Житие Даниила Переяславского составлено после 1553 г., по С. И. Смирнову – между 1556–1562 гг., вскоре после смерти Даниила (ум. в 1540 г.) его учеником, имя которого в Ж. не названо. По высказанному в разное время предположению (А. И. Свирелин, П. Г. Васенко и А. П. Кадлубовский) автором Ж. был царский духовник Андрей, известный в дальнейшем как Афанасий, митрополит московский, составитель Степенной книги.
Ж., как говорится в предисловии к нему, было написано по повелению царя Ивана Грозного и московского митрополита Макария. В нем упоминаются царь Василий III и его брат князь Дмитрий Иванович Углицкий, посещавшие переславские монастыри и обогащавшие их своими дарами. В особых главах сообщается, как Даниил был удостоен чести крестить царских наследников – будущего Ивана Грозного и его брата Георгия. С помощью бояр Челядниных Даниил хлопочет в Москве перед царем Василием III и архиепископом Симоном об основании нового переславского монастыря. Все это свидетельствует о стремлении автора Ж. прославить власть московского государя (в одной из глав содержится еще панегирик Ивану III). Другой чертой Ж. Даниила Переяславского является, по определению А. П. Кадлубовского, внешнее выражение благочестия, характерное для круга житий патерика Волоколамского. Пребывание юного Даниила в Боровском Пафнутьевом монастыре в течение 12 лет и вся дальнейшая его жизнь в переяславских монастырях представлены в Ж. как монашеский подвиг. Еще ребенком он подражал истязавшему себя Симеону Столпнику; особую заботу Даниила составляли хлопоты об умерших нечаянной смертью – безвестных странниках, убитых разбойниками и др. Среди монахов Даниил стремился насадить трудолюбие и добродетели, а когда стал архимандритом Горицкого монастыря, ввел строгие ограничения: разорил бани, запретил самовольный выход монахов за пределы обители, свидания с родственницами. В то же время Даниил признал излишне жесткими правила иноческого подвижничества, исповедуемые кирилловским старцем Тихоном. В Ж. рассказывается о прозорливости Даниила, которая позволила ему обрести мощи князя Андрея Смоленского, для освидетельствования которых в Переяславль собрались представители церковных властей из Москвы и Суздаля. Прорицательский дар Даниила позволил ему предсказать судьбу некоторых «первосвятителей» – московского митрополита Иоасафа и чудовского архимандрита Ионы.
Ж. дошло в четырех редакциях в списках не ранее XVII в.: первоначальной, сокращенной, написанной для Степенной книги («Сказание вкратце о преподобном старце Даниле Переяславском»), проложной и переработанной (две последние относятся к XVII в.: переработка последней, четвертой, принадлежит киржачскому игумену Александру, конец XVII в.). К Ж. примыкает Повесть об обретении мощей Даниила Переяславского и чудеса, имевшие место с 1652 г. до начала XVIII в. Первоначальная, сокращенная редакции, Повесть об обретении мощей и чудеса Даниила Переяславского опубликованы С. И. Смирновым. Об авторе Ж. см. также в статье: Афанасий (в миру Андрей),