биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью. Являются письменными памятниками (жития Бориса и Глеба, Ольги, Феодосия Печерского и др.). Включены в "Великие Четьи-Минеи".
Жития святых
Жития святых
ЖИТИЯ СВЯТЫХ
биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью. Изучаются как пример праведной жизни. В Римской империи — сказания о христианских мучениках. Переработаны в X в. в Византии. В Киевской Руси переводные Ж. С. от южных и западных славян и из Византии. Жития первых русских святых: князья Борис и Глеб, Владимир I Святославич, Ольга, Феодосии Печерский. Включены Макарием в «Великие Четъи-Минеи».
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ЖИТИЯ СВЯТЫХ
жизнеописания духовных и светских лиц, канонизированных Русской православной церковью. Первые Ж. с.- назидательные сказания о христианских мучениках (в Киевской Руси были известны в переводах). Первые оригинальные русские Ж. с. возникли в конце 11 в. (жития княгини Ольги, князей Бориса и Глеба, Владимира I Святославича, "Житие Феодосия Печорского"). В дальнейшем Ж. с. объединялись в специальные сборники: минеи (см. Mинeu Четии), синаксарии (краткие Ж. с.), патерики.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
ЖИТИЯ СВЯТЫХ
мн – Описание жизни и духовных подвигов святых. Христианская церковь с самого начала своего существования тщательно собирает сведения о жизни ее подвижников. В России жития святых появились вместе с церковными, богослужебными книгами. Первыми сборниками были месяцесловы. В этих сборниках на каждый день месяца было представлено житие святого. Поэтому такие сборники и назвали месяцесловами. Житийная литература – жанр древнерусской литературы. Книги, описывающие жизнь святых.
Источник: Основы православной культуры. 2011
Жития святых
(греч. «агиография») – жизнеописания православных христиан (церковных и государственных деятелей, иноков и мирян), канонизированных Церковью, в первую очередь – претерпевших муки за веру. Древнейшие агиографические сборники на православном Востоке появились в IV в., а первые русские Ж. с. – в XI в. Они были составлены преп. Нестором и посвящены святым Борису и Глебу и преп. Феодосию Печерскому. Расцвет житийной традиции на Руси пришелся на XVI в., когда митр. Макарием были составлены Великие Четьи минеи (чтения помесячные). Макарий расположил все имевшиеся к тому времени русские Ж. с. в календарном порядке, приурочив их к дням памяти святых и основным православным праздникам. Другим подобным сводом, весьма авторитетным и широко распространенным в России, стали Четьи минеи, составленные святителем Димитрием Ростовским ок. 1700. Ж. с. имеют важное религиознонравственное значение в церковной жизни. Они приобщают христианина к многовековому духовному опыту Православной Церкви, конкретно представленному в жизнеописаниях святых людей, живших в разные эпохи, но равно послуживших делу православия. См. также Православие.
Источник: Краткий православный словарь.
ЖИТИЯ СВЯТЫХ
жанр агиографической литературы, жизнеописания святых и мучеников, совершивших подвиги христианской любви и благочестия в пустынях, в монастырях и в миру. Среди них – пророки, 12 апостолов и их 70 учеников, мученики, пожертвовавшие своей жизнью, но не отказавшиеся от учения Иисуса Христа, добродетельные правители, крупные иерархи, исповедники веры и др. Рассказ в житиях развертывался по определенной схеме: предисловие составителя, восхваление родителей святого и места его рождения, чудеса, возвещавшие его появление на свет, проявление святости в детские и юношеские годы, физические муки, направленные на преодоление искушений во славу веры и церкви, духовный переворот в связи с обращением в православие, чудотворная сила святого, его кончина и посмертные чудеса, послесловие, завершавшее повествование. Как правило, героем ранневизантийских житий был мученик, преследуемый жестоким императоромязычником. Древнейшие сборники житий святых были составлены тирским епископом Дорофеем (сказания о 70 апостолах, IV в.), александрийским патриархом Тимофеем («Жития честных монахов», IV в.), Феодоритом Киррским (V в.), Иоанном Мосхом (VI в.), Иоанном Эфесским («Книга историй о житиях святых восточных» – монахах и отшельниках, ранняя редакция – 565 – 566 гг.). К этому же периоду относится житийная литература, относящаяся к народному направлению и отличающаяся простотой выражения, занимательностью, обилием наивных чудес (жития бессребреников Космы и Дамиана, IV в., Симеона Столпника, VI в., Макария Римского, Пелагии, выдавшей себя за евнуха Пелагия, и др.). Виднейшим агиографом этого направления был Леонтий из города Неаполиса на Кипре (ок.590ок.668), автор «Жития Иоанна Милостивого», александрийского архиепископа, с которым он дружил. Его герой – совестливый человек, который отказывается от роскоши, соответствующей его сану. В VII в. Максим Исповедник распределил жития по календарю в соответствии с днем того или иного святого. В период иконоборчества (VIII – IX вв.) героями житий являлись монахи, но не аскеты, а иконопочитатели, наделенные всеми христианскими добродетелями и отстаивавшие свои убеждения в ожесточенной борьбе с иконоборцами. В «Житии и деяниях блаженного и праведного Филарета Милостивого», созданном монахом Никитой Амнийским, подробно описан сельский быт в деревне Аления в Пафлагонии, набеги арабов, во время которых отец Филарета потерял свои богатства. В «Житии Стефана Нового», написанном диаконом собора св. Софии Стефаном, получила одностороннее освещение политическая и идейная борьба времени: святой отдает жизнь за иконопочитание. С мельчайшими подробностями описывает агиограф муки Стефана, которого разъяренная толпа забила палками до смерти, а затем продолжала издевательства над бездыханным телом. Исторические события – набеги арабов, вторжение славян и русских – нашли отражение в «Сказании о 42 аморийских мучениках», в «Чудесах св. Димитрия» и в «Житии Георгия Амастридского». К первой половине IX в. относится житие апостола Андрея Первозванного, считавшегося основателем константинопольской епископской кафедры. Оно было составлено монахом константинопольского Каллистратова монастыря Епифанием. После 842 г. появились жития, героями которых были крупные церковные деятели – патриархи (Герман, Тарасий, Никифор и др.), исповедники веры (Феодор Студит, Феофан и др.), принимавшие активное участие в политических событиях. Агиографы (диакон церкви св. Софии Игнатий, автор житий Тарасия и Никифора) отмечали блестящую образованность своих героев, их занятия светскими науками, помогавшими лучше овладевать богословскими трудами. В X – XII вв. авторы житий следовали традициям в проповеди отказа от земных благ, аскетического образа жизни, мученичества за духовные идеалы в преддверии грядущего вечного блаженства. В житиях появились новые герои – светские персонажи: излюбленный народом юродивый, немощный телом, но чистый душой, женщина, не совершившая никаких подвигов во имя веры и умершая от побоев мужа («Житие Василия Нового и Марии Новой», X в.), мать, считавшая свою безумную любовь к дочери наущением дьявола и освободившаяся от семейных уз с помощью игуменьи («Житие Феодоры Солунской»), неизлечимый больной, ставший знаменитым врачом («Житие Мелетия Нового», XI – XII вв.). С именем Симеона Метафраста (Х в.) связана переработка и систематизация всех агиографических сочинений. Он внес в жития резкие повороты событий, длинные поучения, молитвы, жалобы, назидательные беседы персонажей. Симеон Метафраст составил сборник из 148 текстов (сохранилось более 700 списков). В XI в. в житиях увеличилось количество сухих схем, трафаретных образов, усилилась дидактическая струя, что способствовало смене классического жития светской повестью. Однако агиографы обращались к житийному жанру и в последующие эпохи – «Слово по случаю рождества прославленного чудотворца и великого подвижника Евгения», «Второе обозрение чудес св. Евгения», написанные Иосифом Лазаропулом из Трапезунда (XIV в.), «Житие св. Григория Синаита» (XIV в.), составленное его учеником Каллистом. В последнем произведении новым было стремление автора к раскрытию внутренних переживаний святого, мотивов его поступков. Жития святых легли в основу житийных икон, запечатлевших подвижников и их чудеса.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012
ЖИТИЯ СВЯТЫХ
жизнеописания канонизованных (признанных церковью святыми) лиц; представляют собой один из ист. источников. Ж. с. возникли как религ. лит.-пропагандистский жанр (агиография) во 2-3 вв. во время борьбы христианства против офиц. языч. религии. Первонач. тип Ж. с. - "мартирии" (от лат. martirium - мученичество), т. е. описания мученичеств лиц исторических или мифических, пострадавших за верность христианству. После превращения христианства в господств. религию Ж. приняли характер жизнеописаний церк. деятелей (и вообще "подвижников"), будто бы отличавшихся аскетизмом и творивших чудеса; иногда Ж. с. касались жизни светских правителей (Константин Великий и др.), очень редко - нац. героев (напр., Жанны д´Арк и др.). Ядро Ж. с. написанное подчас на основе рассказов и припоминаний, обычно обрастает фантастич., но назидат. подробностями (напр., Жития Георгия Победоносца). Первоначально простой слог Ж. с. с включением цитат из Священного писания, молитв, поучений сменяется шаблонной многословностью. Большинство Ж. с. анонимны, но известны и авторы - агиографы, специализировавшиеся на их составлении (Игнатий Диакон, Симеон Метафраст, Никита Пафлагон, Феодор Дафнопат - в Византии; в России - Нестор, Пахомий Логофет). Имеются многочисл. сборники Ж. с: минологии, патерики, синаксарии, Четьи-Минеи. Ж. с. богаты бытовым материалом; иногда они отражают настроения и чаяния нар. масс, политич. борьбу, но большинство текстов требует весьма критич. отношения (легендарность, чудеса, поздняя запись, переделки текста, тенденциозность и т. п.). Ж. с. издавались как господств. церковью, так и еретиками (несторианами, монофизитами, раскольниками). Имеются жития на греч., лат., др.-рус., сирийском, араб., груз., арм., коптском языках. На Западе (в Бельгии), начиная с 17 в. вплоть до наст. времени, Ж. с. издаются болландистами и их продолжателями. Первые опыты рус. агиографии относятся к сер. 11 в. Образцом для них послужили визант. Ж. с., особенно их краткая форма, т. н. Пролог. Но уже ранние рус. Ж. с. отличаются от византийских большей простотой и историчностью. В манере Ж. с. написаны летописные биографии Ольги, Владимира, Бориса и Глеба. Они содержат сведения о ратных подвигах князей, дают острую, политически тенденциозную картину событий своего времени, часто вносят нар. легенды и песенно-эпич. элемент. В житии Феодосия Печерского (12 в.) имеются дополняющие летописи сведения о политич. борьбе в Киеве в кон. 11 в., сведения об ист. географии, х-ве и быте Печерской обители. К жанру Ж. с. могут быть отнесены и отд. сказания Киево-Печерского патерика. Нек-рые из них содержат ценные добавления к летописным известиям о голоде и спекуляции солью в Киеве в княжение Святополка и о восстании 1113. На почве киевской традиции в 12-13 вв. развивается агиография Сев.-Вост. Руси. Наибольшее распространение получило житие Леонтия Ростовского (2-я пол. 12 в.). Политич. тенденция этого жития отражает стремление Андрея Боголюбского к церк. самостоятельности. Ценными памятниками рус. агиографии являются житие Кирилла Туровского - единств. известная биография знаменитого писателя и проповедника, Александра Невского, Авраамия Смоленского (нач. 13 в.) и др. С кон. 14 в. в духе господствующей идеологии развивается новый тип Ж. с., ставший ведущим в рус. лит-ре 15-16 вв. Его творцы - митрополит Киприан, Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет - под влиянием юж.-слав. лит-ры привнесли в Ж. с. назидат. "красноглаголание", в к-ром тонули и без того скудные факты. Канонизация святых на соборах 1547-49 и составление "Великих Четий-Миней" дали толчок дальнейшему развитию агиографии, хотя обработка более ранних Ж. с. в "Минеях" вытравила в них мн. элементы историчности. Ценным источником для истории монастырской колонизации и клас. борьбы крестьян является житие Симона Воломского (основатель монастыря в р-не Устюга Великого, убит крестьянами в 1641). Красочные рассказы о героич. плаваниях поморцев в Белом и Баренцевом морях, о судостроении, зверобойном промысле содержат сев. рус. Ж. с. 16-17 вв. (Зосимы и Саватия, Антония Сийского и др.). Жития Юлиании Лазаревой, вождей старообрядчества Аввакума и Епифания и др. подобные памятники 17 в. являются не Ж. с., а скорее ист.-бытовыми повестями в духе Ж. с. В. О. Ключевский, А. Кадлубовский, И. Яхонтов и др., искавшие в Ж. с. прежде всего достоверные факты биографий святых подвижников, признали их малоценными источниками, т. к. они писались на основе устных преданий, поздно нашедших себе письм. изложение. Сов. исследователи (Д. С. Лихачев, И. У. Будовниц, Л. В. Черепнин, Я. С. Лурье и др.), перенеся гл. внимание в изучении Ж. с. с биографич. элементов на ист. фон, открыли в них важные сведения об истории земледелия, строит. техники, о быте и нравах, истории монастырской колонизации и клас. борьбы крестьян. Они показали, что нередко сквозь идеальный образ "подвижника" в житии, вопреки стараниям авторов, проглядывает хищник-феодал; Ж. с. полны упоминаний о крестьянах, "дышущих убийством" на проникших в их земли "подвижников", о чинимых им крестьянами "скорбях и пакостях", об избиении "без милости". Источн.: Acta sanctorum..., Antverpiae-Brux., 1643-; Analecta Bollandiana, v. 1-60, P.-Brux., 1882-1962; Patrologiae cursus completus... accurante J. P. Migne, series (Latina) prima, t. 1-221, P., 1844-64; то же, series graeca, t. 1-161, (P.), 1857-66. Лит.: Ключевский В. О., Др.-рус. Ж. с. как ист. источник, М., 1871; Яхонтов И., Ж. с. сев. рус. подвижников Поморского края как ист. источник, Каз., 1881; Кадлубовский А., Очерки по истории др.-рус. лит-ры Ж. с., Варшава, 1902; Лопарев Х., Греч. Ж. с. VIII - IX веков, П., 1914; Безобразов П., Византийские сказания, ч. 1, Юрьев, 1917; Рудаков А. П., Очерки Византийской культуры по данным греческой агиографии, М., 1917; Лихачев Д. С., Человек в лит-ре др. Руси, М.-Л., 1958; Лурье Я. С., Идеологич. борьба в рус. публицистике конца XV - нач. XVI вв., М.-Л., 1960; Будовниц И. У., Из истории монастырского землевладения в XIV - XVI вв., в кн.: Ежегодник по агр. истории Вост. Европы, 1960, К., 1962; Ранович А. Б., Как создавались Ж. с., М., 1961; Библ.: Bibliotheca hagiographica graeca, Brux., 1909; Potthast A., Bibliotheca historica medii aevi, Graz, 1954. M. Я. Сюзюмов. Свердловск, Д. X. Казачкова. Ленинград.