), позволяет отодвинуть время возникновения третьей редакции на полстолетия (чудо 1649 г.). В третьей редакции, в основе которой лежит вторая, биография Авраамия дополняется новыми легендарными подробностями: оказывается, в частности, что первоначально он был язычником и носил имя Иверк, а после крещения был назван Аверкий. Установившуюся схему взаимоотношения редакций Ж. Авраамия Ростовского пытался пересмотреть Е. Е. Голубинский, согласно которому первоначальной является вторая редакция, а первая представляет собой ее проложное сокращение. Построение Е. Е. Голубинского, значительно усложняющее историю текста Ж., подверглось критике в книге А. П. Кадлубовского.
На позднее происхождение Ж. указывает и литературное происхождение большинства его мотивов, не всегда умело соединенных вместе. А. П. Кадлубовский установил влияние на него Жития Авраамия Затворника, входящего в состав «Паренесиса» Ефрема Сирина, а также апокрифического Жития Иоанна Богослова (см. Апокрифы о Иоанне Богослове). Л. А. Дмитриев доказал заимствование рассказа о бесе, заключенном в рукомойник, из легенды об Иоанне Новгородском (прежние исследователи не исключали возможности и обратного влияния или происхождения рассказа из общего источника). Наконец, Б. М. Соколов отметил перекличку Ж. Авраамия с былинами об Идолище поганом.
Изд.: ПЛ. СПб., 1860, вып. 1, с. 221–225; Преподобный Авраамий архимандрит, ростовский чудотворец // Яросл. епарх. вед., 1874, ч. неофиц., № 45, с. 353–357; ВМЧ, Октябрь, дни 19–31. СПб., 1880, стб. 2025–2032; Макарий [Булгаков]. История русской церкви. 3-е изд. СПб., 1889, т. 1, с. 263–265 (отрывок); Соколов М. И. 1) Пространное житие преподобного Авраамия, ростовского чудотворца // Яросл. епарх. вед., 1890, ч. неофиц., № 14, стб. 213–222; № 15, стб. 225–239; 2) О редакциях жития св. Авраамия Ростовского // Тр. VIII Археол. съезда в Москве. М., 1895, т. 2, с. 238–240 (отрывок); Титов А. А. Житие преподобного Авраамия Ростовского чудотворца: По рукописи XVII в. // Яросл. губ. вед. 1892, ч. неофиц., № 52, с. 2; № 53, с. 2 (перепеч. в статье: Титов А. А. Житие преподобного Авраамия Ростовского. (По поводу письма о нем иезуита И. М. Мартынова) // Христианин, 1908, № 8, с. 559–570); Памятники древнерусской церковно-учительной литературы / Под редакцией А. И. Пономарева. СПб., 1896, вып. 2, ч. 1, с. 42–44; Тихомиров М. Н. Описание Тихомировского собрания рукописей. М., 1968, с. 184–188; Повесть о водворении христианства в Ростове // Древнерусские предания (XI–XVI вв.). М., 1982, с. 130–134.
Лит.: Церковь русская во дни св. Владимира и Ярослава до избрания митрополита Илариона. 988–1051 // Христ. чт., 1850, ч. 1, с. 59–61; Ключевский. Древнерусские жития, с. 26–38; Барсуков. Источники агиографии, стб. 1–5; Строев. Словарь, с. 318; Пономарев А. Авраамий // ПБЭ. Пг., 1900, т. 1, стб. 203–210; Кадлубовский А. 1) Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902, с. 1–43 (рец. Е. Е. Голубинского // Отчет о присуждении премий имени графа Д. А. Толстого. СПб., 1905 (СОРЯС, т. 78, № 4) с. 96–98); 2) Несколько разъяснений по поводу рецензии акад. Е. Е. Голубинского // РФВ, 1906, т. 55, № 1 и 2, с. 327–330; Голубинский Е. Е. 1) История канонизации, с. 82–83; 2) История церкви. М., 1904, т. 1, 2-я пол., с. 763–775; Дурново Н. Н. Легенда о заключенном бесе в византийской и старинной русской литературе // Древности: Труды славянской комиссии имп. Моск. археол. об-ва. М., 1907, т. 4, вып. 1, с. 59–61; Соколов Б. М. Былины об Идолище поганом // ЖМНП, 1916, Нов. сер., ч. 63, май, с. 20–28; История русской литературы. М.; Л., 1945, т. 2, ч. I, с. 66; Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII–XVII вв. Л., 1973, с. 154–155; Роdskalsky G. Christentum und theologische Literatur in der Kiever Rus’ (988–1237). M?nchen, 1982, S. 142.
Доп.: Скрипиль М. О. Легендарно-политические сказания Древней Руси // Докл. и сообщ. Филол. ин-та ЛГУ. Л., 1950, вып. 2, с. 61–63.
Т. В. Буланина