главное сочинение непримиримого противника проводимой патриархом Никоном церковной реформы. Было написано в 1672 г. в Пустозерской «земляной тюрьме», куда Аввакум был заключен после церковного собора 1666–67 гг. «Живой мертвец», ожидающий смерти в темнице-гробе, Аввакум рассказывает своим последователям о новом святом, о себе самом. Конечно, с традиционной точки зрения подобное самоопределение немыслимо, но для постоянно подчеркивающего свой традиционализм новатора Аввакума отождествление автора жития с его героем оказалось возможным (известно, что Аввакум часто уподобляет себя апостолу Павлу, а житие прямо называет «книгой живота вечного»). Так, из житийного жанра (канон которого был хорошо известен Аввакуму) вырастает развернутая автобиография.
ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА
«ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА»
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
«ЖИТИЕ ПРОТОПОПА АВВАКУМА»
памятник древнерусской литературы (1672–1675), автобио-графия идеолога и вождя старообрядчества. «Житие» — первая в истории русской литературы развернутая авто-биография, написанная в эпоху разрушения художественной системы средневековья. В это время литература становилась ареной борьбы старого и нового, и в этой борьбе складывался индивидуальный авторский стиль. Ориентированное на агиографический (описание жизни святых) канон, сочинение Аввакума одновременно ре-шительно реформирует житийный жанр тем, что возвращается к далеким истокам житийной традиции. В «Житии» автор и герой агиографического повествования объединены в одном лице, что с точки зрения церкви являлось греховной гордыней. Для идеологии и эстетики Аввакума характерен демократизм, отчетливо проявившийся в его писательской позиции, в его стиле, в смелом использовании просторечия.